Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Симптомы и лечение синдрома аспергера у детей и взрослых

Синдром аспергера у детей: симптомы, причины, диагностика и лечение

Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра, которое характеризуется различными трудностями социального взаимодействия, а также специфическими коммуникативными нарушениями, ограниченным и своеобразным, стереотипным кругом интересов, что отличает детей с СА от сверстников. Данный диагноз ставится только после клинической, психиатрической и неврологической экспертизы.

В МКБ-10 данное расстройство было выделено в отдельную категорию как «синдром Аспергера». В МКБ-11 это нарушение психического развития, как и аутизм, входит в общую группу «Расстройства аутистического спектра». Более того, ряд американских исследователей вовсе предложили отказаться от использования данного диагноза, заменив его на диагноз «расстройство аутистического спектра» с указанием степени тяжести.

Краткая история

Данное расстройство получило свое название в честь австрийского психиатра и педиатра – Ганса Аспергера. Он в 1944 году описал детей, которые отличались отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмоциональной отзывчивостью по отношению к окружающим людям, а также определенной физической неловкостью.

Сам термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в 1981 году (сам Ганс Аспергер использовал определение «аутистическая психопатия»). В 90-х годах прошлого века были разработаны диагностические стандарты, позволяющие идентифицировать детей с синдромом Аспергера. Так, данное расстройство было признано нарушением развития психики, которое отличалось серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также стереотипным и повторяющимся репертуаром интересов и занятий.

Данный диагноз присутствовал в четвертой редакции американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), но уже в пятой редакции (DSM-5), которая вышла в 2013 году, синдром Аспергера был удален. Но в современной практике этот термин по-прежнему используется, несмотря на то, что у этого синдрома и аутизма, который также входит в категорию расстройств аутистического спектра, есть достаточно много общих черт.

Чем синдром Аспергера отличается от аутизма

Сегодня нет какой-то определенной позиции по поводу того, стоит ли рассматривать аутизм и синдром Аспергера как отдельные и взаимоисключающие диагностические категории.

Синдром Аспергера является одним из расстройств аутистического спектра. При этом расстройстве и аутизме отмечаются определенные изменения в мозге, но их появление и развитие еще до конца не изучены.

Общие симптомы расстройств аутистического спектра заключаются в проблемах в социальном взаимодействии с окружающими людьми, нежелании идти на контакт, неадекватном восприятии общепринятых правил и норм, а также в отсутствии эмпатии. Но принято считать, что при синдроме Аспергера эти проявления не так интенсивны, как при аутизме, т.е. человек может нормально жить, заводить семью, строить карьеру и лучше взаимодействовать в социуме, чем при аутизме. Еще одно отличие – это специфическое развитие речи при синдроме Аспергера, что выделяет его среди остальных первазивных расстройствах развития. Ганс Аспергер очень красноречиво описал необычный профиль речевых способностей, которые включают: проблемы с навыками разговора, «мелодию» или поток речи и необычную историю развития речи, например, задержку речи или ее раннее развитие. Он также описал тенденцию некоторых маленьких детей разговаривать как взрослые — большой словарный запас и использование весьма сложных предложений. Аспергер писал, что: «Если внимательно прислушаться, то неизбежно обращаешь внимание на подобные аномалии языка аутичных индивидов, а потому их признание имеет особенное диагностическое значение» (Asperger [1944] 1991, p.70). Некоторые специалисты воспринимают данное нарушение как определенную подкатегорию аутизма. Мнение, что человек с синдромом Аспергера имеет некоторую форму аутизма, вполне имеет право на жизнь. Подтверждается оно и схожестью тех проявлений, которые встречаются у обоих расстройств аутистического спектра.

Читайте так же:
Переднеголовное, лобное и лицевое предлежания плода

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера — это психическое заболевание, характеризующееся коммуникативными трудностями. Пациенту нелегко дается взаимодействие с социумом, а мышление отличается стереотипностью. Набор интересов при этом с возрастом не меняется. Многие авторитетные ученые относят данное заболевание к расстройствам аутистического спектра. Однако по многим характеристикам синдром коренным образом отличается от аутизма.

По статистике патология возникает у 23-24 из 10000 детей. Проявлению болезни больше подвержены мужчины, чем у женщин.

Классификация синдрома Аспергера

Международная классификация болезней относит синдром Аспергера к нарушениям аутистического типа. Заболевание принадлежит к данному фенотипу на основе признаков, похожих на высокофункциональный аутизм.

Некоторые ученые рекомендуют отнести синдром к расстройству аутистического спектра и назначить ему определенную степень тяжести. В других источниках это четко обособленный диагноз со своими характеристиками.

Этиология заболевания

У синдрома Аспергера причины появления точно не определены.

Среди вероятных факторов — биологические и генетические нарушения.

Научно доказано, что дети, у которых диагностировано расстройство аутистического спектра, отличаются от других детей структурой головного мозга. Примерно пятая часть заболеваний происходит на фоне генетической мутации.

К факторам риска относят:

  • недоношенность младенца;
  • возраст родителей, превышающий 40 лет;
  • влияние биологически вредных веществ на организм женщины во время беременности;
  • наследственную передачу заболевания.

Существует теория о воздействии негативных факторов экологии на ребенка в первые полгода жизни, что провоцирует появление признаков патологии.

Патогенез

Процесс возникновения и развития синдрома Аспергера точно не известен.

Признаки синдрома Аспергера включают нарушения, связанные с выработкой серотонина, а также функциональные расстройства мозжечка.

Последствия синдрома Аспергера со временем сглаживаются. У 20 % детей с таким диагнозом симптомы остаются минимальными. При этом сложности, связанные с коммуникацией и социальной адаптацией, остаются навсегда.

Развитие и течение болезни попадают в прямую зависимость от обстановки, окружающей ребенка. Близкие люди должны быть терпеливы и относиться с пониманием к проявлению синдрома. Часто из-за психологически негативного окружения может произойти ухудшение состояния с проявлениями высокофункционального аутизма.

Клинические проявления синдрома Аспергера

Среди симптомов синдрома Аспергера ключевым проявлением является трудность во взаимодействии с другими людьми.

Синдром Аспергера — симптомы у детей:

  • нарушение координации движений;
  • ощущение дискомфорта при изменении стандартов поведения;
  • потребность выполнять одни и те же действия ежедневно;
  • возникает речь «механического» типа, характеризующаяся монотонностью и отсутствием тональности;
  • заторможенное развитие моторики.

Синдром Аспергера — симптомы у взрослых:

  • темы беседы, вызывающие недоумение у окружающих;
  • неспособность пациентов понять проблемы собеседника;
  • нарушение социального взаимодействия, проявляемого в трудности поддержания разговора;
  • замкнутость пациентов, отсутствие или небольшое количество интересующих тем;
  • невозможность воспринимать юмор или скрытый смысл предложений.

Особенности течения заболевания при беременности

Беременность может обострить психологические проблемы пациентки с синдромом Аспергера. Они часто уходят в себя, испытывают страх, становятся жесткими с окружающими. В основном это связано с отсутствием возможности следовать шаблонам поведения в определенных обстоятельствах. Негативную роль играет и гормональная перестройка организма. Важным фактором остается наблюдение, контроль специалистов и забота окружающих.

Читайте так же:
Мурашки по телу, коже: почему бегут мурашки, когда это норма, когда патология

Особенности синдрома Аспергера у детей

О том, что такое синдром Аспергера, родители могут узнать примерно с пятилетнего возраста ребенка. Дети с подобными проблемами не находят общего языка со своими сверстниками. Это происходит повсеместно: в детском саду, за школьной партой или на игровой площадке. При этом они не против контактировать с другими детьми, но не имеют необходимых навыков общения.

Если родители заметили у ребенка подобные отклонения или появились перечисленные выше симптомы — это серьезный повод обратиться к специалисту.

Осложнения

Пациенты, у которых выявлен аутизм или синдром Аспергера, испытывая коммуникативные трудности, подвержены и другим расстройствам.

К осложнениям болезни относят:

  • длительные депрессии;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • тревожное расстройство без определенной причины.

Чтобы избежать осложнений, необходимо провести раннюю адаптацию ребенка и получить помощь квалифицированных психологов.

Диагностика синдрома Аспергера

Слабая выраженность клинической картины затрудняет диагностику синдрома Аспергера. Выявление признаков заболевания — это прерогатива специалистов в сфере аутистических расстройств. Психотерапевт наблюдает за поведенческими реакциями больного, оценивает его психологические характеристики и умственные способности.

Диагностика синдрома Аспергера включает оценку:

  • социальных навыков адаптации;
  • развития речевого аппарата;
  • историю жизни ребенка.

Лечение синдрома Аспергера

Уменьшение тяжести симптомов заболевания — главная цель лечения синдрома Аспергера.

При подборе схемы лечения для пациентов детского возраста необходимо учитывать индивидуальные характеристики личности. К сожалению, о том, какой врач лечит синдром Аспергера, родителям приходится узнавать уже в первые годы жизни ребенка.

Повысить уровень социальной адаптации можно при помощи:

    ;
  • психологических тренингов;
  • эрготерапии;
  • логопедических занятий.

Лечение синдрома Аспергера у взрослых требует присоединения медикаментозной терапии. Специальных препаратов от этой болезни не существует. Медикаментозное лечение снимает тяжесть таких симптомов заболевания как: затяжная депрессия, агрессивное состояние, тревожные расстройства.

Профилактика

По причине неясной этиологии заболевания специальная профилактика не разработана. Профилактика синдрома Аспергера заключается исключительно в раннем начале лечения проявления первых симптомов заболевания. Адекватная терапия и забота семьи позволяют добиться превосходных результатов. Человек может жить полноценной жизнью, создавать семью и достигать профессиональных успехов.

Советы и рекомендации

Синдром Аспергера требует особого отношения к пациенту:

  • в разговоре с ним нельзя использовать абстрактные термины или выражения;
  • необходимо избегать сленга и размытых фраз;
  • не стоит передавать информацию жестами и мимикой (больной вас не поймет);
  • у человека с синдромом Аспергера должно быть доверенное лицо, с которым он сможет поделиться своими переживаниями;
  • задания в школе лучше выполнять в письменной форме, также следует обратить на это внимание учителя.

В остальном нет необходимости выделять ребенка с подобной патологией.

Статья носит информационно-ознакомительный характер. Пожалуйста, помните: самолечение может вредить вашему здоровью.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера признали самостоятельным заболеванием около тридцати лет назад. Хотя многие учёные считают синдром Аспергера лёгкой формой аутизма и относят к группе расстройств аутистического спектра. Главное отличие синдрома Аспергера от аутизма: у таких людей относительно сохраняется социальная контактность. Люди с синдромом Аспергера могут создавать семью, заводить детей, работать в коллективе. При этом некоторая зацикленность (один из симптомов аутизма) при синдроме Аспергера сохраняется. Она выражается в рутинных повторяющихся увлечениях (например, подросток запоминает номера планет солнечной системы, но не увлекается астрономией).

Читайте так же:
Цитостатики: список препаратов, действие

Последние исследование доказали, люди с синдромом Аспергера имеют хорошие успехи в математике, умеют работать со сложными цифрами. Появился термин «экстремальный мужской мозг» — стремление всё систематизировать на фоне отсутствия эмоций. Задать вопрос

По статистике, частота заболевания синдромом Аспергера у детей 1:5000. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем у девочек.

Признаки синдрома Аспергера

Первые признаки синдрома Аспергера проявляются в возрасте 2 – 3 лет. Диагностируют болезнь, как правило, позднее, с 4 до 11 лет. При несвоевременном или неверном диагнозе, неверном лечении симптомы синдрома Аспергера могут прогрессировать.

Многие симптомы синдрома Аспергера и аутизма идентичны:

  • невозможность прямого контакта глазами с собеседником
  • отсутствие эмоциональности в речи
  • сложности в понимании жестов, тона голоса, юмора
  • замкнутость, склонность к уединению — неадекватное поведение

У маленького ребёнка синдрома Аспергера можно заподозрить, если он не реагирует или слабо реагирует на эмоционально окрашенный голос мамы, не может указать жестом на предмет, не может следить взглядом за жестом взрослого, не реагирует на поведение других детей рядом. Эти симптомы синдрома Аспергера у детей не являются прямым доказательством заболевания. Но для исключения диагноза «синдром Аспергера» тест необходимо пройти как можно раньше.

У детей старшего возраста симптомы синдрома Аспергера более чётко выражены:

Причины синдрома Аспергера

Заболевание обусловлено нарушением развития лобных долей мозга, отвечающих за коммуникативные навыки, память, внимание. Задние доли мозга у больных детей с синдромом Аспергера, напротив, заметно активизированы. В норме ситацция обратная: именно лобным долям отведено ведущее значение в познании мира, так заложено анатомически. Искажения в развитии структур мозга порождают искажения в восприятии мира.

Что может спровоцировать подобную патологию? Единого мнения среди медиков в этом вопросе нет. Как один из факторов рассматривают генетическую предрасположенность. Среди других причин синдрома Аспергера: последствия вакцинации, внутриутробная задержка развития, сложные роды, родовые травмы и т.д. В силу того, что ни одна из причин появления симптомов синдрома Аспергера не является 100% доказанной, возникают сложности и с диагностикой. Тест на синдром Аспергера проводят сразу несколько специалистов с обязательным повторением.

Диагностика и лечение синдрома Аспергера в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) на новейшем высокклассном оборудовании в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» поможет объективно оценить состояние центральной нервной системы, активность структур мозга, их анатомическое строение и выявить возможные нарушения в функционировании головного мозга.

Амплитудно- частотная диагностика также позволяет оценить состояние нервных тканей в динамике и эффективность назначенной схемы лечения.

Важно!

Не существует лекарственного препарата, избавляющего от синдрома Аспергера. Медикаменты назначают для лечения некоторых симптомов (нервозности, тревожности, агрессивности). Однако в Центре «Дети Индиго к лекарственной терапии прибегают лишь в случае крайней необходимости. Здесь отдают предпочтение более щадящим физиотерапевтическим методам лечения, способным снизить медикаментозную нагрузку на детский организм и воздействовать непосредственно на патологически измененные участки нервной системы.

Для лечения синдрома Аспергера в Центре «Дети Индиго могут рекомендовать: м икрополяризаци ю . С целью нивелировать симптомы, социально адаптировать ребёнка с синдромом Аспергера проводят психокоррекцию различными методами: изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, АВА-терапия. Слаженная работа команды неврологов, психологов, логопедов, рефлексотерапевтов и других врачей НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» способна развить недостающие, значимые навыки ребёнка. Синдром Аспергера – это не приговор, важно лишь вовремя провести диагностику и начать лечение. Сколько стоит

Читайте так же:
Черешня при беременности: можно ли кушать, польза и вред

Синдром Аспергера у детей

Еще в далеком 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер опубликовал диссертацию, в которой описал четырех мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет. Он заметил, что у всех четверых наблюдаются довольно специфические симптомы:

  • снижение сопереживания эмоциям другого человека;
  • неспособность устанавливать зрительный контакт;
  • недостаточное понимание жестов;
  • физическая неловкость.

Он назвал такое состояние "аутистическим расстройством личности в детском возрасте".

По ряду причин, в том числе и ввиду разгара военных действий, мировая научная общественность обратила пристальное внимание на его работу только в 80-е годы. Появившийся именно тогда термин "синдром Аспергера" был признан специалистами всего мира. Научные изыскания, цель которых найти ответы на вопросы, связанные с обнаружением причин возникновения, разработкой диагностических критериев и коррекцией проявлений этого состояния, продолжаются до настоящего времени.

На текущий момент Всемирная Организация Здравоохранения относит синдром Аспергера у детей к расстройствам аутистического спектра. Синдром Аспергера – это особое изменение психологического развития, при котором нарушается взаимодействие и общение с другими людьми, но сохраняются функции интеллекта и речи.

Синдром Аспергера у детей: причины и симптомы

К сожалению, причина его появления до сих пор остается неизвестной. Ряд исследований видят связь Синдрома Аспергера с генетической историей семьи и предполагает возможность генетических поломок, однако до сих пор не выделено ни одного конкретного гена, вызывающего этот синдром.

Синдром Аспергера считается врожденным состоянием, но в раннем возрасте его проявления малоспецифичны, т.е. могут встречаться и при других нарушениях, в т.ч. не психического характера. Родители могут обращать внимание на чрезмерное спокойствие ребенка ("идеальный младенец") или, наоборот, возбудимость, отмечать проблемы со сном и выборочный аппетит.

С самого начала своей жизни дети с синдромом Аспергера могут негативно реагировать на прикосновения других людей, не устанавливать зрительного контакта ("смотрят на человека, как будто он предмет мебели").

Причина появления синдрома Аспергера у детей до сих пор остается неизвестной

По мере социализации, с началом посещения детского сада или школы, признаки Синдрома Аспергера становятся более заметными.

В дошкольных учреждениях такие ребята испытывают трудности привыкания, крайне неохотно расстаются с родителями, держатся в стороне от других малышей, играют одни, обнаруживая в играх проявления стереотипий (выстраивают предметы в ряды, по-особому их складывают, выравнивают).

Часто детям с Синдромом Аспергера присущи необычные, несвойственные возрасту страхи, а также чрезмерная педантичность, склонность к соблюдению определенного порядка действий, изменение которого способно вызвать сильное беспокойство. К примеру, если малыш имеет привычку ходить на детскую площадку одним и тем же маршрутом, попытка мамы поменять дорогу может спровоцировать бурную "истерику".

Синдром Аспергера у детей: речь, интеллект, моторика

В интеллектуальном и речевом развитии такой ребенок, как правило, опережает сверстников. Часто речь дошколят с Синдром Аспергера довольно своеобразна. Они имеют богатый словарный запас и используют сложные, неприсущие возрасту словесные обороты и грамматические конструкции.

Читайте так же:
Понос у ребенка: почему и что делать?

При этом отличает их в первую очередь слабость коммуникативной функции речи: однообразие интонации, чрезмерно высокая или низкая тональность, ускоренный или замедленный темп, отсутствие направленности на собеседника ("говорят для себя", "разговаривают не с людьми, а среди людей").

Бросается в глаза несформированность мелкой моторики: неловкость при застегивании пуговиц, молний, шнурков, плохой почерк, неуклюжесть походки и движений. Могут присутствовать и стереотипные, повторяющиеся движения, например, взмахи руками, поворот головы, движения всем телом.

Нередко такие дети еще дошкольниками проявляют стойкий интерес к каким-либо узким областям знаний, что в дальнейшем может лечь в основу профессии. Они демонстрируют склонность к систематизации и высокую внимательность к мелким, второстепенным деталям.

С началом школьного обучения отличие ребенка с синдромом Аспергера от нейротипичных детей становится все более видимым. Главное, что мешает его адаптации в школьных условиях – расстройство социального поведения. Он плохо понимает эмоции и чувства других ("слепота к чужому разуму"). Ему недоступно значение жестов и мимики. Он не понимает юмора, двусмысленных высказываний, не различает тонкостей и подтекстов межличностных взаимоотношений. Часто кажущийся странным, эксцентричным, "бестактным", "грубым и бесчувственным", этот ребенок стремится к дружескому взаимодействию и страдает от непонимания со стороны окружающих, а в ряде случаев становится жертвой травли со стороны других учеников.

Расстройства поведения, такие как агрессивность, нехарактерны для детей с Синдромом Аспергера. Однако некоторые дети могут проявлять поведенческие реакции, которые окружающие могут воспринимать, как не совсем адекватные.

Остро переживая свою непохожесть на других, дети и подростки с Синдромом Аспергера могут обнаруживать ряд депрессивных и тревожных расстройств, различные формы суицидального поведения, что требует от семьи немедленного обращения за медицинской и психологической помощью.

Диагностика и лечение

Диагноз синдрома Аспергера обычно ставится ребенку в возрасте 6-11 лет врачом-психиатром после комплексного обследования, обязательно включающего в себя сбор анамнестических сведений (т.е. истории жизни и развития ребенка), патопсихологическое исследование, уточнение уровня интеллекта.

Специфического лечения проявлений синдрома Аспергера не существует, однако в рамках повышения уровня социальной адаптации активно используются различные психотерапевтические средства: социальные тренинги, когнитивно-поведенческая и семейная терапия. Медикаментозное лечение применяется исключительно по рекомендации врача-психиатра для устранения расстройств настроения (депрессия, тревога), а также выраженных поведенческих нарушений, таких как двигательная расторможенность, импульсивность, агрессивные проявления. Под тщательным контролем врача могут быть назначены антидепрессанты, противотревожные средства или нейролептики.

Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах

Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах. В ряде случаев, ввиду неспособности преодоления социальных и поведенческих трудностей, необходимо создание специальных образовательных условий. Это может быть посещение класса с небольшим количеством учащихся или предоставление тьютора (наставника).

В целом прогноз, как правило, благоприятный. С возрастом у ребенка постепенно формируются функции адаптивного поведения, отличия от нейротипичных сверстников становятся менее заметными.

Большинство взрослых с данным расстройством, несмотря на сохраняющиеся особенности социального и коммуникативного взаимодействия, могут жить самостоятельно, работать и создавать собственные семьи.

Кондратьева Римма, врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию