Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения для детей с дцп

Комплекс игр и упражнений для детей с ДЦП

Цель: освобождение телесных ощущений и эмоций от интеллектуальной составляющей. Подобная работа позволяет ребенку актуализировать негативные чувства (обиду, страх, агрессию и др.) в безопасной среде, вывести их вовне (за границы себя, не опасаясь при этом быть раскрытым или наказанным.

Подсобный материал: лист бумаги, простой карандаш, музыкальное сопровождение (спокойная, медленная музыка).

Процедура проведения: включается музыка. Педагог дает ребенку бумагу и карандаш и предлагает закрыть глаза и послушать, что нужно делать. Инструкцию следует произносить медленно, с паузами; она может быть трансформирована в соответствии с индивидуальными особенностями (скоростью работы) каждого ребенка.

Инструкция: «Слушай музыку. Води карандашом по бумаге, не думая о том, что получится. Разреши своей руке двигаться так, как ей захочется. Сначала ее движения будут несмелыми, но потом она начнет двигаться свободно, легко. Пусть она делает это столько, сколько ей захочется.»

Когда педагог видит, что ребенок закончил работу, музыкальное сопровождение приглушается и следует обсуждение рисунка: «Рассмотри свой рисунок. Ты можешь взглянуть на него с разных сторон. Что ты там видишь? Может это похоже на какие-то вещи, предметы, людей или жинотных. Какие чувства вызывают у тебя эти образы?».

Можно предложить написать текст прямо поверх каракулей (таким образом преодолевается страх «белого листа»): «Напиши о том, что ты там увидел или о том, как рождался твой рисунок».

Развитие речи

«Кто больше?»

Цель: игра направлена на расширение словарного запаса, а также развитие произвольного внимания ребенка и слухового восприятия.

Процедура проведения: педагог предлагает ребенку посмотреть вокруг и найти как можно больше слов, в которых слышится заданная буква (например «с»). Можно превратить этот процесс в соревнование с педагогом или другим ребенком.

«Анаграммы» («Заколдованные слова»)

Цель: игра способствует формированию образа слова, расширению словарного запаса, а также развитию пространственных представлений.

Подсобный материал: лист бумаги; карандаши.

Процедура проведения: педагог пишет несколько слов, переставляя в них буквы местами, и предлагает ребенку разгадать эти слова. Если это окажется трудным, то педагог «шифрует» названия трех предметов, которые ребенок может видеть вокруг себя, сообщая ему об этом. Эти предметы будут служить ребенку подсказками.

Потом ребенок и педагог меняются ролями.

Развитие равновесия, осознание схемы тела, развитие умения владеть телом

«Пяточка к носочку»

Подсобный материал: шнур длиной около 1,5-2 м; небольшая игрушка.

Процедура проведения: ребенок идет по шнуру, при каждом шаге приставляя пятку одной ноги к носку другой. Задача — удержать равновесие.

Усложнение задания: при ходьбе ребенок должен нести на тыльной стороне кисти руки или на голове мелкую игрушку.

«Аист» («Завяжи шнурок»)

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок стоит на одной ноге, изображая аиста или завязывание шнурка. Задача — удержать равновесие.

«Удержи мешочек на ноге»

Подсобный материал: мешочек с песком; кубик.

Процедура проведения: ребенок поднимает ногу, удерживая на ее пальцах мешочек песка. Задача — сохранять равновесие.

Усложнение задания: — ребенок водит ногой с грузом назад-вперед. Затем можно предложить ребенку одновременно с движениями ногой двигать и руками: вытягивать их перед собой и отводить назад либо в том же направлении, куда движется нога, либо в обратном;

— ребенок, удерживая мешочек на одной ноге, приседает на другой;

— ребенок, удерживая мешочек, вытягивает вперед руку. На тыльную сторону кисти руки ставится предмет (кубик, мячик); ребенок приседает.

«Цапля уснула»

Подсобный материал: не требуется.

Процедура проведения: ребенок стоит на одной ноге, глаза закрыты. Задача «цапли» — «спать», пока педагог считает до 10.

«Пройди по дорожке»

Цель: кроме развития равновесия, игра способствуй развитию функций контроля и переключения.

Подсобный материал: шнур; всевозможные предметы разного размера и цвета.

Процедура проведения: на «дорожке», выложенной шнуром, раскладываются препятствия различного размер и цвета. Задача ребенка — двигаясь по «дорожке», перешагивать или перепрыгивать эти препятствия.

Снятие психоэмоционального напряжения

«Игра с платком»

Подсобный материал: платок или шарф.

Процедура проведения: ребенку дается платок или шарф, и с его помощью он пытается изобразить добрую старушку, злую фею, веселого фокусника, хитрую лисичку, ласковые волны, печальный падающий листок, веселый ветер и т. д.

Комплекс игр и упражнений для решения задач познавательного развития детей Средняя группа (от 4 до 5 лет) 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение.

Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки у детей 4–7 лет «Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки у детей 4-7 лет.» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. 1. Упражнения в ходьбе с сохранением.

«Береги глаза смолоду!» Комплекс упражнений и игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста Комплекс упражнений и игр для детей младшего дошкольного возраста. Острота зрения — 0,04. 1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4см).

Комплекс упражнений «Прогулка по сказочному лесу. Деревья в снегу» для детей второй младшей группы Деревья в снегу. Комплекс упражнений «прогулка по сказочному лесу» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество» «Социализация».

Фотоотчет «Комплекс гимнастических упражнений для детей от 2 до 6 лет»Фотоотчет «Комплекс гимнастических упражнений для детей от 2 до 6 лет» Провожу данную гимнастику с детьми старшей группы. Этот комплекс упражнений не только укрепляет тело, но и даёт хороший заряд бодрости и.

Комплекс гимнастических упражнений в стихах для детей от 1 года до 7 лет Всем малышам необходима физкультура. Предлагаю гимнастические упражнения, которые нравятся и подходят всем детям. Сочетание стихов и движений.

Комплекс упражнений для детей «Самомассаж ног» Чтобы далеко шагали, Никогда не уставали, Сядем все и отдохнём, Массаж ножек мы начнём. На каждую ножку Масла понемножку. / мамы капают.

Комплекс упражнений для развития фонематического слуха и речи детей Развитие слуха Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить.

Комплекс упражнений на профилактику осанки для детей старшего дошкольного возраст Комплекс упражнений для осанки стоит выполнять за час до еды или спустя час после еды. 1. «Самолет»: ребенок ставит ноги вместе и разводит.

Комплекс упражнений с применением массажной перчатки для детей средней группыКомплекс упражнений с применением массажной перчатки для детей средней группы Комплекс упражнений. «Растираем шею». Дети прямыми движениями рук вверх-вниз от основания шеи до затылочной части растирают шею впереди.

Упражнения для детей с дцп

Форму протекания заболевания, должен определить детский невропатолог. По Л.О. Бадаляну ДЦП проявляется в спастической форме, в виде гемиплегии, диплегии, двусторонней гемиплегии, в дистонической или гипотонической формах.

Читайте так же:
Свечи от воспаления яичников : названия и способы применения

По А.Ю. Ратнеру, ДЦП делится на спастический тетрапарез (двойная гемиплегия), спастический гемипарез (обе формы сопровождаются эпилепсией), мозжечковый синдром (мышечная гипотония), гиперкинезы (насильственные движения, мешающие ходьбе).

По К.А. Семеновой определяют спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую форму ДЦП, атонически-астатический синдром, гемипаретическую форму патологии.

Существует еще и рудиментарный вариант ДЦП: минимальные мозговые дисфункции—неврологические нарушения в виде вялости, быстрой утомляемости, возбудимости, неусидчивости, тиков, головных болей, а в более старшем возрасте нарушения проявляются низкой успеваемостью в школе из-за сложностей с усвоением новой информации. У таких детей бывают трудности в общении, нарушения сна.

В течение болезни по данным разных авторов различают от 3 до 4 периодов:

1) острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:

– синдрома нарушения мозгового кровообращения — имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;

– синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) — родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;

– судорожного синдрома — судороги бывают по нескольку раз в день;

– синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов — хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;

– диэнцефального синдрома — отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;

2) восстановительный период:

– ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) — начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения; б) поздний восстановительный период — длится до 1-2 лет;

3) период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, — начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5ч. в день, в 3-7 лет — до 6ч.

Наша задача — как можно раньше выявить симптомы заболевания, а для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Лечебная физкультура является важнейшим фактором физической реабилитации больных ДЦП, развития их самообслуживания. Малогрупповые занятия ЛФК, игры, лечебная хореография, гидрокинезотерапия способствуют совершенствованию психомоторных функций ребенка, максимально приближают его к уровню сверстников.

Одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Комплекс лечебной физкультуры состоит из выполнения физических упражнений (самостоятельно или при помощи взрослых), массажных процедур, закаливания и укрепления организма, активный образ жизни, рефлексотерапии, иглоукалывании, привлечения ребенка к легкой трудовой деятельности.

Цели ЛФК при ДЦП — развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах. Также в задачи ЛФК при ДЦП входит обучение детей бытовым навыкам, элементам трудовых процессов, самообслуживанию. Благодаря занятиям лечебной физкультурой, у ребенка вырабатываются новые навыки и правильные движения.

Лечебная физкультура при ДЦП преследует следующие задачи:

1) нормализация безусловно-рефлекторной основы становления произвольных движений;

2) развитие сенсомоторных возможностей больного на базе перестройки порочных компенсаций и стимуляции координированных функций анализаторных систем;

3) обучение жизненно необходимым двигательным навыкам и элементам спортивных упражнений на основе развития общей подвижности больного;

4) специальная разносторонняя тренировка координации движений.

Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

Процесс занятий лечебной физкультурой должен быть теоретически обоснован, построен согласованно с другими методами лечения. Для выбора методик занятий необходимо предварительное тщательное обследование больного, детальное выяснение характера поражения, состояния суставов и мышечной системы, степень утраты функциональных возможностей и прогноз заболевания .

Поскольку физиологический смысл занятий лечебной физкультурой состоит в развитии новых условно-рефлекторных связей и механизмов в процессе коррекционной работы, одинаковое значение имеют как демонстрация, так и словесное объяснение комплекса физических упражнений. Основной формой их организации являются индивидуальные занятия. Необходимо производить периодическое определение изменений в состоянии функций с помощью специальных тестов, и, по возможности, физиологических исследований. Такие осмотры позволяют своевременно выявить необходимость изменения методики и одновременно отражают динамику функционального состояния больного, эффективность его лечения на каждом этапе.

Методика ЛФК при ДЦП базируется на следующих принципах: регулярность, систематичность и непрерывность занятий, индивидуальный подход, учет стадии и тяжести заболевания, а также возраста и психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок. Оно должно быть строго индивидуальным.

Важность ранней коррекционно-воспитательной работы при ДЦП обуславливается особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций. Ранние занятия должны проводиться в самом раннем детстве, чем раньше, тем лучше, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций, потому что замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития ребенка. Также занятия, проводимые с детьми, включают в себя артикуляционную гимнастику и логопедический массаж.

Перед началом занятий лечебной гимнастикой применяется криомассаж по В.И. Дубровскому для того, чтобы расслабить мышцы рук и ног. Для того, чтобы уменьшить гипертонус используется точечный массаж, сегментарный массаж, криомассаж и упражнения на растягивание. Также в комплекс ЛФК при ДЦП с успехом включается гидрокинезотерапия (аквааэробика), которая состоит из плавания, гимнастики и игр в воде. При этом температура воды должна быть не меньше 36-37 градусов. Упражнения проводятся по 15-20 минут. Курс — 20-30 процедур через день.

Большое значение имеют упражнения на расслабление. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц.

Для снятия гипертонуса мышц рекомендуется использовать упражнения на мяче: 1. И.П. — лежа на животе и боку, на спине. Покачивание ребенка. Также можно в этом положении проводить ему классический массаж.

2. И.П. — лежа на животе. Ребенок должен поднять и опустить руки, затем отвести их в стороны, попытаться расслабить и с силой опустить.

Читайте так же:
Диета для четвертой группы крови

Примерный комплекс упражнений для детей с ДЦП в раннем возрасте: растягивания, специальные положения и укладки. Согнуть или разогнуть конечность, удерживая ее в таком положении не менее 5-8 секунд, затем провести поглаживание, разминание и потряхивание напряженных мышц до тех пор, пока они не расслабятся.

Укладки выполняются при помощи мешочков с теплым песком. Можно сделать криомассаж спазмированных мышц. Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус), и это приводит к тому, что патологический двигательный стереотип постепенно разрушается, патологическая афферентация с рецепторных полей патологически активного рефлекса снижается, и нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях.

При обучении бытовым навыкам (самообслуживанию) широко используются такие виды деятельности, как занятия рисованием, письмом, также у ребенка вырабатываются умения держать ложку, вилку, карандаш, зубную щетку, умываться, причесывать волосы и т.д. В тренировки включают ходьбу по ровной поверхности, по ступенькам лестницы, передвижения в специальной коляске. У ребенка вырабатывается способность стоять между брусьями (для этого устанавливаются параллельные рейки на уровне тазобедренных суставов), ходить с преодолением препятствий (в виде препятствий используются кубики, мячи, палки и др. предметы). Что касается обучения ходьбе, то сначала следует провести массаж спазированных мышц. Также в занятия лечебной физкультурой при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях — стоя, сидя, лежа. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. В освоении акта ходьбы это является важным этапом. Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги. Эти упражнения выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, а также с изменением ритма и темпа выполнения.

При наличии гипертонуса мышц быстрота движений, их координация резко снижаются. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению упражнений, необходимо сделать массаж (можно криомассаж), а также вибромассаж стоп. Когда придет время непосредственно приступить к упражнениям, то сначала следует выполнять более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Затем постепенно следует усложнять упражнения и ускорять ритм их выполнения. Упражнения выполняются на месте и в движении (например, ходьба, бег и пр.)

Таким образом, Правильный охранительно-стимулирующий двигательный режим и физические упражнения способствуют общему укреплению организма, восстановлению функции различных систем, развитию координационных связей и благоприятных компенсаторных реакций.

ЛФК для детей с ДЦП

Рассмотрим возможности ЛФК для детей с ДЦП, что это такое, возможный комплекс упражнений, правила проведения лечебной физкультуры.

Что такое ДЦП?

Детский церебральный паралич – это патологическое заболевание. Если ребенку поставили такой диагноз, значит, у него поражен определенный отдел мозга.

Определить степень и природу заболевания можно примерно в 2 месячном возрасте.

Бывают случаи, когда поражаются несколько отделов. Паралич центральной нервной системы может наступить у ребенка еще тогда, когда он находится в утробе, а также уже после рождения.

Это заболевание достаточно серьезное и может со временем развиваться. Чтобы предотвратить ухудшение ситуации и увеличить вероятность её исправления, необходимо выполнять различные упражнения по специальным методикам.

Важность ЛФК

В период реабилитации при ДЦП особое значение уделяется лечебно-физкультурному комплексу упражнений. Данная нагрузка успешно помогает:

  • развивать непосредственность и легкость торможения движений;
  • уменьшает гипертонус мышечной ткани;
  • позитивно влияет на координацию движений;
  • способствует улучшению подвижности суставов;
  • приобретать необходимые в быту навыки;
  • благотворно влияет на возможность самообслуживания.

Начинать упражнения для детей с ДЦП необходимо в раннем возрасте.

ЛФК способствует не только развитию мускулатуры и подвижности, но также делает мозг больного ребенка более пластичным. Снижается риск серьезной задержки умственного развития.

Существуют персональные запреты на проведение конкретных упражнений, но их можно уточнить лишь у лечащего врача.

Лечебная физкультура включает в себя множество различных комплексов, всегда можно подобрать подходящий.

Программа упражнений

Программа упражнений для детей с ДЦП должна включать следующие виды нагрузок:

  1. Комплекс на растяжение мышц. Для профилактики тератогенеза необходимо развивать мышечную подвижность. Это поможет снять напряжение и увеличить область совершения движений.
  2. Упражнения на поддержание чувствительность мышечной ткани и ее развитие. Это помогает регулировать силу взаимодействия с конкретными мышцами, позволяя совершать обыденные ритуалы в быту.
  3. Нагрузка на улучшение реакции нервных окончаний. Позитивно влияет на функционал нервной ткани.
  4. Программа для совершенствования антагонистических мышц.
  5. Комплекс, направленный на развитие выносливости, стойкости, дисциплины организма.
  6. Упражнения, способствующие закреплению нормальной ходьбы, корректирующие походку.
  7. Нагрузки на удержание равновесия. Тренировка вестибулярного аппарата.

Следует относиться с особым вниманием и сосредоточенностью к комплексу занятий, проводимому в домашних условиях!

Цель упражненияВид упражнения
Для поддержания или увеличения подвижности суставов1. упражнения на диапазон движений
2. упражнения на растяжку
Для поддержания или увеличения силы3. укрепляющие упражнения с движением: упражнения, которые прорабатывают мышцы и двигают сустав, преодолевая сопротивление.
4. укрепляющие упражнения без движения: упражнения, которые прорабатывают мышцы без движения сустава.
Для улучшения положения5. практика удержания вещей или практика делать что-то в хорошей позиции
Для улучшения контроля6. практика выполнения определенных движений и действий для улучшения баланса или контроля

Все потенциальные программы тренировок необходимо согласовать с врачом и досконально изучить технику выполнения каждого упражнения.

Упражнения для малышей

Ниже приводятся два небольших комплекса упражнений для проведения их с малышами.

Комплекс упражнений Кириченко Валентины

Ниже предлагаю вам посмотреть комплекс упражнений для детей-инвалидов с ДЦП от специалиста Кириченко Валентины Анатольевны.

Упражнения в бассейне

Вода для детей всегда являлась источником радости, веселья, беззаботности. Дети с церебральным параличом, конечно же, не являются исключением.

Водные процедуры проводятся не более 30 минут. Не следует переутомлять мышцы.

Лучше проводить занятия регулярно, терпеливо достигая результатов, чем за один раз, который не принесет успеха.

Занятия необходимо выполнять постепенно, комплексами.

Шаг 1

Первые 2-3 занятия проводятся на суше у бассейна, без контакта с водой.

Необходимо объяснить ребенку, как правильно двигаться в воде. Следует, путем гимнастики, научить больного правильно шевелить руками и ногами.

Шаг 2

При первом спуске в воду следует быть очень внимательным. Дети с ДЦП легко пугаются и могут не понять контакта с водой.

Ребенку понадобится дополнительная поддержка, как физическая, так моральная. Однако, нужно заметить, привыкают детки к плаванию очень быстро.

Читайте так же:
Упражнения для похудения для начинающих

Шаг 3

Далее уделяется внимание разминке рук. Движения верхними конечностями во время плавания способствуют укреплению шейных позвонков.

Необходимо показывать ребенку, как правильно двигать руками. Первые махи обязательно должны быть плавными, медленными. Мышцам предстоит привыкнуть к изменениям. На следующих занятиях приступают к ускорению вращения.

Шаг 4

Позже отдают должное движению ногами. Ввиду неверного развития опорно-двигательного аппарата у детей с ДЦП, необходимо исправлять это в бассейне.

Хорошим способом служат прыжки в воде. Для их выполнения рекомендуется придерживать малыша за руки.

Правила выполнения упражнений

В первую очередь, необходимо соблюдать базовые правила, касающиеся комплекса упражнений ЛФК для детей с ДЦП:

  • занятия должны быть регулярными;
  • подход – индивидуальным к каждому ребенку;
  • следует соблюдать систематичность занятий, не прерывая их;
  • увеличение нагрузок должно происходить постепенно и строго под присмотром врача;
  • при назначении комплекса обязательно учитывается тяжесть патологии и психическое развитие больного.

Каждый ребенок индивидуален. Никто, кроме родителей и врача, не сможет определить, подойдет ли конкретная методика исключительному малышу.

Массаж в ЛФК

Любой массаж служит вспомогательным, но очень важным элементом при отклонениях ДЦП. Массаж ребенку при ДЦП нужно начинать делать сразу, как только выявлен точный диагноз.

Он нормализирует кровообращение, способствует улучшению обмены веществ, оказывает благотворное влияние на мышечную ткань, снимает спазмы.

Выделяется три основных вида массажа при ДЦП:

  1. классический;
  2. сегментарный;
  3. точечный.

Подробно ознакомившись с каждым методом, родители могут делать массаж самостоятельно дома.

Классический массаж направлен на снятие спазма с напряженных мышц и тонизирование ослабленных. Это помогает изменить искаженные позы ребенка.

Движения при проведении процедуры должны быть плавными, медленными. Кожа не должна смещаться вслед за рукой.

Применяются следующие способы стимуляции:

  1. непрерывное поглаживание – разогревает и расслабляет мышцы;
  2. валяние – применяется для воздействия на большие группы мышц;
  3. катание – идеально подходит для влияния на тазобедренный и плечевой суставы;
  4. глубокое прерывистое поглаживание – подходит для поддержания тонуса в мышечных тканях;
  5. растирание внешней частью ладони – ребристая поверхность способствует стимуляции крупных мышц (ягодицы, спина, бедро);
  6. легкое поколачивание, пощипывание.

Вспомогательные тренажеры

Лучше всего иметь дома дополнительные тренажеры для раннего развития.

Коврик с неровной поверхностью, покрытый небольшими бугорками

Необходимо приучать ребенка ходить по нему босыми ножками. Упор лучше делать на пяточки. Именно там сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний.

Также безусловным достоинством процедуры служит нормализация кровообращения. Для создания большего интереса к данному занятию у ребенка коврик рекомендуется раскрасить, нанести интересные аппликации, узоры.

Такое решение поспособствует интеллектуальному развитию.

Специальный эспандер

Сейчас уже встречается достаточно подобных тренажеров для развития хватательных рефлексов. Но раньше использовались красивые тряпичные мешочки с крупой (греча, рис).

Данное средство также исключает спастику пальцев (спазм или судорога).

Ходунки или прыгунки

Необходимо внимательно отнестись к выбору данного тренажера.

Желательно подбирать специальные – для детей, страдающих ДЦП. В них существует уникальная ортопедическая вставка, обладают функцией крепления к вертикальной поверхности. Однако мнения врачей по поводу необходимости использования ходунков сильно расходятся. Рекомендуется родителям изучить все отзывы и, посоветовавшись со специалистом, принимать решение.

На данный момент широко развивается область оздоровления и профилактики для детей с ДЦП разных возрастов. Программы успешно помогают нормально функционировать в обществе и быту. Главное – не «запускать» с лечением, выполнять все предписания врача и запастись терпением.

Роль лечебной физкультуры нельзя недооценивать при профилактике множества заболеваний. Отдельно она не обладает заживляющим эффектом. Однако в комплексе с медикаментозным воздействием и массажем дает превосходные результаты. ЛФК является неотъемлемой частью жизни детей, страдающих ДЦП.

Лечебно-физическая культура при детском церебральном параличе Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

Детские церебральные паралич – это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ДЦП – это неизлечимое заболевание; но облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Подулыбина А. В.

Текст научной работы на тему «Лечебно-физическая культура при детском церебральном параличе»

ЛЕЧЕБНО-ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Детские церебральные паралич — это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ДЦП — это неизлечимое заболевание; но облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру Последняя играет огромную роль в адаптации больного к внешним условиям [2].

Детский церебральный паралич сопровождается ограничением двигательной активности. Эта гипокинезия приводит к ухудшению функций всех систем организма, а не только двигательного аппарата. Физические упражнения уменьшают вредное влияние гипокинезии и являются профилактикой и устранением гипокинетических расстройств [5].

В чем же причина такого роста ДЦП? Почему рождаются больные дети у совершенно здоровых родителей, у женщин с нормальными размерами таза, проживающих в экологически благополучных районах, соблюдающих все врачебные рекомендации во время беременности. Многие заболевания медицина успешно лечит и старается предотвратить прививками, лекарствами, диетами, операциями, мерами гигиены. Почему нет четких рекомендаций и мер по предотвращению ДЦП. Что затрудняет поиск мер профилактики, ранней диагностики и лечения в самом начале (в остром периоде) заболевания ребенка. Современные медики называют множество причин ДЦП. На первое место ставят некое поражение мозга в период внутриутробного развития плода, указывая сотни факторов, в т.ч. острые и хронические заболевания матери, вредные привычки родителей, психологический дискомфорт, инфекционных агентов и многое другое. Создатель термина ДЦП — светило медицины XIX в. Уильям Литтл считал главной причиной ДЦП родовую травму и / или гипоксию (кислородную недостаточность) в родах, которые вызывают повреждения головного мозга рождающегося ребенка [4].

Отрицательно сказываются на развитие нервной системы ребенка прием женщиной во время беременности некоторых лекарственных препаратов (например, кортикостероидов, барбитуратов), токсикоз беременности, угроза выкидыша, маточные кровотечения, недоношенная беременность, работа будущей матери с вредными химическими веществами Органическое повреждение клеток головного мозга приводит к повышенному потреблению кислорода, вследствие чего возникает кислородный дефицит в большинстве

* Соискатель кафедры Адаптивной физической культуры.

структур центральной нервной системы, а это в итоге приводит к нарушению обменных трофических процессов как автономно в зоне поражения, так и генерализовано для всего организма плода в целом.

Независимо от причины повреждения нервной ткани во время беременности происходит ее гипоксия — недостаточное снабжение кислородом. В результате нарушаются обменные процессы в клетках мозга, прежде всего кислородный обмен, наблюдается сбой в развитии жизненно важных нервных центров и сосудистой системы головного мозга, целый ряд других патологических изменений. Все это, в свою очередь, является причиной нарушений нормального хода родового акта: возникает асфикция плода или он получает черепно-мозговую травму.

Читайте так же:
Препараты от аритмии : инструкция по применению

Тяжесть и характер изменений в нервной системе определяются не столько свойствами самих факторов, вызвавших эти изменения, сколько периодом внутриутробного развития плода, в который они действуют. Наиболее тяжелые пороки развития мозга возникают тогда, когда время влияния совпадает с периодом органогенеза и формирования плаценты [3, с. 1].

ДЦП отличаются большим разнообразием клинических проявлений, сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание.

В зависимости от тяжести и распространенности различают следующие формы детских церебральных параличей: спастическую диплегию, спастическую гемиплегию, двойную гемиплегию, параплегию, моноплегию, атонически-астатический синдром («вялая» форма детского церебрального паралича), гиперкинетическую форму.

Спастическая диплегия (синдром Литтля) — наиболее частая форма детского церебрального паралича, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причем ноги страдают больше, чем руки. Степень вовлечения в патологический процесс рук может быть различной — от выраженных парезов до легкой неловкости, которая выявляется при развитии у ребенка тонкой моторики. Мышечный тонус в ногах резко повышен: ребенок стоит на полусогнутых и приведенных к средней линии ногах; при ходьбе наблюдается перекрещивание ног. Развиваются контрактуры в крупных суставах. Сухожильные рефлексы высокие, отмечаются клонусы стоп. Вызываются патологические рефлексы.

При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преимущественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге — разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирается на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зоной на стороне пареза (иногда с двух сторон); могут быть клонусы стоп и коленной чашечки; вызываются патологические рефлексы. Паретичные конечности отстают в росте от здоровых. При гемипаретиче-

ской форме церебрального паралича у ребенка может возникнуть задержка речевого развития за счет алалии, особенно при поражении левого полушария. В 50 % случаев у детей старшего возраста наблюдаются гиперкинезы. Они появляются по мере снижения мышечного тонуса. Двойная гемиплегия характеризуется двигательными нарушениями во всех конечностях, однако обычно руки страдают больше, чем ноги. Мышечный тонус часто асимметричен. Тяжелое поражение рук, лицевой мускулатуры и мышц верхней части туловища влечет за собой выраженную задержку речевого и психического развития. Дети не сидят, не ходят, не могут себя обслуживать. В дошкольном возрасте, когда двигательная активность становится более выраженной, у некоторых детей появляются гиперкинезы в дистальных отделах рук и ног, а также оральные синкинезии. У большинства больных выражен псев-добульбарный синдром. Сухожильные рефлексы высокие, но могут вызываться с трудом из-за высокого тонуса и контрактур. Эта форма детского церебрального паралича часто сочетается с микроцефалией и малыми аномалиями развития (дизэмбриогенетическими стигмами), что свидетельствует о внутриутробном поражении мозга. При двойной гемиплегии нередко наблюдаются эпилептиформные припадки. В связи с тяжелыми двигательными расстройствами рано формируются контрактуры и деформации [3].

Реабилитация детей с двигательными нарушениями — это не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т.е. адаптировать к окружающей среде. Используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно-мышечную, но и сердечнососудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Кроме того, физическая нагрузка, выполняемая в специально созданных условиях (тренажерах), в комплексе с дыхательной гимнастикой и физиотерапией развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность.

При физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется дифференцируемый подход. Прежде всего, нужно знать развернутый диагноз больного ребенка, его возраст, степень нарушения опорно-двигательного аппарата, а также его общее состояние, состояние сердечно-сосудистой системы и функциональную подготовленность.

С учетом всех перечисленных факторов должны подбираться физическая нагрузка и лечебные мероприятия. При этом необходим строгий контроль за их воздействием на организм ребенка, и в частности на сердце.

Основной задачей физического воспитания детей с церебральным параличом является развитие и нормализация движений. Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно [1].

Лечебная физическая культура является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей для восстановления функции поражённых мышц, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно-статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук. Являясь методом активной терапии и педагогическим проссом ЛФК выполняет терапевтические и педагогические задачи и представляет собой ведущее звено в коррекционно-восстановитель-ной работе. Основным средством ЛФК являются различные движения в виде дозированных физических упражнений, проводимых под руководством и с помощью педагога ЛФК. Педагог ЛФК должен иметь чёткие знания по вопросам динамической анатомии, средств и методик ЛФК, хорошо ориентироваться в особенностях моторики и психики, интересов и наклонностей детей. Педагог ЛФК работает совместно с врачами: логопедом, невропатологом, ортопедом. Особое внимание нужно уделять выработке тонких движений пальцев рук, кисти и подготовки их к выполнению заданий по лепке, рисованию, письму. Движения конечностями, головой, туловищем должны постепенно усложняться, выполняться в разных исходных положениях, с предметами и без предметов, при контроле за положением языка, нижней челюсти, губ. Вначале дифференцируются артикуляционные движения от движений туловища и конечностей. Затем начинается обучение сочетания различных движений с речевым сопровождением (произнесение определённых слов, стихотворений, песенок с исполнением соответствующих движений). Логопед присутствует на занятии и контролирует упражнение [4].

Способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

Читайте так же:
Полисорб при псориазе : способ применения и эффективность

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы [5, с. 2].

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма, указывает на то, что «основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной» [2].

ДЦП — это неизлечимое заболевание; но облегчить его последствия и синдромы можно, если применять различные методики: физиотерапию, лекарственные препараты и лечебную физкультуру.

Последняя играет огромную роль в адаптации больного к внешним условиям.

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. — М.: Наука, 1990. — 495 с.

2. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / Л.О. Бадалян. — изд. 2-е, пе-рераб. — М.: Просвещение, 1987.

3. Гусев Е.И. Нервные болезни: учеб. / Е.И.Гусев, В.Е. Гречко, Г.С. Бурд; под ред. Е.И. Гусева. — М.: Медицина, 1988. — 640 с.: ил. — (учеб. лит. для студ. мед. ин-тов).

4.Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) / И.Н. Иваницкая // Альманах «Исцеление». — М., 1993.

5. Скоромец А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: руководство для врачей / А.А. Скоромец, А.П. Скоромец, Т.А. Скоромец. — 5-е изд., стереотип. — СПб.: Политехника, 2005.

Занятия с детьми с ДЦП

Занятия с детьми с ДЦП

Лечение детского церебрального паралича предусматривает выполнение реабилитационных мер, направленных на формирование навыков самообслуживания и максимальную адаптацию детей в социуме. С этой целью разработаны специальные корректирующие ДЦП программы, обеспечивающие борьбу с устранением наиболее тяжелых проблем у детей с таким заболеванием.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ДЦП носит комплексный характер. Она не может ограничиться исключительно медикаментозной терапией. Большую роль в адаптации и коррекции ребенка играют ДЦП упражнения, проведение специальных занятий с дефектологом, психотерапевтом, логопедом, лечебные массажи.

Сложности обучения детей с ДЦП

Физические и психические ограничения не позволяют детям с таким диагнозом полноценно освоить опыт предыдущих поколений. Но современная педагогика отвергает идею о существовании полностью необучаемых детей и руководствуется принципом педагогического оптимизма.

Обучение детей с ДЦП сопряжено со следующими трудностями:

  • замедленность и несформированность двигательных навыков и умений;
  • неконтролируемые движения конечностей, головы, гримасы лица, усиливающиеся при волнении и напряжении;
  • тремор рук, затрудняющий процесс письма, рисования и выполнения других подобных заданий;
  • ослабленное внимание, плохая память;
  • неравномерный характер работоспособности – период активности резко сменяется ярко выраженной апатией и неприятием;
  • психическая нестабильность, проявляющаяся внезапными вспышками агрессии, отказом от общения, повышенной тревожностью;
  • нарушения зрения и слуха.

При некоторых формах заболевания пациенты сохраняют свои интеллектуальные способности, но в целом работа с детьми с ДЦП требует иных подходов, чем обучение их нормотипичных сверстников.

Упражнения лечебной физкультуры

Выполнение упражнений при ДЦП является важной составной частью программы реабилитации. Они обеспечивают воздействие на очаги поражения в головном и спинном мозге, стимулируют развитие двигательной активности, восстанавливают нормальную деятельность структур мозга.

Упражнения для детей с ДЦП:

  • улучшают питание тканей;
  • нормализуют координацию движений;
  • восстанавливают чувствительность мышц;
  • укрепляют позвоночник;
  • формируют сгибательные и разгибательные позы;
  • тренируют выносливость и улучшают работоспособность;
  • помогают научиться ходить, приседать, развивают мелкую моторику руки.

Упражнения для детей с ДЦП - фото

Упражнения для детей с ДЦП следует начинать как можно раньше. Курс состоит из 30-40 сеансов и выполняется под руководством специалиста. В компетенцию специалиста входит расчет нагрузки с учетом состояния ребенка и разработка программы упражнений. Это могут быть упражнения на растягивание, укрепление и расслабление мышц. Такая работа с детьми с ДЦП проводится на протяжении всей жизни ребенка, с периодическим повторением лечебных сеансов.

Работа с детьми с ДЦП предусматривает присутствие родителей на занятиях. Это необходимо по нескольким причинам. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, закреплять посильные упражнения в домашних условиях, а также получают эмоциональную разрядку, наблюдая за успехами детей.

Занятия с ДЦП предусматривают также выполнение различных упражнений на сенсорном мяче. Они способствуют избавлению от мышечных зажимов, растяжению позвоночника, улучшению психо-эмоционального состояния ребенка.

Обучение сенсорному восприятию

Участие детей в ДЦП программах включает выполнение упражнений и методик на развитие тактильных, зрительных, слуховых ощущений, а также формирование представлений об окружающем мире, развитие речи, обогащение словарного запаса ребенка.

Занятия ДЦП с целью обучения сенсорному восприятию предусматривают выполнение следующих заданий:

  • «Разложи предметы по цвету»;
  • ознакомление с геометрическими фигурами – обведение их пальцем, рисование фигур пальцем, смазанным гуашью, обведение по трафаретам;
  • построение башен-домиков для знакомства с понятиями «большой-маленький», «широкий –узкий».;
  • упражнения с флажком и мячами для изучения понятий «близко», «далеко», «справа», «слева»;
  • рассматривание, изучение и ответы на вопросы по тематическим картинкам для определения пространства, изменений времен года, смены дня и ночи;
  • развитие слухового внимания – «Угадай, кто кричит», «На каком инструменте играют»;
  • формирование изобразительной деятельности – обучение изображению круга, треугольника, горизонтальных и вертикальных линий.

Занятия с детьми с ДЦП - фото

Занятия с детьми с ДЦП также предусматривают выполнение упражнений на формирование мелкой моторики руки. Доказано, что уровень мелкой моторики напрямую связан с уровнем развития речи. Среди упражнений можно рекомендовать нанизывание бусинок на веревочку, плетение косичек из шнурков и лент, бисероплетение.

Поскольку большинство детей с ДЦП имеют проблемы с речью, важная часть обучения – это логопедическая работа, вербальное и невербальное общение, а также тренировка слуха.

Важная часть обучение детей с ДЦП – это формирование у них навыков самообслуживания. При этом учитывают уровень двигательных возможностей ребенка. Бытовые умения и навыки (самостоятельный прием пищи, гигиенические процедуры, одевание и раздевание) формируются в пассивно-активной форме с постепенным снижением роли взрослого в управлении процессом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию