Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок 3 дня – как он развивается?

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

РаздражителиРефлексы
Действие яркого светаГлаза закрываются
Шлепок по переносицеГлаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенкаГлаза закрываются
Поворот головы ребенка направоПодбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороныРуки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенкаПальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенкаПальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пяткеБольшой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвыКолено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом внизРебенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появленияРазвитие моторики
1 месяцПоднимает подбородок
2 месяцаПоднимает грудь
3 месяцаТянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяцаСидит с поддержкой
5—6 месяцевХватает рукой предметы
7 месяцевСидит без поддержки
8 месяцевСадится без посторонней помощи
9 месяцевСтоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцевПолзает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцевСтоит без поддержки
12 месяцевХодит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Читайте так же:
Диагностика дисплазии шейки матки : анализы, цитология и мазки

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие — та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Читайте так же:
Лечение рака таблетками : названия и способы применения

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода.

Первый месяц новорожденного — день за днем

При возвращении из роддома (особенно, если ребёнок первый) каждая мама чувствует себя неловкой, робкой, испытывая некоторый страх и сомнение в том, сможет ли она справиться со всем тем количеством забот и проблем, которые сразу же наваливаются на неё. Прежде всего — успокойтесь и подумайте о том, что все родители учатся ухаживать за малышом когда-нибудь в первый раз, и все с этим справляются довольно успешно. Первый месяц — это месяц привыкания, «присматривания» вас к ребёнку, ребёнка к вам. Не торопитесь делать сразу какие-либо выводы, понаблюдайте за малышом, и в конце первого месяца у вас сложится определённая система общения, наладится режим, что значительно облегчит вам уход за ребёнком в будущем.

Первый месяц - день за днем

Постарайтесь полюбить это крохотное, беспомощное существо, которое целиком и полностью зависит от вас, разговаривайте с малышом во время переодевания и гигиенических процедур. Он привыкнет к вашему голосу и очень скоро начнёт его узнавать. А когда в ответ на свои слова вы увидите на лице своего малыша очаровательную улыбку, вы почувствуете себя самым счастливым человеком на свете.

Родителей волнуют вопросы, касающиеся компетентности новорождённого: что он видит? Слышит? Чувствует?

Давайте подробнее остановимся на том, какие же из пяти основных чувств развиты у новорождённого и в какой степени.

Обоняние. Я не случайно решила начать именно с него. Дело в том, что обоняние очень рано развивается у ребёнка и играет большую роль в узнавании матери, в возникновении взаимной привязанности. Уже на третьи сутки жизни малыш способен отличить свою маму от всех остальных именно по запаху. Если ваш ребёнок сыт и одет в чистое бельё, но никак не засыпает, попробуйте положить в кроватку рядом с его головой платок, смоченный материнским молоком — в половине случаев это успокаивает малыша, и он засыпает крепким и здоровым сном.

Слух. В наше время доказано, что ещё в утробе матери ребёнок по-разному реагирует на спокойную и быструю музыку, на громкие звуки, узнает голос отца и матери. Рождаясь на свет, он уже обладает развитым слухом, в этом вы легко можете убедиться, наблюдая за новорождённым: громкие звуки заставляют его вздрагивать. Если с ним разговаривать, он повернёт голову в ту сторону, откуда раздаётся голос. Нежная мелодичная музыка может на какое-то время заставить его замолчать и прислушаться к звукам.

Зрение. Во время учёбы в институте на занятиях по акушерству нам, студентам, неоднократно твердили, что в роддоме новорождённого надо встречать с улыбкой, так как он открывает свои глаза вместе с первым вздохом и миг своего рождения запоминает на всю жизнь. Можно поспорить о том, насколько хорошо видит новорождённый, но свет и темноту он различает: при ярком свете он закрывает глаза, а в полумраке открывает их. Цвета он начнёт различать намного позже, но с самого раннего возраста яркое, красное, блестящее привлекает его внимание. В возрасте 3-х недель он уже может недолго следить глазами за движущейся игрушкой. В возрасте 6 недель отличает плоское от объёмного, а к 10 недельному возрасту — выпуклое от вогнутого. В 3 месяца он видит почти так же, как взрослый (считается, что именно в этом возрасте он узнаёт маму не только по запаху или голосу, а именно по очертаниям лица; начинает различать лица людей и иногда плачем встречает чужого человека). В 4-5 месяцев ребёнок различает основные цвета.

Вкус играет важную роль с самых первых дней, ведь именно сладковатый вкус маминого молока вызывает довольную улыбку, а если мама злоупотребила чесноком, луком или другими пряностями, то изменившийся вкус молока может так не понравиться малышу, что даже сильное чувство голода не заставит его есть. Очень быстро новорождённый начинает различать концентрацию сахара. Попробуйте предложить ему просто кипячёную воду и 5% раствор глюкозы — вы увидите, что ему понравится больше.

Осязание. Новорождённый очень чувствителен к прикосновениям, некоторые из них его успокаивают, другие, наоборот, возбуждают, и родители очень быстро замечают это. Малыш сосёт, он голоден; если вы его ласково погладите, он перестанет сосать, если вы продолжите ласку, пауза в кормлении продлится, так как он счастлив таким проявлением любви и внимания, которые ему дороже удовлетворения чувства голода. А сколько приятных ощущений доставляет большинству малышей купание! На развитом чувстве осязания основано и целебное действие массажа, как успокаивающего, так и тонизирующего.

Читайте так же:
Естественные роды после кесарева сечения

Итак, новорождённый ребёнок не является просто «переваривающим устройством» — он вполне самостоятельная личность, способная видеть, слышать, чувствовать, и от того, насколько рано вы это поймёте, прочувствуете, зависят ваши взаимоотношения в течение всей жизни. Научитесь любить своего малыша, понимать его, доставлять радость своей заботой, и очень скоро он ответит вам взаимностью. Именно в течение первого месяца вы сможете построить свои взаимоотношения таким образом, чтобы дарить друг другу счастливые мгновения.

Первый месяц - день за днем

В заключение хочется несколько слов сказать, обратившись к отцу новорождённого. Не ждите, когда ваш малыш научится ходить, говорить — постарайтесь с первых же дней принимать участие во всех делах, связанных с уходом за младенцем. Постепенно ваша взаимосвязь станет крепче и теснее, что обязательно отразится на ребёнке: дети, с которыми отцы занимаются с первых дней, раньше развиваются, они более самостоятельны и уверены в себе, и у них лучше развито чувство юмора.

К концу первого месяца жизни большинство детей привыкают к определённому режиму, меньше плачут по ночам, их меньше беспокоят помехи в животе, и всё это позволяет родителям с большим удовольствием наблюдать за тем, как растёт их малыш. Наберитесь терпения — первый месяц пролетит очень быстро, а значение его в развитии малыша трудно переоценить. Ребёнок, уверенный в том, что его любят, будет смелее и, благодаря такой привязанности, в один прекрасный день станет самостоятельным, но путь к этой самостоятельности начинается с первого любящего взгляда, первого слова, первого прикосновения. Подарите их малышу, и ваши чувства станут взаимными.

  1. Л.Пэрну «Я воспитываю ребёнка» 1992 М., «Медицина»

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Ребенок 3 дня – как он развивается?

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Ребенок в 3 дня еще не привык к этому миру. Но нужно ему помочь материнской заботой и вниманием. В первые три дня все системы ребенка все еще приспосабливаются к внешней среде. Каковы особенности организма ребенка в 3 дня?

Ребенок 3 дня

trusted-source

[1], [2], [3]

Рост и вес ребенка в 3 дня

В зависимости от того, когда и как прошли роды, как питалась мама, какова наследственность, вес доношенного новорожденного ребенка может колебаться от 2600 до 4500 граммов. А рост может варьировать от 45 до 55 см. Поэтому все здоровые дети, которые имеют рост и вес в этих пределах, будут нормально развиваться при хорошем и правильном уходе.

В первые три дня у ребенка может держаться температура, он может плохо кушать и худеть. Это происходит потому, что все системы ребенка приспосабливаются к новому окружающему миру. Потом ребенок начнет поправляться и расти и догонит утраченный вес.

Осязание ребенка в 3 дня

Осязание для ребенка в 3 дня дает ему 80% информации об окружении. У взрослого этот процесс постепенно будет заменен другим – он большинство информации воспринимает посредством зрения.

Поэтому для ребенка в 3 дня очень важны:

  • Температурный режим
  • Перепады холода и жары
  • Мягкость одежды (пеленок)
  • Сухие или мокрые у него подгузники
  • Тактильный контакт

Из-за особенной чувствительности кожи новорожденного нужно изначально подбирать ребенку только натуральные ткани, максимально мягкие.

Эмоции ребенка в 3 дня

Маленькие дети в 3 дня от рождения очень хорошо чувствуют эмоции взрослых. В частности, мамы, с которой у него очень тесная связь. Если ребенок чувствует, что мама плачет, расстроена, рассержена или больна, он немедленно это чувствует и начинает плакать, сопереживать.

Поэтому нужно как можно чаще гладить ребенка, делать ему массаж, целовать его. Тогда малыш успокаивается и чувствует себя в безопасности.

trusted-source

[4], [5]

Обоняние ребенка в 3 дня

В первые три дня ребенок очень остро чувствует запахи. Эта способность особенно обострена на протяжении всех первых трех месяцев жизни ребенка. Ребенок, которому исполнилось всего 3 дня после рождения, способен отворачивать головку от того запаха, который ему не нравится. И это при том, что головку он пока даже держать еще не умеет. Поэтому нужно избегать резких запахов в квартире, в особенности запаха бытовой химии.

Читайте так же:
Как лечатся дискинезии желчевыводящих путей?

Зато запах мамы ребенок в 3 дня моментально чувствует и сразу же на него реагирует, успокаиваясь. Стоит маме только подойти к кроватке малыша, который плакал, и он успокаивается.

Слух ребенка в 3 дня

Слух ребенка – уникальный дар, который дается ему еще до рождения. Он слышит все, что происходит, еще в животе у мамы. Поэтому родителям до родов рекомендуется разговаривать с маленьким ребенком, включать классическую музыку, хорошие добрые мультики. Уже на седьмом месяце беременности мамы ребенок начинает различать и узнавать голоса, он даже имеет свойство пугаться из-за резких звуков. И это даже учитывая то, что околоплодные воды гасят звук и искажают его.

Когда ребенку 3 дня, он лучше всего реагирует на привычный мамин голос, особенно если этот голос напевный, успокаивающий. Чтобы успокоить малыша в 3 дня, можно просто напеть какую-нибудь простенькую мелодию, которую вы напевали во время беременности.

Зрение ребенка в 3 дня

Когда малыш еще только родился, его зрение еще работает нечетко. На протяжении нескольких месяцев ребенок сможет различать лица только на расстоянии 20-25 см (расстояние от груди матери при кормежке до ее лица). А в первые три дня, согласно многим теориям, малыш видит окружение в перевернутом виде, поскольку у него еще не развиты зрительные нервы. Ребенок с большей охотой посмотрит на черно-белый рисунок, чем на цветной. И только на втором-третьем месяце жизни ребенку будет интереснее видеть цветные картинки.

Ощущения ребенка в 3 дня

Раньше ребенок находился в животе матери, окруженный околоплодными водами. Теперь ситуация резко изменилась: защиты нет, тело кажется тяжелым и неуклюжим, ведь оно уже не может легко скользить в воде. Эти неудобства привыкания к новому миру малыш будет ощущать в течение 2-3 недель.

Процесс опорожнения, которого раньше не было, тоже может быть очень болезненным, поэтому малыш может плакать и страдать от запоров и боли в животике. Поможет консультация врача, укропная вода и легкий массаж животика по часовой стрелке.

Вкус ребенка в 3 дня

Материнское молоко для ребенка в 3 дня от роду – самый прекрасный на земле вкус. Не только потому, что оно приятно для язычка, но и потому, что молоко сильно пахнет мамой. Это – вкус защищенности и безопасности. Другие вкусы для малыша неприятны и непонятны.

Ребенок в 3 дня еще не вполне освоился в этом мире. Поэтому к нему нужно проявить максимальную заботу и уход. Он еще будет интенсивно расти и развиваться в течение целого года, а затем немного замедлит рост и набор веса.

Расти, расти, деточка

Полякова Ольга Владиславовна

Важные размеры

Действительно, рост, масса тела, а еще величина окружности головы и груди – это основные показатели, с помощью которых оценивается физическое развитие новорожденного ребенка. Маленький или, наоборот, большой вес, соотношение окружности головы и груди, рост малыша – это не просто сухие цифры, по ним можно предположить или исключить некоторые заболевания новорожденного. Вот почему, как только ребенок родился, его сразу же измеряют, взвешивают и заносят эти данные в медицинскую карту. Затем на первом году жизни рост, вес, окружность груди и головы ребенка должны измеряться один раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.

Рост доношенных новорожденных обычно находится в пределах 46–56 см. Мальчики, как правило, длиннее девочек, но если родители высокие, то новорожденная девочка может значительно опережать в росте среднестатистического новорожденного мальчика.

Что же происходит с ростом детей на первом году жизни? За этот период ребенок вырастает интенсивнее всего – на целых 20–25 см! В дальнейшем такой значительной прибавки в росте уже не будет.

После первого года темп прибавки роста несколько снижается: на втором году жизни ребенок вырастает на 8–12 см, на третьем — на 10 см. После трех лет считается нормальным, если ребенок в год вырастает не менее чем на 4 см.

Известно, что рост детей увеличивается неравномерно, скачками. Например, существует сезонная и суточная динамика. Многие родители замечают, что за лето ребенок вытягивается больше, чем в другое время года. Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4–5 лет. Следующий обычно приходится на подростковый возраст – начало периода полового созревания. В это время дети растут очень быстро – в год до 8–10 см и даже более. Причем у мальчиков и девочек это происходит, в разном возрасте – девочки «стартуют» раньше на 1–2 года, зато мальчики потом их догоняют и перегоняют.

Читайте так же:
Семейная средиземноморская лихорадка (периодическая болезнь): симптомы, диагностика, лечение

Интересный факт: быстрее растут те части тела, которые наиболее удалены от головы (то есть стопа малыша растет быстрее, чем голень, а голень, в свою очередь, – быстрее, чем бедро), с этим связано возрастное изменение пропорций тела ребенка.

Что влияет на рост

То, как ребенок будет прибавлять в весе и расти в длину, зависит от наследственных данных, от его питания и от качества жизни в целом. Если мама и папа высокие, то и рост их сына или дочери, скорее всего, тоже будет таким же. Причем мальчики растут обычно так же, как их папа (или родственник по мужской линии – дядя, дедушка), а девочки следуют сценарию «женской линии» (мама, бабушка, тетя). Так что если папа ребенка до определенного возраста стоял на физкультуре в строю сверстников последним или предпоследним, а подростком за одно лето резко вырос, то вероятно, что и у сына тоже будут такие же темпы роста.

Существуют формулы, которые позволяют вычислить генетически заложенный рост вашего ребенка. Однако в зависимости от некоторых других факторов рост ребенка может быть больше или меньше, отличаться от расчетного до 10 см!

Девочки = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 – 6,5 см.

Мальчики = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 + 6,5 см.

И, конечно, большое значение имеет качество жизни ребенка: если он растет в хороших бытовых условиях, часто бывает на свежем воздухе (особенно важны солнечные ванны), если с ним много занимаются, уделяют внимание здоровью, значит, рост и прибавка в весе будут соответствовать норме для его возраста.

А еще установлено, что дети растут во сне. Гормон роста выделяется в кровь ночью, когда ребенок крепко спит. Большая часть гормона вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Так что чтобы ребенок хорошо рос, он должен спать именно в это время, причем не просто спать – сон его должен быть уже глубоким. Кроме того, сон должен быть еще достаточно продолжительным: до 12–14 лет ребенку надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8.

За ростом ребенка надо внимательно следить. Существует такое состояние, как дефицит гормона роста (соматотропная недостаточность) – часто это врожденная болезнь. У ребенка в гипофизе с самого рождения вырабатывается очень мало гормона роста (СТГ). Ребенок рождается с нормальным ростом и весом, а потом начинает плохо расти: в 2 года вместо средних 80–85 см, он имеет рост 78–80 см. К пяти годам это отставание все более заметно, и с каждым годом ребенок все больше и больше отстает в росте от сверстников. Если такого ребенка не лечить, то уже взрослым человеком он будет иметь маленький рост: мужчины меньше 140 см, женщины – меньше 130 см. Но если вовремя заметить отставание в росте и начать лечение искусственным гормоном роста, то ребенок вскоре догоняет сверстников, а потом и сам растет хорошо.

Записывайте рост вашего малыша примерно раз в год в одно и то же время. Если ребенок растет на 4 см в год после 4 лет – это нормально, но если меньше, то это повод для беспокойства.

Получая результаты измерения своего малыша нужно помнить, что все дети разные, и не обязательно каждому младенцу к определенному возрасту достигать среднестатистического роста. Нужно учитывать рост при рождении, а также темпы прибавки этих показателей: так, новорожденный с ростом 48 см может значительно отличаться по антропометрическим показателям от ребенка, родившегося с ростом 55 см и весом 4000 г. И это совершенно нормально – хорошо, когда в мире есть разнообразие!

Нормой для новорожденного считаются:

рост: от 46 до 56 см

Прибавка роста по месяцам:

1–3 мес: по 3–3,5 см ежемесячно (всего 9–10,5 см)

3–6 мес: по 2,5 см ежемесячно (всего около 7,5 см)

6–9 мес: по 1,5–2 см ежемесячно (всего 4,5–6 см)

9–12 мес: по 1 см ежемесячно (всего 3 см)

Средние показатели роста в 1 год:

70% гормона роста вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Получается, что в это время ребенок любого возраста должен не просто спать, а видеть десятый сон – причем глубокий. Поэтому, чтобы хорошо расти, до 12–14 лет надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8

На росте могут сказываться проблемы со здоровьем. Например, хронические заболевания дыхательной системы, сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, гормональные нарушения. Регулярный прием лекарств, содержащих гормоны глюкокортикостероиды (например, для снятия приступов астмы), тоже замедляет рост.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию