Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расстройства приобретения школьных навыков у детей

Расстройство развития школьных навыков (дислексия, дизграфия, дискалькулия), школьная дезадаптация

Что такое расстройство развития школьных навыков?

Disleksia

Расстройство развития школьных навыков зачастую выявляют у детей в младших классах, которые, без проведения надлежащего лечения остаются на всю жизнь. Такие нарушения не являются следствием неблагоприятных условий в обучении либо полученной ранее мозговой травмы. Они вызваны врожденным повреждением головного мозга, в результате которого возникли нарушения в обработке когнитивной информации.

Достаточно проблематичной является диагностика таких расстройств, поскольку необходимо правильно разграничить имеющиеся нарушения от общей нормы. Также, существует потребность в расчете динамики развития, поскольку отставание в чтении на год в 7 лет значительно отличается от такого отставания в 14 лет. Стоит отметить, что в разной возрастной категории расстройства проявляются по-разному. К примеру, задержка речи в дошкольные годы сменяется на задержку в чтении, которая снижается в подростковом возрасте, а в юности переходит в задержку письма. Эти проявления изменяются по мере взросления ребенка, так что при диагностике необходимо учитывать такую динамику развития.

Нарушения развития школьных навыков включают в себя группы расстройств, которые проявляются специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам. Они часто сочетаются с другими синдромами, такими как: гиперреактивность, дефицит внимания, расстройство поведения, расстройство развития моторных функций или развития речи.

К нарушениям развития школьных навыков относятся:

Дислексия (нарушение навыков чтения) чаще всего встречается у мальчиков, более явным становится ко второму классу. Бывают случаи, когда с возрастом проблема искоренится, но это больше как исключение из правил. Зачастую такое расстройство остается и в дальнейшем. При дислексии ребенок допускает ошибки во время чтения: меняет буквы местами, искажает звуки слов, пропускает звуки и начальные слоги слов. Он не способен воспринимать на слух определенные звуки и использовать в своей речи/письме. Ребенок не может различить близкие звуки: «Б-П», «Д-Т», «С-З», «Ж-Ш», поэтому ему тяжело выполнять такие задания, как чтение или пересказ текста.

К подобным нарушениям относят и дисграфию – нарушение письма. Такое нарушение сказывается на неправильном соотношении услышанных звуков с их написанием. При письме ребенок пропускает гласные буквы и согласные буквы, или даже целые слоги. Он может расчленить слово или наоборот, написать слитно отдельные слова. Бывают такие случаи, когда дети с дисграфией начинают зеркально писать буквы.

Дискалькуляция – это нарушение развития навыка счета. Такое нарушение проявляется в виде трудности в операциях с числами, в осмыслении структуры числа. Ребенку тяжело анализировать предметы, разыскивать по образцу геометрические фигуры, определять где право и лево, понять время на часах, поскольку он не может определить размещение стрелки на циферблате. Нередко встречается дискалькуляция совместно с дисграфией. Ребенок с нарушением счета не может освоить навык завязывания шнурков, у него возникают трудности с творчеством (лепка, рисование). В старших классах появляются проблемы с геометрией, черчением. Но в данном случае, интеллектуальные процессы у детей не нарушены.

Все эти нарушения связаны с расстройством психомоторики и пространственным восприятием.
Ребенок с данной формой нарушений должен наблюдаться у детского психиатра, который совместно с психологом и дефектологом определит наиболее эффективную форму обучения и лечения. В большинстве случаев используется корригирующая терапия обучением. Также, специалисты советуют задействовать консультативно-семейную терапию.

Школьная дезадаптация desadaptasia

Адаптация ребенка к школе определяется по тем факторам, как он вливается в новый коллектив, какое место занимает в классе, как общается с одноклассниками и учителями, а также, как относится к школе и самому себе в ней.

В школьной адаптации большую роль имеет уровень образованности родителей, правильные методы воспитания, отсутствие конфликтов дома, общение с ребенком и его подготовка к школе.
При дезадаптации ребенок оказывается неготовым к школьному обучению. Причиной может стать нехватка тех знаний и умений, которые требуются по школьной программе. Возможна проблема в самоконтроле, когда ребенок не в состоянии спокойно высидеть целый урок.

В следствии физиологических особенностей ребенка, он может не справляться с темпом обучения. Еще одной причиной может быть проблема с социальной адаптацией, когда возникают трудности с общением со сверстниками или учителями.

Для того, чтоб вовремя выявить такое расстройство, необходимо тщательно наблюдать за поведением ребенка и его состоянием. Не лишним будет расспросить учителя, который видит его поведение в школе.

Исходя из признаков, можно выделить 4 формы нарушений школьной дезадаптации:

1 форма – физиологическая, когда ребенок жалуется на слабость, головную боль, у него появляются проблемы со сном или аппетитом. При таких признаках расстройства могут проявится вредные привычки (к примеру, обгрызание ногтей), тремор пальцев, заикание, разговоры с самим собой, заторможенность.

2 форма – познавательная, ребенок катастрофически не справляется со школьной программой. В таком случае он либо будет безуспешно прилагать усилия для преодоления сложностей, либо окончательно откажется от учебы.

Читайте так же:
Мази при атопическом дерматите : названия и способы применения

3 форма – эмоциональная. Ребенку не удается наладить контакт с одноклассниками и учителями, появляется сильное нежелание ходить в школу, не видит для себя перспективы в посещении занятий. Тут стоит разлечать, когда ребенок жалуется на появившуюся проблему, и когда он негативно относится к школе в целом. В последнем случае такая проблема может перерости в нарушения в поведении.

4 форма – поведенческая. Дети с такой формой школьной дизадаптации ведут себя агрессивно, очень импульсивны, неконтролируемы, не принимают школьные правила. Также, возможен и обратный эффект – замкнутость или неадекватная реакция. К примеру, когда на вопрос учителя ребенок теряется и ничего не может сказать в ответ.

Следует учитывать, что ребенок может быть частично не приспособлен к школе. Бывает, когда он хорошо усваивает школьную программу, но при этом не может найти контакт со сверстниками. Или, наоборот, легко чувствует себя в социуме, но имеет плохую успеваемость. Поэтому, родителям стоит обращать внимание на все сферы школьной жизни ребенка.

Для диагностирования подобных нарушений, как правило, обращаются к школьному психологу, но при подобных симптомах не лишней будет консультация с психологом в клинике.

Психологическая коррекционная помощь детям с расстройствами речи и школьных навыков

В методических рекомендациях приведено комплексное клиническое и дифференциально ­диагностическое описание особой категории расстройств психического (психологического) развития – специфических расстройств речи и школьных навыков.

Дан алгоритм дифференциальной диагностики умственной отсталости, элективного мутизма, нарушений речи и слуха органической природы, расстройств аутистического спектра.

Для врачей ­психиатров, клинических и школьных психологов, педагогов.

Расстройства речи и школьных навыков (F80–F83, по МКБ­10) – особая категория расстройств психического (психологического) развития, непосредственно связанная с психическим созреванием в целом, отличающаяся значительной выраженностью и отчетливой парциальностью нарушений развития, характеризующаяся постоянным регредиентным течением без ремиссий или рецидивов, обусловливающим в силу характера расстройств значительный уровень социальной дезадаптации. Этиология и патогенез этих состояний не известны.

Отмечается большая частота встречаемости этих состояний у мальчиков, тенденции к передаче в ряду поколений и конкордантность между сибсами. По данным разных авторов, частота встречаемости данных расстройств колеблется от 2 до 8% детей школьного возраста, нами данная категория расстройств выявлена у 10,7% обследованных мальчиков 12–14 лет.

Специфической фармакологической терапии для данной категории расстройств не описано. Не нашли подтверждения гипотезы об органическом психическом и неврологическом происхождении специфических расстройств речи и школьных навыков.

Исследования, проведенные нейропсихологами, не показали преобладания какого­либо нейропсихологического синдрома либо локального поражения определенных корковых или субкортикальных образований.

В то же время данные зарубежных исследователей дают основания полагать, что психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие сокращает период формирования задержанных в развитии навыков с 6–8 до 1–3 лет, что существенным образом улучшает показатели социализации и общий прогноз социального функционирования у детей и подростков с данной категорией расстройств. Совокупностью этих фактов определяется актуальность настоящей работы.

Таким образом, целью настоящей работы явилась разработка алгоритма дифференциальной диагностики и психокоррекции специфических расстройств речи и школьных навыков.

Дифференциальная диагностика расстройств речи и школьных навыков

Все расстройства психического развития начинаются в раннем детском возрасте и являются прямым следствием нарушения биологических процессов созревания центральной нервной системы.

Они протекают гладко, без ремиссий и рецидивов, что отличает их от многих психических расстройств. По мере взросления симптоматика сглаживается, однако признаки расстройств психического развития сохраняются и во взрослом возрасте.

В ряде случаев обнаруживается наследственная отягощенность подобными расстройствами.

Частота встречаемости в несколько раз выше у мальчиков, чем у девочек, и составляет, по наблюдениям американских исследователей, от 2 до 8% детей школьного возраста. По данным ВОЗ, встречаемость расстройств данной категории в среднем составляет 4–6% детской популяции, но в ряде областей доходит до 12% и более.

Специфическое расстройство развития речи и языка характеризуется ранним началом, у детей сохранен интеллект, нет никаких оснований говорить об умственной отсталости.

Диагностика умственной отсталости в данных случаях является ошибочной и может негативно повлиять на дальнейшую судьбу ребенка. В нерезко выраженных случаях ребенок способен к общению в хорошо известных, бытовых ситуациях, однако в школе расстройство существенно влияет на способности к обучению.

От вариантов нормы состояние отличается наличием проблем при чтении и письме, нарушениями межличностных коммуникационных связей, поведенческими расстройствами. В среднем школьном возрасте важным диагностическим критерием служит течение с прогрессивным улучшением.

В отличие от умственной отсталости не обнаруживается выраженных проблем в повседневном функционировании, ребенок приобретает большинство навыков в соответствии с возрастными нормами.

При диагностике необходимо убедиться в отсутствии патологии зрения и слуха, включая специфические поражения рецепторного аппарата, в том числе – дальтонизм и парциальную глухоту (невосприимчивость к звукам определенной высоты, связанную с поражением улитки).

При специфическом расстройстве артикуляции отмечаются общая неразборчивость речи, что вызвано не столько искажением отдельных фонем, но пропускам или подменой трудных для произношения звуков.

Читайте так же:
Черника при беременности : польза и вред

При этом речь становится предельно упрощенной, бедной, что вступает в противоречие с интеллектуальным развитием ребенка и пониманием им куда более сложных речевых конструкций.

Внешне похожая картина (следует учитывать, что многие расстройства данной диагностической группы встречаются в сочетании друг с другом и диагностические границы размыты как между формами, так и с крайними вариантами нормы) наблюдается и при расстройстве экспрессивной речи.

Для диагностики существенно отсутствие отдельных слов и простых фраз к 2­3 годам.

В более старшем возрасте отмечается ограничение словарного запаса, трудности в подборе слов и синонимов, использование небольшого набора самых общих слов, несформированность строя речи с наличием примитивной структуры предложений и ошибок в согласовании, синтактические ошибки, особенно пропуски окончаний и приставок, отсутствие в речи предлогов, местоимений, склонений существительных и спряжений глаголов (данные нарушения свидетельствуют в пользу дизонтогенетического происхождения расстройства, поскольку именно подобная структура речи характерна для сообществ, находящихся на примитивном уровне развития.

Имеются трудности в установлении хронологического порядка событий. При этом понимание речи соответствует возрастным нормам или немного ниже их, что связано с трудностями приобретения словарного запаса, обусловленными нарушениями чтения.

В общении количество невербальных конструктов соответствует возрастной норме. Несмотря на речевые нарушения, потребность в коммуникации сохранена, ребенок активно стремится к общению.

На фоне речевых расстройств, создающих препятствие в коммуникации, формируются вторичные поведенческие расстройства, эмоциональные нарушения, повышенная моторная активность, которая воспринимается внешне как невнимательность, отвлекаемость.

Расстройство рецептивной речи характеризуется нарушением понимания речи.

При этом уже в младенчестве отсутствуют реакции на знакомые названия, ребенок испытывает трудности идентификации простых предметов, не способен следовать инструкциям, выполнять команды. При этом нет признаков, свидетельствующих в пользу негативизма.

В старшем возрасте проступают нарушения понимания грамматических структур (например, форм вопроса и утверждения), тональности речи, жестов. Чаще всего это состояние сочетается с нарушением экспрессивной речи, чтения, письма.

В поведении ребенка преобладают: моторная гиперактивность, невнимательность, тревога, изоляция от сверстников, провоцирующая агрессивные поступки, застенчивость.

Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) стоит особняком среди расстройств данной группы. Заболевание начинается в возрасте 3–7 лет, ему предшествует нормальное развитие. Нарушения речи развиваются в течение нескольких недель (месяцев), синхронно с возникновением эпилептических пароксизмов или несколько отсрочено. Нарушения речи носят прогредиентный характер, достаточно выражены, затрагивают рецептивную и экспрессивную речь, развиваются расстройства артикуляции, которых не было прежде.

Может меняться модуляция голоса. На первом этапе, синхронно с речевыми нарушениями, возникают поведенческие расстройства, которые уменьшаются по мере освоения ребенком альтернативных навыков коммуникации. Заболевание может протекать с психотическими эпизодами. Сегодня принято считать, что в основе заболевания лежит воспалительный процесс (энцефалит). В трети случаев наступает полное выздоровление, в двух третьих – после прекращения судорожных пароксизмов остаются более и менее резко выраженные речевые нарушения, что собственно и служит причиной отнесения синдрома Ландау Клефнера к данной диагностической категории МКБ­10.

К другим расстройствам развития речи и языка относят нарушения речевого развития вследствие педагогической запущенности, социальной депривации. Специфические расстройства учебных навыков отличаются нарушением приобретения навыков счета, письма, чтения в раннем возрасте, что связано, по видимому, с нарушением обработки когнитивной информации в высших отделах головного мозга.

Для специфических расстройств учебных навыков свойственна особая динамика: сначала отмечается задержка речи, которая, исчезая или смягчаясь к школьному возрасту, сменяется задержкой формирования навыков чтения и письма, а в подростковом возрасте на первый план выступают проблемы спеллингования.

Во многом развитие школьных навыков зависит от семейных факторов и обстоятельств, сопутствующих процессу обучения.

Во всех случаях имеет место более или менее резко выраженная диссоциация между развитием школьных навыков и интеллектуальным развитием, которое соответствует возрасту.

Большинство состояний, описываемых у лиц данной группы, не встречаются изолированно, трудно определить, например, что является причиной, а что следствием: расстройство чтения или эмоциональные нарушения, выявляемые у ребенка.

Как правило, по мере взросления указанные проявления нивелируются, что однако не всегда просто заметить, поскольку у детей снижается интерес к учебе, формирующийся объем знаний все более отстает от уровня требований, предъявляемых к ребенку педагогами от класса к классу, что создает предпосылки к плохой успеваемости.

Отличием от педагогической запущенности в данном случае является отсутствие эффекта от дополнительных занятий в школе и дома, однако имеются хорошие результаты в ответ на использование специфической коррекционной терапии.

Грубой ошибкой считается диагностика умственной отсталости на основании несоответствия объема школьных знаний возрасту. Если нарушения связаны с неадекватным обучением, их нельзя относить к группе специфических расстройств учебных навыков.

Для специфического расстройства чтения (дислексии) свойственно: нарушение навыков чтения, проявляющееся при чтении вслух и про себя, сочетание с расстройствами речи, часто в анамнезе, что проявляется пропусками, искажениями, привнесениями слов или их частей, снижением скорости чтения, потерями места в тексте, перестановкой слов в предложении, трудностями воспроизведения прочитанного и неспособностью сделать выводы из материала, что часто выражается в том, что ребенок, отвечая на вопросы по тексту, использует общие знания, а не содержание прочитанного. В ряде случаев расстройство чтения возникает без предшествующих нарушений речи, что обусловлено, по­видимому, нарушениями фонематического анализа.

Читайте так же:
Рефлекторно-сегментарный массаж при остеохондрозе позвоночника

В сочетании со специфическим расстройством чтения у детей отмечаются нарушения внимания, эмоциональные расстройства, диссоциальное поведение вследствие низкой самооценки.

Ряд исследователей считает специфическое расстройство чтения следствием буквенной агнозии, что отчасти подтверждается улучшением качества чтения при использовании букварных шрифтов.

При специфическом расстройстве спеллингования нарушается способность произносить слова по буквам и правильно их писать. Обычно расстройства спеллингования являются последствием расстройства чтения, однако встречаются и изолированные формы.

При специфическом расстройстве арифметических навыков (дискалькулия) нарушается счет, в первую очередь – возможности осуществлять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление), при относительной сохранности алгебраических и геометрических вычислений.

У детей отмечаются проблемы понимания смысла арифметических операций, числовых отношений, особенно когда числа выражены дробями, страдает понимание математических знаков, проведение арифметических операций, часто дети неспособны выучить таблицу умножения.

11.1.2.Специфические расстройства развития учебных (школьных) навыков

Специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН) охватывают группы расстройств, проявляющиеся специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам. Эти нарушения в обучении не являются прямым следствием других состояний (таких, как умственная отсталость, грубые неврологические дефекты, неоткоррегированные зрительные или слуховые повреждения, или эмоциональные расстройства), хотя они могут встречаться как сопутствующие им. СРРШН часто наблюдаются в сочетании с другими клиническими синдромами (такими, как расстройство дефицита внимания или расстройство поведения), или другими расстройствами развития моторных функций, или специфическими расстройствами развития речи.*

* Психические расстройства и расстройства поведения. С. 387.

К специфическим расстройствам школьных навыков относятся:

специфическое нарушение навыков чтения (дислексия);

специфическое нарушение навыков письма, правописания (дисграфия);

специфическое нарушение арифметических навыков счета (дискалькулия);

смешанное расстройство школьных навыков (трудности обучения).

Подробная характеристика этих расстройств приводится в курсе «Логопедия», однако авторы сочли необходимым дать описание их основных клинических проявлений в данном пособии.

Специфические нарушения навыков чтения (дислексия).

Дислексия — одно из наиболее часто встречающихся специфических расстройств развития школьных навыков (до 10% детей школьного возраста, преимущественно из неблагополучных семей).

На сегодняшний день нет единого мнения о причинах возникновения данной патологии, в связи с чем всех больных по этиологическому фактору условно можно разделить на несколько основных групп:

1. С органическими повреждениями вещества мозга, подтверждаемыми нейрофизиологическими исследованиями (электроэнцефалография, рентгенограмма черепа, компьютерная томография и др.).

2. С интеллектуальной неспособностью анализировать и интегрировать символы текста. Интеллектуальная или когнитивная неспособность к обучению навыку чтения, как правило, обусловлена дефицитом словесного запаса, зрительного восприятия, визуальной памяти и последовательности переработки информации. Такие случаи дислексии трактуются как первичное расстройство чтения.

3. С наследственной отягощенностью.

4. С социальной, психолого-педагогической запущенностью, проявляющейся дефицитом внимания, повышенной отвлекаемостью и др.

Из всех вышеперечисленных факторов риска развития дислексии первичным, по-видимому, является органическая патология головного мозга. Так, наиболее часто дислексия наблюдается у детей с детским церебральным параличом, эпилепсией и при ряде других психических и неврологических заболеваниях.

В литературе среди так называемых внешних факторов развития специфических расстройств чтения имеются указания на недостаточность питания в детском возрасте, а также на роль языкового барьера при обучении чтению и письму.

Клиника данного расстройства характеризуется затруднением в узнавании слов и понимании предложений. При этом детям трудно различать отдельные буквы, определять начало и конец предложений.

Часто отмечается затруднение воспроизведения слов по буквам (спеллинг). Характерно, что трудности спеллингования у многих больных проявляется в будущем и во взрослой жизни из-за дефицита визуального контроля и нарушения установки чтения в одном направлении, больные плохо запоминают названия букв и соответствующие им звуки, переставляют буквы в слове или слова в предложении.

Иногда им удается скопировать текст, но в связи с интеллектуальной недостаточностью они не в состоянии его анализировать и, естественно, оперировать в дальнейшем прочитанной информацией.

В связи с затруднением, а зачастую с неспособностью к навыкам чтения такие дети стараются избегать этой нагрузки, тревожно реагируя на замечания и установку взрослых. Постепенно у них развиваются те или иные личностные изменения, вплоть до асоциального поведения в виде выраженной агрессивности к окружающим, нарушения правил и норм морали и нравственности.

Согласно МКБ-10 к специфическим расстройствам чтения относятся:

специфическая задержка в чтении;

чтение в обратном порядке;

дислексия вследствие нарушения фонематического и грамматического анализа;

нарушение спеллингования в сочетании с расстройством чтения.

Прогноз дислексии определяется тяжестью расстройства, своевременностью начала проведения комплексной медикаментозной терапии и психолого-педагогической коррекции, а также уровнем благоприятности семьи.

Психолого-педагогическая коррекция с такими детьми начинается с тренирови усвоения чтения простых фонетических единиц, далее следует обучение объединять слоги в слова и слова в предложения.

Читайте так же:
Агранулоцитоз у детей: формы и причины патологии, симптомы, диагностика, лечение болезни

Специфическое нарушение навыков письма, правописания (дисграфия).

Расстройство письма может являться результатом органического поражения мозга (задняя часть средней лобной извилины левого полушария у правшей и правого — у левшей), а также дефекта центрально-теменных зон, связанных с переработкой информации и развития навыков чтения.

Первые проявления клиники данного расстройства характеризуются трудностями правописания слов. Письменная речь при этом изобилует множеством стилистических, синтаксических и грамматических ошибок, исправлений и зачеркиваний. Как правило, ребенок забывает начинать предложение с заглавной буквы и закончить его точкой. Обращает на себя внимание примитивность письменной продукции таких больных. По сравнению со своими сверстниками они не способны выразить мысли в предложения и выстроить их в логической последовательности.

Личностные изменения детей с дисграфией характеризуются потерей интереса к учебе, развитием агрессивности, повышенной тревожности или депрессии, стойким снижением самооценки, отчуждением от сверстников и др.

Помимо личностных особенностей, у больных с дисграфией наблюдаются и интеллектуальные. нарушения в виде снижения аналитико-синтетической деятельности мозга.

Становясь взрослыми, такие больные, как правило, занимают низкий социальный статус в связи с их несоответствием требованиям, предъявляемым к правописанию в большинстве профессий. Принципы терапевтического лечения и психолого-педагогической реабилитации идентичны таковым при алексии.

Специфические нарушения арифметических навыков (дискалькулия, акалькулия развития, синдром Герстмана).

В основе данного расстройства лежит корковая правополушарная недостаточность, преимущественно в заднетеменной и затылочной областях, ответственных за переработку зрительно-пространственной информации и за развитие математических навыков.

Клиника расстройства проявляется любой комбинацией лингвистических, перцептивных, концентрационных и собственно математических нарушений, а именно нарушением понимания и использования математических терминов и символов, распознавания цифр, сосредоточения при переписывании, неумением пользоваться таблицей умножения и призводить арифметические операции и др.

Дискалькулия часто сопровождается различными проявлениями интеллектуальной недостаточности, и прежде всего нарушением абстрактного и пространственного мышления, а также личностными изменениями в виде снижения мотивации к учебе и самооценки, развитием депрессии, тревожности или агрессивности и других психических состояний. Неудовлетворительные оценки по математическим дисциплинам при положительных успехах ребенка по другим предметам, как правило, должны насторожить учителя в плане наличия у ребенка какого-то заболевания.

Реабилитационные мероприятия при расстройстве счета носят комплексный характер, включая в себя медикаментозную терапию и психолого-педагогическую коррекцию.

Смешанные расстройства учебных навыков.

В эту рубрику включаются все специфические расстройства развития школьных навыков, которые нельзя объяснить ни умственной отсталостью, ни неадекватным обучением. Таким образом, выявление факторов риска данной остаточной категории расстройств является актуальной проблемой современной медицины.

Расстройства приобретения школьных навыков у детей

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Расстройства приобретения школьных навыков — это состояния, при которых отмечается несоответствие действительного и потенциального уровня успеваемости ребенка в школе, который определяют, исходя из интеллектуальных способностей ребенка. Расстройства приобретения школьных навыков включают нарушение или сложность концентрации или внимания, речевого развития или зрительного или слухового восприятия информации. Диагностика включает обследование интеллектуальных способностей, успеваемости, речевого развития, состояния здоровья, а также психологическое обследование. Лечение включает в первую очередь модификацию учебного процесса, а также иногда медикаментозную, поведенческую или психотерапию.

При расстройствах приобретения специфических школьных навыков нарушается способность понимать или использовать разговорную или письменную речь, выполнять математические вычисления, координировать движения или концентрировать внимание на задаче. Эти нарушения включают проблемы с чтением, математикой, письменным выражением или почерком, а также пониманием или использованием вербального или невербального выражения. Большинство расстройств приобретения школьных навыков сложные или смешанные, с нарушениями в более чем одной системе.

Распространенные расстройства приобрегения школьных навыков

Проблемы при чтении

Проблемы с анализом и запоминанием звуков

Проблемы со зрительным распознаванием форм и структур слов

Проблемы с письменным выражением или написанием от руки

Проблемы с математикой и сложности при решении проблем (задач)

Проблемы вследствие нарушения математического обоснования

Нарушения в формировании основных понятий и неспособность к приобретению навыков расчетов

Сложности при восстановлении в памяти слов и информации по требованию

Несмотря на то что число детей с расстройствами приобретения школьных навыков неизвестно, примерно 5 % детей школьного возраста в США нуждаются в специальных методах обучения в связи с нарушениями обучения. Чаще страдают мальчики, соотношение мальчиков и девочек составляет 5:1.

Расстройства обучения могут быть врожденными или приобретенными. Не была установлена определенная причина, однако неврологические нарушения либо очевидны, либо предполагаемы. Часто имеют значение генетические факторы. Другие вероятные факторы включают заболевания матери, осложненное течение беременности или родов (высыпания, токсинемия, затянувшиеся роды, стремительные роды), а также проблемы периода новорожденности (например, недоношенность, низкая масса тела при рождении, тяжелая желтуха, интранатальная асфиксия, переношенность, дыхательная недостаточность). Потенциальные факторы риска включают токсические воздействия (например, интоксикация свинцом), инфекции ЦНС, новообразования, а также их лечение, травмы, недостаточное питание, тяжелые социальную изоляцию и депривацию.

Читайте так же:
Врождённые аномалии жёлчных путей: причины, симптомы, диагностика, лечение

trusted-source

[1], [2]

Симптомы расстройств приобретения школьных навыков у детей

У детей с расстройствами приобретения школьных навыков обычно отмечается по меньшей мере средний интеллект, хотя такие нарушения могут также отмечаться и у детей со снижением интеллекта. Симптомы и признаки тяжелых нарушений, как правило, появляются в раннем возрасте. Легкие и умеренные нарушения обучения обычно остаются невыявленны-ми вплоть до поступления ребенка в школу, когда к ребенку начинают предъявлять высокие требования, связанные с обучением в школе. У детей могут быть сложности с изучением алфавита, а также отставание в обучении, связанное с парными ассоциациями (например, названия цветов, обозначения предметов, счет, названия букв). Восприятие речи может быть ограничено, изучение языка происходит медленнее, словарный запас может быть ниже среднего. Дети могут не понимать прочитанного; почерк может быть неряшливым, ребенок может неуклюже держать ручку; возможны сложности с организацией или началом выполнения задания или последовательным пересказом рассказов; ребенок может путать математические символы и неправильно читать цифры.

Нарушения или задержка развития активной речи или понимания устной речи являются предикторами проблем с обучением еще в дошкольном возрасте. Может быть нарушена память, включая кратковременную и долговременную память, ее применение (например, пересказ), а также вспоминание слов. Могут отмечаться проблемы с составлением представлений, резюмированием, обобщением, обоснованием, а также организацией и планированием информации для решения заданий и проблем. Зрительное и слуховое восприятия могут быть нарушены, включая нарушения когнитивной функции и сложности с ориентацией (например, определение местонахождения объекта, пространственная память, осознание места и расположения), зрительными вниманием и памятью, распознаванием и анализом звуков.

Некоторые дети с нарушением приобретения школьных навыков могут иметь сложности с соблюдением социальных правил (например, соблюдение очереди, расположение слишком близко к слушателю, непонимание шуток); также это часто является компонентом при заболеваниях группы аутизма. Неспособность длительно концентрировать внимание на объекте, двигательное беспокойство, нарушения мелких движений (например, проблемы при наборе текста на клавиатуре, копировании), а также изменчивость поведения и работоспособности с течением времени являются другими ранними симптомами. Могут отмечаться импульсивность поведения, нецеленаправленное поведение и гиперактивность, проблемы с дисциплиной, агрессивность, избегающее поведение, чрезмерная застенчивость, скромность, боязливость. Как отмечено выше, расстройства приобретения школьных навыков и синдром дефицита внимания с гиперактивностью часто сочетаются.

Диагностика расстройств приобретения школьных навыков у детей

Как правило, детей с расстройствами приобретения школьных навыков выявляют при обнаружении несоответствия их успеваемости в школе потенциалу. Обследование интеллектуальных способностей, успеваемости, речевого развития, состояния здоровья, а также психологическое обследование необходимы для определения дефицита навыков и когнитивных процессов. Также для планирования лечения и мониторинга его эффективности необходимы социальное и эмоционально-поведенческое обследование.

Обследование интеллектуальных способностей обычно включает вербальные и невербальные тесты и, как правило, проводится сотрудниками учебного заведения. Может быть полезным тестирование для описания предпочтительного способа усвоения информации (например, целостно или аналитически, зрительный или слуховой). Нейропсихологи-ческое обследование особенно показано детям с повреждением или заболеванием ЦНС в анамнезе, чтобы определить области головного мозга, соответствующие слабым и сильным функциональным сторонам. Обследование речевого развития позволяет определить понимание и использование языка, фонологический процесс и анализ, вербальную память.

Наблюдения учителя за поведением ребенка в школе и успеваемостью являются необходимыми. Оценка чтения позволяет определить способности к расшифровке и распознаванию слов, понимание и беглость речи. Следует получить образцы, написанные ребенком от руки, чтобы оценить способность понять синтаксис и владение понятиями. Математические способности должны оцениваться как навыки вычислений, знание операций и понимание основных идей.

Медицинское обследование включает тщательное выяснение семейного анамнеза, медицинского анамнеза ребенка, физикальное обследование, неврологическое обследование и оценку нервного развития для выяснения возможных причин нарушения. Хотя и не часто, физические аномалии и неврологические нарушения могут указывать на причины некоторых расстройств обучения, которые поддаются медикаментозному лечению. Нарушения координации общих движений могут указывать на неврологические проблемы или задержку нервно-психического развития. Уровень развития оценивается в соответствии с стандартизованными критериями.

Психологическое обследование позволяет выявить синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тревожные расстройства, депрессию и низкую самооценку, которые часто сопровождают расстройства обучения и которые следует дифференцировать. Оценивают отношение к школе, мотивацию, отношения со сверстниками и уверенность в себе.

trusted-source

[3], [4], [5], [6]

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию