Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенку 9 дней: чего о нем не знали родители?

От 0 до 5. Наука расставаний с ребенком

В первые годы жизни ребенка подстерегает нешуточное испытание: он учится на время расставаться с мамой и папой. Как помочь наименее болезненно переносить вынужденную разлуку? Познакомьтесь с советами психологов Шанталь Флери и Бернадетт Лемуйн.

Как пережить расставание с ребенком

Первые уроки жизни новорожденного — это уроки расставания. Уже само рождение — не что иное, как разлука с материнским телом. «С самых первых дней новорожденный непрестанно переживает потери: рвется пуповина, малыша отнимают от груди, начинают исчезать из поля зрения родители, потом ребенка отдают в ясли или под надзор няни. Список маленьких расставаний пополняется вплоть до поступления в детский сад или школу. И все эти события обогащают опыт малыша, подготавливают его к будущей самостоятельности», — говорит психолог-клиницист Шанталь Флери.

Несмотря на то что опыт расставаний формирует личность, не стоит недооценивать тяжесть испытания, которому подвергается ребенок. Если мама уходит, пока малютка спит, это не значит, что он не заметит ее отсутствия, наоборот. Проснувшись, он может ощутить полную растерянность. «Малыш ничего не может понять, ему кажется, что его бросили. Родители занимают главное, центральное место в его жизни. Решив, что потерял их, он может испытать смертельный ужас», — объясняет Бернадетт Лемуан, автор книги, посвященной переживаниям детей при расставании с родителями.

За каждым расставанием скрывается острое чувство утраты. Даже когда младенец начинает понимать, что родители вернутся, этот опыт остается очень болезненным. «Если полуторагодовалый малыш сердито плачет, когда вы уходите, это продиктовано прежде всего тем, что он боится потерять вашу любовь и то чувство безопасности, которое она обеспечивает», — утверждает Шанталь Флери. Ребенок буквально питается любовью родителей. Неудивительно, что угроза «голода» вызывает у него энергичный протест!

Чувство безопасности

Для внутреннего ощущения безопасности малышу нужно знать, что вы любите его и что эта любовь времени не подвластна. Есть тысяча способов донести до ребенка эту мысль. Не бойтесь испортить его таким явным выражением чувств! Осознав, что любовь мамы и папы — чудесный дар, который не иссякает, как бы часто его ни тратили, малыш успокоится и постепенно научится выражать свою привязанность менее бурным способом.

Точно так же важно всякий раз, уходя из дома, ясно дать понять малышу, что вы к нему вернетесь. Не забывайте, что ребенок воспринимает время иначе, чем мы с вами. По мнению некоторых психологов, 7-8 часов, которые ребенок проводит без родителей, для него то же, что для взрослого целая неделя. Поэтому совершенно необходимо, чтобы маленький был твердо уверен в том, что вы появитесь в назначенное время!

Почувствовав себя в безопасности, ребенок не только сможет расстаться с вами, но и будет открыт для общения с другими детьми и взрослыми. Чем надежней связь, тем легче на время разлучиться. Когда малыш знает, что занимает прочное место в жизни своих родителей, он не станет возражать против (недолгого) плавания в открытом море, подобно лодочке, идущей на буксире рядом с большим кораблем. А расставшись с родителями, он сможет привязаться к другим людям. Это правило продолжает действовать и в более позднем возрасте. Если няня сумеет стать для малыша близким человеком, она, как и вы, поможет ему комфортно чувствовать себя среди новых лиц.

Подготовка к будущему

Расставания сменяются встречами, знакомые лица незнакомыми, общество людей — одиночеством. В этом вечном круговороте малыш приобретает бесценный опыт: он учится полагаться на собственные силы. «Чтобы ребенок сформировался как полноправная личность, ему необходимо научиться получать удовольствие как от общения, так и от одиночества», — подчеркивает Шанталь Флери. Этот процесс идет с переменным успехом и растягивается на годы. Даже в старшей группе детского сада малыши каждый день заново переживают разлуку с родителями. Если вы вместе с малышом изобретете собственные ритуалы расставания, если он будет уверен в вашей любви, то постепенно поймет, что эта разлука вовсе не отнимает у него родителей, а помогает повзрослеть.

Кроме того, оставляя малыша на попечение других взрослых, вы на деле демонстрируете, что доверяете ему, верите в его самостоятельность, в то, что ваше отсутствие не помешает ему чувствовать себя счастливым. А это уже немало! Разлука с вами означает всего-навсего, что жизнь не стоит на месте. Девять месяцев вы носили под сердцем ребенка. Теперь пришел его черед хранить в своем сердце ваш образ: помнить о вас, с радостью ждать встречи. Когда мамы нет рядом, ребенок часто думает о ней, и, можете не сомневаться, так будет продолжаться еще долгие годы!

От рождения до 3 месяцев

Что чувствует ребенок? Когда приходит время сна или заканчивается очередное кормление, малыш усваивает, что жизнь состоит из череды разлук и новых встреч. Мало-помалу ребенок накапливает жизненный опыт: если ты уснул, это не значит, что родители тебя покинули; если тебя отнимают от груди, это не значит, что ты совсем лишился мамы!

Младенец настроен на вашу волну: он хорошо знает ваш запах, голос, прикосновения. И тем не менее ему еще трудно сформировать целостный образ мамы. Когда вы после перерыва вновь появляетесь рядом, ему требуется приложить немало усилий, чтобы собрать все впечатления воедино.

Как ему помочь? Побольше разговаривайте с ним. До трех месяцев младенец редко протестует, когда мама уходит. Однако малыш прекрасно знает, что ее нет рядом! Именно поэтому надо разговаривать с детьми с самого их рождения, успокаивать, объясняя, почему вы уходили и зачем вам предстоит отлучиться. Не понимая слов, малыш отлично разбирается в том, что хотят сказать взрослые. Если вы говорите от души, не сомневайтесь, он все поймет. Даже если вам нужно ненадолго оставить ребенка, пока он спит, постарайтесь тихонько предупредить его об этом.

Оставьте малышу напоминание о себе. Испытанные средства — футболка или шейный платок, которые хранят ваш запах. Некоторые женщины, уезжая в командировку, оставляют кассету с записью своего голоса.

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? Желательно, чтобы в первые три месяца жизни ребенка периоды вашего отсутствия не превышали нескольких часов.

От 3 до 8 месяцев

Что чувствует ребенок? Малыш теперь в состоянии отличать знакомые лица от незнакомых, а к шести месяцам уже способен узнать человека, которого видел две недели назад. Он очень любит «беседы» тет-а-тет с мамой. И просто в восторге от того, что сигналы, которые он вам подает, когда кричит, хмурится, улыбается, хватает за руку, могут вызвать отклик. Психологи называют эту новую связь, возникающую между вами, привязанностью. Однако и другие люди могут завоевать доверие ребенка, при условии, что «мамин заместитель», которого малыш к трем месяцам обычно узнает, подружится с ним по всем правилам игры.

Читайте так же:
Птичий грипп — лечение и профилактика

Как ему помочь? Проведите основательную подготовку, если вам приходится отдавать ребенка в ясли. За неделю до намеченного дня начинайте приучать его к новому режиму: например, каждое утро чуть раньше будите.

Поддерживайте контакт с няней. Отведите с утра лишние 10 минут на то, чтобы рассказать ей о том, как ребенок вел себя накануне вечером или ночью (хорошо спал, температурил и т.д.). Эта беседа успокоит малыша и послужит своеобразной поддержкой: он слышит, что о нем говорят, понимает, что его не оставят на попечение няни как неодушевленный предмет.

Дайте малышу «точку опоры». Если вы «подкидываете» с утра ребенка бабушке или скооперировались с другой мамой и по очереди сидите с двумя младенцами, прихватите в другой дом любимые игрушки ребенка. Маленький кочевник будет рад обнаружить знакомые предметы.

Уделите особое внимание встречам после разлуки. Вечером дайте малышу (и себе) время на то, чтобы вновь друг к другу привыкнуть. Посидите рядом, пообщайтесь, только не набрасывайтесь на него с поцелуями, иначе он сделает вывод, что няня или бабушка — не самая лучшая для него компания. То же относится и к встрече после долгого отсутствия: с пониманием отнеситесь к тому, что малыш будет казаться равнодушным. Он не обижен, просто ему нужно заново к вам привыкнуть. Точно так же ведем себя и мы, взрослые, встречаясь со старыми друзьями после долгой разлуки.

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? С учетом обычного режима можно оставлять его в яслях или под чьим либо присмотром на полдня, целый день и даже на выходные, если человек, с которым он остается, ему хорошо знаком.

От 8 до 12 месяцев

Что чувствует ребенок? Восемь месяцев — классический этап боязни «чужаков». Некоторые дети в один прекрасный день принимаются отчаянно плакать при виде незнакомого человека, другие в изумлении не сводят с него глаз или проявляют осторожное любопытство. Малыш осознает себя как отдельную от мамы личность и выстраивает шкалу собственных предпочтений. Исследования показали, что когда 10-месячный ребенок видит незнакомых людей в присутствии отца или матери, то немедленно поворачивается лицом к самому близкому человеку. Причем, если рядом находятся и мама, и папа, он в первую очередь смотрит на мать!

В этом возрасте малыш делает еще одно важное открытие: у него появляется способность удаляться от вас по собственному желанию. Научившись ползать или топать по полу, держась за мебель, он чувствует вкус к независимости, которую обеспечивает ему эта подвижность. Ему не терпится испытать свои силы, но. не покидая пределов маминого поля зрения.

Как ему помочь? Не ставьте малыша перед свершившимся фактом. По возможности старайтесь избегать неожиданностей: дети любопытны от природы, но терпеть не могут перемен. Если малыша должен забрать из яслей кто-то другой, если вы собираетесь оставить его под присмотром соседки, если на выходные к вам приезжают родственники, сообщите малышу об этом заранее!

Играйте в прятки! Ребенок уже знает, что спрятанная вещь продолжает существовать, хотя он ее не видит, поэтому прятки — отличный способ связать в его сознании такие понятия, как исчезновение и новое появление.

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? В 8-9 месяцев, а иногда и чуть позже не стоит лишний раз подвергать малыша испытанию разлукой с родителями. Однако некоторые дети и в 9 месяцев прекрасно переносят расставание с мамой на денек-другой!

Как помочь ребенку расставаться

От года до трех

Что чувствует ребенок? Малыш говорит всего несколько слов, но уже все лучше понимает причины вашего отсутствия. У него хорошо развита способность мысленно представлять себе объекты, которых в данный момент нет поблизости (психологи называют эту способность «символическим представлением»). Именно она служит залогом усвоения языка: что может быть более символическим, чем слово, заменяющее своим звучанием материальный объект?

Ребенок уже умеет предвидеть события: раз вы взялись за сумочку — разлуки не миновать. Он также учится справляться со страхом перед незнакомыми людьми, особенно если вы радуетесь при появлении гостя.

Как ему помочь? Проявляйте твердость. Он в ярости, оттого что вы уходите? Такое поведение свойственно этому возрасту: малыш начинает осознавать, что вы не принадлежите ему целиком. Не стоит слишком тревожиться. Ваша непреклонность поможет избежать цепной реакции капризов. Вы не в силах уйти, когда он плачет? Успокойтесь, эти слезы не лишены пользы: они помогают малышу выплеснуть горе. Вместе с тем не пропустите тревожных симптомов (см. врезку «Повод для беспокойства»).

Дайте ему поиграть с альбомом фотографий. К полутора годам ребенок радостно узнает на фотографиях и показывает пальчиком маму, папу, старшего братика и кошку. Если вы оставляете его под присмотром няни или бабушки, такой альбом пригодится им, чтобы поговорить о вас в ваше отсутствие.

Считайтесь с «запасом прочности» малыша. Просидев с ребенком год, а то и больше, вы почувствовали законное желание чуть передохнуть, побыть одной или вдвоем с мужем. Планируя отлучки, учитывайте запас терпения малыша: если, проведя четыре дня с бабушкой и дедушкой, он внезапно становится грустным или начинает вести себя из рук вон плохо, вывод очевиден: четыре дня — еще куда ни шло, но пять — слишком долго!

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? На неделю, при условии, что с ним будет человек, которого он знает и любит.

От трех до пяти

Что чувствует ребенок? К трем годам дети говорят все лучше и лучше, не пачкают штанишки, а некоторые из них идут в детский сад. Малышу интересно все на свете, он живет на скорости 100 км в час и способен мгновенно переходить от полного отчаяния к бурному восторгу. Он уверенно чувствует себя в мире фантазий и все сильнее тянется к ровесникам. Именно в этом возрасте появляются первые настоящие друзья. Дети открывают для себя новое развлечение — ходить друг другу в гости.

Как ему помочь? Отнеситесь к тревогам малыша с пониманием. Отпуск кончился, пора идти в сад, а малыш не хочет и цепляется за вас? Скажите, что вы знаете, как ему грустно, что вам в этом возрасте тоже не хотелось расставаться с мамой, но вы точно придете за ним ровно в шесть. Чтобы ребенок почувствовал гордость оттого, что он теперь большой и ходит в детский сад, купите ему к началу учебного года какие-нибудь обновки.

Читайте так же:
Мазь от ушибов для спортсменов : инструкция по применению

Дайте ему возможность взрослеть постепенно. Пусть захватит в детский сад любимую игрушку, только договоритесь, чтобы во время занятий она лежала в рюкзаке.

Пусть ребенок делится с вами впечатлениями. Если он приглашен переночевать у друга, помогите ему сложить вещи, которые нужно взять с собой, объясните, что в другой семье могут быть немного другие порядки. Поговорите о том, как он представляет себе вечер в гостях. Попросите рассказать о своих впечатлениях, когда он вернется домой!

На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? Вам виднее, сколько ребенок способен выдержать без вас. Это зависит от его характера (одни дети более самостоятельны, другим уютнее в привычной обстановке), от семейных дел (рождение младшего брата или сестры — не лучшее время для длительной разлуки), а также от того, насколько близкие у него отношения с человеком, на которого вы его оставляете.

Что сказать родителям, потерявшим ребенка? Ответ священника

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Свято-Спасского собора в городе Минусинске (Красноярский край) комментирует письмо Веры «ВДОХ С НАДЕЖДОЙ НА ВЫДОХ»: Почему умирают дети? Как сложно ответить на такой вопрос через журнал. Любой священник подтвердит, что нужно видеть глаза человека, слышать его голос, брать его руки в свои, и, даже если нет на это сил, утешать, как заповедано Христом… Помните слова отца Алексия Мечёва: «Утешайте, утешайте народ Божий. » А разве, по совести говоря, кто-то из нас нуждается в чем-то другом?

Все, о чем я скажу далее, и не утешение даже, а размышление. Горькое — ведь мне, как и всякому батюшке не раз приходилось хоронить детей. (В маленьком Минусинске, где немногим более 80 000 жителей, в год около полутора тысяч похорон. И стариков-то мало умирает, все больше — зрелых и молодых… И, увы, немало детей.) Стоишь на кладбище, ежишься от пронизывающего ветра, выглядываешь: и где она, похоронная процессия, где катафалк? Но нет катафалка: подъезжает скромная «шестерка», и под мышкой несут маленький ящичек, не больше того, что используют для помидорной рассады… И вот — отпевание. И полные упования слова из Чина отпевания младенцев не особо радуют и обнадеживают, и дым из кадила, как бы ни был хорош ладан, — горек и невыносим…

Горькие мои мысли и тревожные. Тревожные, ведь и у меня трое детей. Старшая — совсем взрослая, другие — еще младшеклассники. Честно говорю: потеряй я одного из них — не знаю, как я смог бы это перенести. Ни за что не ручаюсь, правда.

Но если я за себя не ручаюсь — как жить?! Опереться на что, на кого?!

Младенец, коему нет и года… Венчик бумажный — слишком тяжел для маленького лобика. И как ответить на немой вопрос родителей: «За что?!» Молодые папа и мама, хорошие, добрые христиане, несколько лет просящие Бога им, бездетным, дать ребенка. И вот…

Девочка. Около трех лет. Цирроз печени. Ну откуда бы?! Мама спохватилась, крестил я ее на дому, на Рождество Христово. Помню, были со мной и сотрудники социальной службы, привезли рождественские подарки, но девочка, раздувшаяся от водянки, не в силах даже стонать, не то что плакать, почти и не глянула на яркие игрушки, на шоколадки и мандарины. А через два дня ее уже хоронили.

Парень — 17 лет, саркома. Сгорел быстро, родные не успели понять даже что к чему…

Девушка, единственная, любимая дочь у матери, уехала учиться в большой город… Там ее убили. И мама замкнулась в себе, закаменела в своем неизбывном горе. Мама ходит в храм, исповедуется, причащается даже, выпала из обыденной жизни совершенно. Устроив на могиле дочери мавзолей, проводит там все дни, забросила работу и повседневные дела, вся — в служении умершей дочери… Кормит белок на ее могиле, и прыгают эти сытые, разжиревшие белки…

Мальчик-дошкольник. Сгорел в доме по неосторожности матери… Она была на похоронах, но не смогла выйти из машины. И я не смог подойти близко, такие черные волны горя рвались оттуда. Благословил издали…

Нет горя на земле горше, чем горе матери, потерявшей ребенка: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иер 31:15).

Как быть, если это произошло? Как быть священнику, к которому пришла мать и с этим горем, и со страшными, отчаянными вопросами, на которые нет ответа? (А какого труда ей подчас стоит совершить такой приход в храм. )

Самое последнее дело — что-то доказывать страдающей матери. И надеяться, что раненое сердце ее будет внимать логике… «Нет, не хорошо, что умер!» — закричит сердце матери — и будет право. Потому что — поверх всех резонов мира сего — живое чувство материнства в ее сердце вложил Сам Бог. Всякая мать (не говорю о крайних случаях, о патологиях, когда мать равнодушна к судьбе ребенка или убивает его, делая аборт (пусть кто-то скажет, что ныне в обществе таким случаям несть числа, но все же они — страшное исключение…)), желает счастья, радости, здоровья, а главное — жизни своему чаду.

Но нам ни на минуту нельзя забывать о Христе, нам нужно помнить, что Он, мудро и по-детски пойдя на смерть, — воскрес.

Не смог умереть.

И нам — не даст, если будем с Ним…

Желает мама чаду, осознанно или подспудно, — той самой вечной жизни, которую и нам даровал, воскреснув, Христос, которую мы, худые чада Церкви, должны бы, по Символу веры, «чаять», но воспоминание о ней, вечной жизни, подчас едва теплится в ожиревшем нашем сердце, полном чаяний совсем о другом, о сиюминутном…

Поэтому — что сказать матери, потерявшей ребенка? Да, сказать правду: он не перестал существовать, и сейчас на ступень ближе к вечной жизни, чем вы сами. Вряд ли надо говорить, что «ему сейчас хорошо». Как может мама согласиться, что чаду хорошо без нее? Если вы любите свое дитя, то все равно будете с ним, ведь «любовь — не эмоция, любовь — это связь между объектами». Разлука тяжела, но она не вечна…

«Быть вместе с ним», надев петлю на шею? — даже не думайте. Вот в этом случае точно с ним не будете. И боль свою — не утешите, только усугубите.

Но если вы хотите быть вместе с ребенком, а он — у Бога, то Бога вам не миновать. Употребите жизнь не только на то, чтобы горевать об утрате, но и на то, чтобы измениться самой, войти в эту вечную жизнь и тоже быть с Богом. Только возле Него вы встретитесь с утраченным чадом.

Читайте так же:
Диета при раке прямой кишки

Смерть — это не смерть. Это еще одни роды. Ребенку, пока он девять месяцев плавает в утробе мамы, тоже кажется, что это — весь его мир, что никакого другого нет… И вдруг, приходит страшное испытание: начинают его рвать-тянуть-лишать привычной среды обитания… «Ну все, конец!» — думает ребенок, ан глядь, выходит он в новый мир.

Новый? Насколько наш мир иной по отношению к чреву беременной женщины. Иной, но тот же самый. Вот так и «тот свет» — тот же самый, хотя и иной…

Мама воскликнет: «А чем докажете?!»

Вот тут я, правда, не знаю, что сказать… Чем же я докажу?! Правда, не знаю. Могу только одно сказать: «Ну так а что ж делать-то нам с вами, родные вы мои?! Ну что?! Ну, давайте потерпим, поверим Богу на слово. Доживем, а там видно будет!»

Наверное, больше и ничего, уж простите… Страшная она штука, жизнь. Рискованная. Но надо ее жить, эту жизнь. Надо идти вперед, ради тех, которых мы любим…

Еще раз оговорюсь: все это можно сказать тому родителю, кто расположен слышать, а такая способность человека — уже половина исцеления его душевной раны. Но одно предупреждение: если будешь это все говорить издалека, с высоты своего понимания, без искреннего сострадания к человеку, толку не будет. Исцеляет только любовь Христова. А она подается не иначе, как через нашу любовь, как вода к растению поступает не просто так, а по системе капилляров, нарушишь которую — и самый щедрый полив пропадет втуне, растение погибнет… Бери этого человека на себя, говори, или молчи, или плачь вместе с ним, или просто молись о нем, — как тебе твое сердце подскажет… А нет этой любви — кайся. Кричи: «Христе, нет любви у меня, сделай что-нибудь! Не оставь нас, грешных! Верую, Господи, помоги моему неверию!» Вера, видишь ли, через которую Господь творит чудеса, — это не просто «нечто и туманна даль», не мифический флогистон, витающий в пространствах, не умозрение, — это орган, мускул внутри человека. А его надо как-то тренировать, прилагать усилия к его шевелению… И, призывая страдающего родителя: «Веруй!» — надо учиться веровать самому, работать атрофированным мускулом. Иначе, ежели не можешь сам плавать, как же утопающего спасешь.

Как работает детская память, и что ребенок запомнит из своего детства

Детские воспоминания: как формируются и почему стираются. С какого возраста люди помнят себя. В чем особенности памяти детей раннего возраста

Родители стараются сделать детство ребенка насыщенным, радостным и ярким. Довольно обидно, что, вырастая, ребенок не помнит из этого детства буквально. ничего! Не помнит, как в три года он впервые увидел в зоопарке жирафа. Как в четыре года вы поехали в отпуск в Испанию, и там он купался в море, с визгом убегая от волн. Или как впервые познакомился с соседской собакой, которая облизала ему нос, и он хохотал до слез.

Неужели все это исчезает безвозвратно, и мы никогда ничего из этого не вспомним? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнит наш ребенок?

Младенческая амнезия: что искал Фрейд?

Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.

Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.

” Интересно, что дети с откровенно несчастливыми младенческими годами, и дети, чьи первые годы жизни были наполнены любовью и заботой, имеют первые воспоминания, относящиеся приблизительно к одному периоду жизни. Разумеется, возраст первого воспоминания разнится — от 2,5 до 7-8 лет. Но зависит он от совсем других факторов.

Детские воспоминания: как формируются и почему стираются. С какого возраста люди помнят себя. В чем особенности памяти детей раннего возрастаДети вспоминают, если. так принято

Установлено, что насколько ранними воспоминаниями будет обладать ребенок, зависит от национальной культуры. Например, исследования, проведенные в Корнельском университете в США, показали, что у обучающихся там студентов из Китая детские воспоминания начинаются на полгода позже, чем у их американских сверстников, и выглядят совершенно иначе. Воспоминания американцев были эмоционально окрашенными, в центре — они сами, их чувства, впечатления, реакция близких на события. Китайские студенты вспоминали о каком-то запоминающемся факте без личного контекста.

— Все дело в различии между воспоминаниями: «В зоопарке были тигры» и «В зоопарке я видел тигров, и, хотя они были страшные, мне было очень весело», ‒ поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

В США родители поощряли воспоминания: они расспрашивали малышей, понравилось ли им увиденное, закрепляли, напоминая о ярком событии спустя день, два, неделю.

В китайском обществе, как выяснилось, не принято интересоваться впечатлениями и воспоминаниями детей, а раз их воспоминаниям никто не придавал ценности, то они и не сохранялись.

Интересно исследование новозеландских психологов, который изучали воспоминания представителей местной народности маори. Возможно, в психологах взыграл патриотизм, но они уверяют, что высокое значение, которое маори придают культу прошлого, способствуют тому, что малыши этой народности помнят себя чуть ли не раньше всех в мире – с двух с половиной лет!

Азиаты помнят себя в среднем с четырех с половиной лет, европейцы – с трех с половиной, а представители маори – с двух с половиной лет.

Ярче воспоминания у детей, росших в большой семье или испытавших стресс

Итак, с национальной культурой мы разобрались, обратимся к культуре семейной. Психолог Федерика Артиоли провела исследование в своей родной Италии, славившейся ранее своими большими семьями и крепкими родственными связями. Сегодня там, как и во всей Европе, все чаще встречаются семьи «папа+мама+ребенок». Госпожа Артиоли обнаружила, что дети, выросшие в традиционных многопоколенных семьях – с бабушками, дедушками, дядями, тетями и кузенами обладают воспоминаниями о более раннем детском возрасте, и они гораздо ярче и насыщеннее, чем у их сверстников из маленьких семей.

Очевидно, это происходит по той же причине, по какой маленькие китайцы помнят себя с пяти лет, а европейцы – с четырех: воспоминания детей в большой семье, где с ними все возятся и балуют, эмоционально окрашены гораздо сильнее. К ребенку постоянно обращаются, заставляя формировать собственный набор воспоминаний.

Интересно, что знак эмоционального фона не имеет значения; в другом исследовании Федерика Артиоли вместе с коллегой Элейн Риз выяснила, что дети, пережившие развод родителей до своего семилетия, хранят более ранние детские воспоминания! Исследовательницы предполагают, что этому может быть простое логическое объяснение; например, мама, оставшись вдвоем с ребенком на руках, невольно расширяет круг общения, поручая заботу о нем другим родственникам, то есть, формируя ту самую «большую шумную итальянскую семью», но факт остается фактом: дети разведенных родителей хранят воспоминания с возраста 2,5 лет. Видимо, ранее человеческий мозг запомнить ничего не может.

Читайте так же:
Кремы с витамином с для лица : инструкция по применению

Мы не запоминаем или забываем?

Интересный, но до сих пор не до конца понятный науке вопрос: почему мы до 2,5 лет все забываем? Ведь это как раз тот возраст, когда наш мозг впитывает все, как губка: мы «загружаем» в него огромный объем информации, и больше никогда до конца жизни нам не удастся его использовать с такой эффективностью. Почему же мы ничего не помним? Есть несколько версий.

Мы не можем запомнить то, что не можем описать

Очевидно, что даже самые ранние детские воспоминания появляются в тот момент, когда мы хотя бы в минимальной мере овладеваем речью. Возможно, наша память начинает крепнуть только тогда, когда мы можем описать увиденное словами. Действительно, в возрасте до трех лет мы вынуждены запоминать происходящее в виде образов, без словесного «конспекта», который помог бы структурировать воспоминания. Как только мы осваиваем речь, наше сознание (и система запоминания) перестраиваются, и более ранние воспоминания стираются, как неактуальные.

У этой версии есть два существенных возражения. Во-первых, глухие дети, не освоившее к этому возрасту язык жестов, помнят себя приблизительно с такого же возраста, как и их овладевшие речью сверстники. Во-вторых, что мешает нам просто описать словами впечатлившие в младенчестве образы и упорядочить их «задним числом»?

Детские воспоминания: как формируются и почему стираются. С какого возраста люди помнят себя. В чем особенности памяти детей раннего возрастаМы все запоминаем, но забываем

Другая версия – мы постепенно забываем случившееся с нами в раннем детстве, как только появляются более свежие воспоминания. В самом деле, если начать ревизию своей памяти, то вы обнаружите, что оттуда «вывалились» не только период младенчества, но целые месяцы и даже годы нашего детства. Несомненно, в десять лет мы могли без труда описать события, произошедшие с нами в течение года, однако в 30 лет уже непросто сходу ответить на вопрос, чем тогда был примечателен ваш апрель, или как прошел октябрь, когда вам было восемь.

Эта точка зрения даже подтверждена экспериментальными исследованиями: ученые из американского Университета Эмори записывали разговор матерей с их трехлетними детьми сразу после каких-то ярких событий: посещения зоопарка, первого дня в детском саду. Затем ежегодно, на протяжении шести лет с детьми беседовали и просили вспомнить об этих событиях.

Выяснился удивительный факт: оказывается, в нашей жизни есть еще один рубежный возраст – семь лет. До семи лет дети в состоянии вспомнить 60% событий, случившихся с ними в возрасте трех лет. Но при этом стираются какие-то детали, иногда довольно существенные, например, место и время события. Между 8 и 9 годами треть от вспоминаемых ранее событий забылась напрочь, зато оставшиеся 40% мы уже помним ярко и четко, порой описываем даже более подробно (поскольку лучше научились пользоваться речью), чем годом ранее.

В детстве мы просто не успевает «отрастить блок памяти»

Где хранятся воспоминания? Ученые уверены, что могут дать почти точный ответ на этот вопрос: в части мозга, называемой гиппокампом. Механизм работы гиппокампа не ясен, но понятно, что именно этот участок мозга каким-то образом отвечает за перевод воспоминания из кратковременных в долговременные; именно он решает, что мы запомним, а что – забудем.

На примере больных, у которых был поврежден гиппокамп, показано, что они больше не могут запоминать новые события, хотя при этом продолжают постепенно усваивать новые навыки – в точности как младенцы.

Известно, что при болезни Альцгеймера, для которой характерна утрата памяти, именно уменьшение объема гиппокампа становится одним из первых признаков развития заболевания. Так может, у младенцев просто слишком маленький гиппакомп, чтобы он мог полноценно функционировать?

Если ребенок все забыл, можно ему напомнить

Ну и, наконец, еще одна удивительная способность детской памяти: вспомнить (достоверно, ярко и с подробностями) то, чего не было. Причем сделать это могут не только завзятые фантазеры и выдумщики; стоит немного подтолкнуть ребенка, как он начинает «вспоминать» описываемые события!

К сожалению, таким образом у детей часто формируются ложные воспоминания, более того, их можно создать даже у взрослых. Примером могут послужить все те же Соединенные Штаты Америки, где одно время пошла настоящая волна судебных дел, связанных с сексуальными домогательствами к несовершеннолетним. После сеансов у психотерапевтов, которые искренне пытались докопаться до корня проблем своих пациентов, подростки и даже взрослые люди «вспоминали» эпизоды сексуального насилия, которые, оказывается, были спрятаны глубоко в памяти. С этой информацией пациенты отправлялись в суд и требовали компенсировать перенесенные ими моральные страдания. Оказалось, что иногда речь действительно идет о подавленных воспоминаниях, а иногда – о вновь сформированных, причем отличить одни от других мог только опытный специалист. Сами же пациенты сделать это совершенно не в состоянии.

Какой вывод можно сделать из этой, несомненно печальной, практики? Самый оптимистичный!

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка остались приятные и радостные воспоминания о детстве – формируйте их! Почаще напоминайте ему о хороших событиях. Просите рассказывать об особо интересных моментах – и не один раз, а регулярно. Показывайте фотографии и видео, где запечатлены яркие и забавные ситуации. Обсуждайте эмоции, которые испытывал ребенок в этот момент.

Ведь чем ярче и полнее наши воспоминания о счастливом детстве, тем счастливее мы будем во взрослой жизни!

24.08.2020
Подготовила Полина Иванова

Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

о детях до года, о детях от 1 до 3 лет, Познавательное

Уход за новорожденным: что нужно знать и уметь молодым родителям

Рождение малыша – радостное событие для молодых родителей. Однако, после его появления на свет маме с папой нужно проявлять особую осторожность в уходе за ребенком, понимать потребности крохи.

Уход за новорожденным: что нужно знать и уметь молодым родителям

Появление в семье новорожденного станет новым опытом для всех, и в первые месяцы необходимо проявлять особую заботу о младенце. Правильный уход за новорожденным, сбалансированное, здоровое питание, гигиенические мероприятия и режим сна имеют решающее значение для общего развития ребенка. Особенно педантично нужно соблюдать все рекомендации в первый месяц жизни, когда кроха активно адаптируется к новым условиям жизни, у него заживает пупочная ранка, налаживается грудное вскармливание, формируется режим.

Читайте так же:
Синдромы утечки воздуха из легких

Особенности ухода за новорожденным в первый день

Сразу после появления малыша на свет его кладут на живот матери, а затем прикладывают к груди. Это нужно, чтобы он получил необходимые для его здоровья первые капли молозива. Это густая желтоватая жидкость, богатая питательными веществами и иммунными компонентами. Она насыщает малыша и дает ему защиту от инфекций, помогает заселять кишечник полезной микрофлорой. Через некоторое время кроху осмотрит врач, а медсестра под его руководством проведет первый туалет новорожденного. С его кожи удалят сыровидную смазку, очистят глазки, закапают в них специальные капли для профилактики воспаления.

xchildren

Малыша запеленают и отдадут маме, кроха будет находиться совместно с ней до самой выписки. С первых дней персонал роддома обучает маму основам и правилам ухода за новорожденным. Это поможет не волноваться и все делать правильно после роддома, при возвращении домой.

Уход за новорожденным

Уход за младенцем в возрасте до 28 дней – самая сложная часть пути, но следуя нашим советам по уходу за новорожденным проще понять, на что родителям следует обращать внимание, какие графики им следует соблюдать, что им следует делать и о чем им не нужно беспокоиться.

Купание в первые дни жизни

В первые дни купать ребенка не нужно. Это может показаться странным — в конце концов, чистота — лучший способ сохранить гигиену и здоровье. Тем не менее, в роддоме и первые 1-2 дня после выписки малыша не моют, так как у него сохраняется покрытие на всем теле, которое действует как защитный слой. Это кремообразное белое вещество, называемое Vernix caseosa, состоит из масел потовых желез. Он действует как защитный слой от всех бактерий и сохраняет увлажненность чувствительной кожи вашего ребенка. В течение 7-10 дней белый налет медленно отслаивается. После этого вы можете купать кроху.

Уход за пуповиной

Важная часть ухода за новорожденным дома – обработка пуповинного остатка. Принимая ванну, важно, чтобы пуповина оставалась как можно более сухой. Но не стоит заклеивать остаток, при купании нужно просто аккуратно промывать кожу вокруг. После того, как пуповина отпала, следует уделить особое внимание ранке, пока она полностью не заживет.

Уход за гениталиями

Малышу нужно часто менять подгузник, регулярно ухаживая за половыми органами. В 1 месяц жизни нужно менять подгузник каждые 2 часа и сразу после того, как малыш сходил по-большому. Сняв подгузник, нужно промыть промежность их теплой водой и после этого держите эту зону сухой. У девочек мойте гениталии спереди назад, чтобы избежать бактериальной инфекции. У мальчиков можно мыть в любом направлении. После подмывания необходимо аккуратно промокнуть складки кожи мягким хлопковым полотенцем, обработать все складки защитным кремом и надеть чистый подгузник.

Особенности ухода за кожей головы

Одна из самых нежных частей новорожденного — это его кожа головы. Кости черепа еще не полностью срослись, на голове есть слабые места, называемые родничками, которые образуются в процессе родов. Кроме того, кожа на коже головы довольно тонкая и легко может поцарапаться. Важно не тереть ее слишком сильно во время мытья головы шампунем.

xchildren2

Уход за кожей

Кожа вашего ребенка мягкая, и вам просто нужно регулярно увлажнять ее с помощью хорошего лосьона. У младенцев в первые дни обычно появляются прыщи на щеках, носу, лбу и щеках. Это потому, что гормоны матери все еще циркулируют в организме ребенка. Не нужно беспокоиться, через несколько дней все пройдет. Вы должны очищать лицо ватным диском с теплой водой, не выдавливая прыщи. Поскольку ребенок так долго находился в утробе матери, его кожа была сильно увлажнена. Когда ребенок подвергается воздействию внешней среды, кожа естественным образом становится сухой. В течение первого месяца жизни возможно мелкое шелушение, которое проходит самостоятельно.

Ежедневно нужно умывать глаза влажным ватным диском, начиная от внутреннего угла, а затем до внешнего угла. Для каждого глаза нужно использовать отдельный чистый диск.

Уши ребенка очищаются самостоятельно. Важно не использовать влажную ткань или вату внутри слухового прохода. Это может привести к образованию пробок и воспалению.

Рекомендации по кормлению

Поскольку объем желудка у вашего ребенка небольшой, он потребляет лишь определенное количество пищи и ему снова понадобится энергия через несколько часов. В течение первых шести недель важно позволять малышу кормиться грудью, когда он захочет. Слишком ранняя попытка составить график кормления может иметь неприятные последствия, поскольку нарушает выработку молока. Не беспокойтесь о достаточном количестве молока — чем больше ваш ребенок ест, тем больше вы его вырабатываете.

xmam

Ребенку необходимо правильно прикладываться к груди, чтобы получать достаточно молока и чтобы соски мамы не повреждались и не болели. Прежде чем приложить его к груди, положите его на бок так, чтобы его живот был прямо напротив вашего. Затем проведите около рта своим соском, чтобы он широко раскрылся; убедитесь, что он берет в рот весь сосок и значительную часть вашей ареолы.

Основные рекомендации по режиму сна

Младенцев раннего возраста следует всегда укладывать спать на спине, а не на боку или животе. Сначала новорожденные спят много — от 16 до 17 часов в день, — но этот сон прерывается каждые час или два небольшими периодами бодрствования. В первые недели ребенок обычно просыпается ровно настолько, чтобы его накормили и переодели. Так как ребенок также будет бодрствовать в течение коротких периодов в течение ночи, что неизбежно нарушит ваш сон, чтобы оставаться хорошо отдохнувшим, вы должны обязательно спать вместе с малышом ночью и в течение дня.

Как справиться с плачем

Дети в раннем возрасте часто плачут, но зачастую это имеет под собой достаточно четкие причины. Какие они – родители учатся распознавать в течение первых недель жизни.

  • Исключите очевидные потенциальные причины: проверьте, не испачкались ли подгузники ребенка, не слишком ли ему жарко или холодно, не давит ли его подгузник или одежда.
  • Воссоздайте среду, похожую на утробу, надежно закутав малыша в одеяло, препеленав руки и ноги. Затем крепко держите его на левом боку или животе и осторожно покачивайте, издавая негромкие шипящие или горловые звуки.
  • Прогулка, спокойная музыка, качание на руках или в люльке, коляске помогает успокоиться. (Младенцы любят движение!)

Прежде всего, сохраняйте хладнокровие! Если вы напряжены, ваш ребенок тоже будет в напряжении. Помните, что младенцы иногда просто плачут — и это пройдет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию