Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Псевдобульбарная дизартрия : причины, симптомы, диагностика, лечение

Псевдобульбарная дизартрия у детей — симптомы и лечение

Псевдобульбарная дизартрия у детей — дефект речи, который возникает из-за двустороннего паралича артикуляционных мышц. Происходит это вследствие повреждения проводящих путей. Об особенностях этой формы дизартрии, о методах лечения расскажем в статье.

Что такое псевдобульбарная дизартрия

Дизартрия характеризуется дискоординированной работой органов артикуляции: гортани, языка, губ. Развивается из-за центрального пареза мышц с двух сторон, которые отвечают за двигательную активность этих органов. В детском возрасте псевдобульбарная дизартрия развивается при ДЦП, что сказывается на прогнозе.

Причины псевдобульбарной дизартрии у детей

Непосредственной причиной дефекта является поражение проводящих путей, то есть нервных волокон, соединяющих ядра бульбарных нервов в продолговатом мозге с корой головного мозга. Бульбарные нервы — это блуждающий, языкоглоточный и подъязычный. По названиям понятно, какие мышцы иннервируют эти нервы.

При патологии взаимодействие нарушается. Активность ядер повышается, из-за чего возникает гипертонус артикуляционных мышц. Это затрудняет колебания мышц при разговоре, снижает способность совершать активные движения, мешает процессу глотания и пережевывания пищи. При этом характеристикой псевдобульбарной дисплазии является сохранность рефлекторных актов, которые не требуют контроля со стороны коры — например, облизывание губ при попадании пищи.

К таким нарушениям приводят:

  • черепно-мозговые травмы — сотрясение, ушиб, которые сопровождаются повреждением мозгового вещества, образованием гематом. Они в свою очередь вызывают расстройство кровотока, сдавливание проводящих путей. Травмы дети могут получить также во время родов в результате неадекватного ведения родов;
  • перинатальная патология — внутриутробные инфекции, асфиксия и гипоксия, обвитие пуповины, родовые травмы, осложненное течение беременности и родов чреваты повреждением вещества головного мозга;
  • нейроинфекции — энцефалит, сифилитическое поражение головного мозга, туберкулез приводит к воспалительному процессу в перечисленных структурах;
  • нейродегенеративные заболевания — боковой амиотрофический склероз, лейкодистрофия приводит к постепенной гибели нервных волокон, связывающих кору головного мозга и бульбарные ядра;
  • цереброваскулярные нарушения — инсульты (у детей они редко, но встречаются), энцефалопатии (перинатальная, диабетическая), ангиопатии.

Степени и формы псевдобульбарной дизартрии у детей

Выделяют 3 степени псевдобульбарной дизартрии:

  1. Легкая степень характеризуется отсутствием грубых нарушений. Движения артикуляционных органов замедлены. Речь понятна, но немного смазана и невыразительна. Возможны редкие поперхивания;
  2. При средней тяжести признаки псевдобульбарной дизартрии более выражены, речь практические непонятна окружающим. Присутствуют проблемы с жеванием, глотанием, мимикой, слюнотечение;
  3. Особенностью тяжелой псевдобульбарной дизартрии является полная анартрия, то есть отсутствие речи. Рот постоянно открыт, нижняя челюсть «висит», слюнотечение обильное, язык неподвижен. Резко нарушены жевание и глотание пищи.

По другой классификации логопеды учитывают спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, паретическую и смешанную. Спастическая характеризуется спазмом мышц, паретическая — парезом, смешанная имеет признаки двух форм.

Симптомы псевдобульбарной дизартрии у детей

Спазм мышц приводит к затруднениею произношения согласных, а в тяжелых случаях и гласных. Какие-то недоступны абсолютно, какие-то заменяются более простыми или искажаются. Ребенок говорит медленно, нечленораздельно, обрывочно, короткими предложениями, без интонации. Голос хриплый, осипший, через нос. Слова нечеткие, звуки в словах смазанные.

При легкой степени дети не способны четко произнести «ж», «ш», «ч», «ц», «р»: это самые сложные для артикуляции звуки. Недостаточно силы голоса для звонких звуков. Также тяжело даются мягкие звуки вследствие проблем с поднятием языка к небу. Нарушено письмо: дети вместо «т» пишут «д», а вместо «ч» пишут букву «ц». В целом правильно понимают структуру слова, грамматику и лексику.

Симптомами псевдобульбарной дизартрии средней тяжести является проблемы с выговариванием гласных. Малыш непонятно говорит звуки «а», «у», «и», «ы». Одни звук смешивается с другим. Расширяется список проблемных согласных: «ч», «ц», «л», «р». Их произносят на выдохе носом с хлюпаньем.

Еще одной особенностью псевдобульбарной дизартрии является нарушение глотания, насильственный смех или плач. Малыш не может контролировать смыкание рта, из-за чего слюна вытекает из углов рта.

Страдает и мимика. Она застывшая, не поддается контролю. Характерны и другие неврологические проблемы: снижение интеллекта, плохая память, нарушение походки, гемипарез.

У детей до года признаками псевдобульбарной дизартрии являются проблемы с сосанием. Возможны затрудненное глотание, из-за чего ребенок поперхивается, кашляет. Родители обычно начинают обращать внимание на отставание речевого развития в 2 – 3 года. Детям тяжело говорить, поэтому они обычно молчат. Отсутствие нормального общения обедняет словарный запас, ухудшает грамматику.

Характерны и психологические нарушения: дети ведут себя обособленно, стараются уединиться.

При грубой неврологической патологии на первый план выходят симптомы основного заболевания. При ДЦП это — парезы, параличи, нарушения тонуса, гиперкинезы, нарушения психомоторного развития, шаткость походки.

Диагностика псевдобульбарной дизартрии у ребенка

Диагностируется дефект путем тщательного неврологического и логопедического обследования, оценки церебрального кровоснабжения ультразвуковым исследованием, нейровизуализацией. Перед врачами стоит задача не только постановки правильного диагноза, вида псевдобульбарной дизартрии, но и выявления причины, то есть основной патологии головного мозга и его распространенности.

  1. Неврологическое обследование — включает в себя осмотр врача-невролога, оценку моторики артикуляционных и мимических мышц. На этом этапе обнаруживают ограничение мимики, нарушение речи, глотания, голоса, мышечный гипертонус. Выявляют патологические симптомы — сосательный, хоботковый, усиление глоточного и небного рефлекса. Невролог по наличию очаговой неврологической симптоматики может определить расположение патологического процесса;
  2. Логопедическое обследование — специалист проводит опрос, собирает подробный анамнез о течении беременности и родов, характере раннего физического и нервно-психического развития. Оценивает состояние органов речи, уровень письма и устной речи;
  3. Инструментальные методы исследования — позволяют определить наличие патологических очагов в головном мозге: дегенеративных, воспалительных, опухолевых, а также посттравматических образований. Проводят МРТ, КТ;
  4. Спинно-мозговая пункция помогает диагностировать нейроинфекции, выявить возбудителя, провести ПЦР и ИФА (иммунологические тесты для определения возбудителя);
  5. Исследование функции сосудов мозга может понадобиться при подозрении на нарушение кровотока.
Читайте так же:
Лекарства для пожилых людей : инструкция по применению

Если возникает необходимость, ребенка осматривают и другие специалисты. Например, при подозрении на нейроинфекцию — инфекционист, на туберкулезное поражение — фтизиатр.

После того, как выставят точный диагноз, выявят причину дефекта, приступают к следующему этапу — подбору тактики лечения псевдобульбарной дизартрии.

Коррекция и лечение псевдобульбарной дизартрии у детей

Терапия комплексная и включает в себя работу с логопедом, неврологом, нейрохирургом, врачом лечебной физкультуры, физиотерапевтом, массажистом. Логопедическая коррекция псевдобульбарной дизартрии у детей проводится с одновременным лечением патологии, которая привела к дефекту речи, и реабилитационной программой.

В комплексное лечение включают:

  1. Устранение причины, которое у каждого пациента разное. При нейроинфекции проводится антибактериальная терапия, при гематомах, объемных образованиях — хирургическая операция с удалением патологического очага, при энцефалопатиях — восстановление кровотока;
  2. Логопед применяет логопедический массаж для устранения повышенного тонуса артикуляционных мышц. С целью усиления эффекта проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика, занятия по коррекции произношения проблемных звуков. После устранения дефектов специалист работает над тем, чтобы ребенок начал говорить не только правильно, но и выразительно. Это длительный процесс;
  3. Реабилитационная программа направлена на закрепление результата основного лечения и предотвращение рецидива болезни. Включает в себя лечебную физкультуру, массаж, рефлексотерапию. При необходимости дети наблюдаются и психологом. Чаще всего во время восстановительного лечения назначают ноотропы, витамины, нейропротекторы.

Сроки лечения, его продолжительность определяет логопед в зависимости от имеющихся нарушений при псевдобульбарной дизартрии, их степени тяжести. Обычно проводят несколько курсов.

Прогноз и профилактика

На прогноз влияют причины, форма и степень псевдобульбарной дизартрии. При легкой степени, при своевременном начале коррекционной работы, отсутствии грубой неврологической симптоматики возможно значительно улучшить речь. Значит — ребенок будет в дальнейшем расти и развиваться практически наравне со сверстниками. Он сможет обучаться в обычной школе, но возможно понадобиться помощь специалистов (логопеда, психолога), чтобы процесс обучения проходил с максимальной пользой и комфортом.

При средней и тяжелой формах болезни показано обучение в специализированной школе, где с ним постоянно будут заниматься специалисты.

Если опоздать с началом коррекции псевдобульбарной дизартрии у детей, высока вероятность грубых интеллектуальных расстройств, задержки речевого развития. У ребенка будут и невротические проблемы, вплоть до депрессии. Это приводит к недоразвитию речи в различных формах, грозит проблемами чтения и письма.

Как мы говорили, псевдобульбарная дизартрия у детей часто сопутствует ДЦП. В такой ситуации прогноз серьезный и зависит от тяжести нарушений. Адекватная патогенетическая терапия способна намного улучшить речь. Наиболее тяжелый прогноз при дегенеративных процессах центральной нервной системы.

Профилактика псевдобульбарной дизартрии у детей заключается в предупреждении заболеваний, вследствие которых развивается псевдобульбарная дизартрия. Важным пунктом является планирование беременности, исключение вредных привычек во время вынашивания плода, влияния вредных веществ, исключение контакта с инфекционными больными, эмоциональных и физических перегрузок, травм, интоксикаций. Недопустима работа во вредных условиях труда, контакт с опасными веществами.

Следует регулярно наблюдаться у акушер-гинеколога, проходить все диагностические процедуры. Если возникнут проблемы — выполняйте рекомендации врача по лечению. Всегда советуйтесь с доктором, когда собираетесь принять какое-либо лекарство.

Необходимо ответственно подойти к выбору способа родоразрешения: если есть показания к кесареву сечению, не отказывайтесь от операции. Так вы убережете себя и малыша от травм, сохраните ему здоровье, обеспечите нормальное развитие в будущем.

Советы родителям

Если вы заметили у вашего малыша затруднение глотания, приема пищи в раннем возрасте, обратите внимание врача на эти симптомы. Возможно, нужно будет пройти обследование и исключить неврологическое проблемы. А если они подтвердятся, вы сможете своевременно начать лечение, тем самым избежите прогрессирования патологии.

В более старшем возрасте следите за тем, как ребенок разговаривает. Как он произносит звуки, слоги, слова, понятна ли его речь окружающим: эти моменты очень важны. Помните, что самое главное — не упустить болезнь. А современные методы коррекции помогут максимально адаптировать и подготовить пациента к обучению в школе и к жизни в целом.

Дизартрия

Дизартрия – это патологическое состояние, при котором человек не может нормально выговаривать звуки, в результате чего речь становится невнятной. Подобная проблема, чаще всего, возникает у детей на фоне родовых травм или врожденных патологий, реже у взрослых из-за тяжелого поражения центральной нервной системы. Сочетание медикаментозной терапии, физиопроцедур и занятий с логопедом во многих случаях позволяет хотя бы частично восстановить речевую функцию.

Дизартрия

Общая информация

Дизартрия входит в тройку самых распространенных логопедических нарушений. В зависимости от степени поражения нервной системы, она может быть едва заметной или выраженной настолько, что человека невозможно понять. При этом расстройстве в той или иной степени страдают:

  • артикуляция;
  • фонация;
  • речевое дыхание;
  • темп и ритм речи;
  • интонации.

Причины

Подавляющее большинство случаев дизартрии регистрируется в детском возрасте и нередко является врожденной патологией, вызванной следующими проблемами:

  • ДЦП;
  • выраженный токсикоз и гестоз во время беременности;
  • нехватка кислорода во время внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • заболевания матери во время беременности;
  • тяжелые роды, родовые травмы, асфиксия новорожденных;
  • желтуха новорожденных;
  • недоношенность.

В число причин приобретенной дизартрии входит:

  • инфекционное поражение головного мозга и его оболочек (энцефалит, менингит);
  • тяжелые гнойные формы отита;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • острые или хронические нарушения мозгового кровообращения;
  • кровоизлияния в головной мозг;
  • аутоиммунные поражения;
  • болезнь Паркинсона;
  • тяжелые интоксикации;
  • рассеянный склероз;
  • хирургические вмешательства на головном мозге или костях черепа;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • сифилитическое поражение центральной нервной системы и т.п.

Нередко дизартрия возникает после длительной комы, возникшей после тяжелой травмы, отравления или обширного инсульта.

Виды и степени

Классификация дизартрии основана на локализации патологического очага, который определяет выраженность тех или иных симптомов. Различают следующие виды патологии:

  • бульбарная: связана с поражением нервных ядер в продолговатом мозге;
  • псевдобульбарная: возникает при патологии нервных волокон, отвечающих за проведение импульсов от коры к ядрам черепно-мозговых нервов;
  • экстрапирамидная (подкорковая): нарушена работа подкорковых ядер;
  • мозжечковая: возникает при патологии мозжечка и нервных волокон, идущих от него;
  • корковая: патологические очаги формируются непосредственно в коре головного мозга.
Читайте так же:
Рыбий жир при псориазе : инструкция по применению

В зависимости от тяжести патологии различают 4 степени заболевания:

  • первая (стертая): проблемы с произношением звуков обнаруживаются только в процессе обследования у логопеда;
  • вторая: дефекты произношения хорошо заметны окружающим, но речь пациента остается понятной;
  • третья: звуки изменены до такой степени, что больного понимают только близкие родственники, контактирующие с ним постоянно;
  • четвертая: речь невозможна или представляет собой непонятный набор звуков.

Симптомы

Проявления дизартрии очень обширны и во многом зависят от уровня поражения. Изменения артикуляции возникают на фоне следующих нарушений:

  • повышенный или пониженный тонус мышц, отвечающих за артикуляцию (мускулатура губ, языка, мягкого неба);
  • спазмы лицевой и шейной мускулатуры;
  • ограничения движений языка;
  • повышенное выделение слюны;
  • отсутствие полного смыкания губ или, наоборот, чрезмерное смыкание;
  • нарушение дыхания, в результате которого речь становится прерывистой.

Каждая из форм дизартрии имеет свои характерные речевые и неречевые проявления.

  • Бульбарная форма, помимо невнятности речи проявляется глухостью голоса, выраженным нарушением речевого дыхания. Пациенты отмечают, что им стало трудно зажмуривать глаза и сдвигать брови к переносице. При одностороннем поражении отмечается легкая асимметрия овала лица. В дальнейшем развивается патология глотания: при питье жидкость попадает в носовую полость, в дальнейшем появляются аналогичные проблемы при употреблении более густой пищи. У многих людей отмечается головная боль, головокружения, тошнота и слабость.
  • Псевдобульбарная форма характеризуется заторможенностью и обрывистостью речи. Высокий тонус языка не позволяет нормально произносить шипящие звуки, а также гласные «и», «е», «ы». Губы не сжимаются полностью, в результате чего слюна постоянно подтекает из уголков рта. При развитии патологи в младенческом возрасте отмечаются проблемы с сосанием и глотанием молока.
  • Главным признаком корковой формы является гнусавость голоса в сочетании с трудным произношением согласных. Речь становится растянутой, медленной. Это связано с поражением кончика языка, отвечающего за произношение букв «т», «д», «с» и других. У детей эта патология вызывает трудности с концентрацией внимания, чтением и письмом, взрослые нередко впадают в депрессию из-за проблем с речью.
  • Экстрапирамидная дизартрия проявляется постоянным изменением скорости речи от быстрой к медленной и наоборот. Нередко больной повторяет одни и те же слова, фразы или слоги. Значительно страдает психоэмоциональное состояние. Рот часто полуоткрыт, в уголках рта скапливается слюна.
  • При мозжечковой дизартрии речь теряет плавность и ритмичность, в словах пропадают ударения. Сила голоса непостоянно, а речь затруднена из-за постоянного напряжения человека. Патология сопровождается нарушением координации движений, избыточным потоотделением и нарушением пережевывания твердой пищи.

Диагностика заболевания

Диагностикой дизартрии занимаются неврологи и логопеды. Для точной постановки диагноза назначаются следующие обследования:

  • подробный опрос с выявлением основных жалоб, времени и обстоятельств их возникновения; сбор сведений о перенесенных травмах и заболеваниях, наличии хронической патологии;
  • неврологический осмотр с обязательной оценкой состояния мышц глотки, качества нижнечелюстного и глоточного рефлексов;
  • логопедические тесты для оценки речевых нарушений;
  • осмотр ЛОРа при гнусавости голоса (для исключения других причин появления этого симптома);
  • общие анализы и обследования для оценки состояния организма: общий анализ крови и мочи, тесты на базовые инфекции и гормоны, ЭКГ;
  • электронейромиография: оценка проведения нервного импульса по нервным волокнам и мышцам, а также качества реакции мускулатуры на стимуляцию;
  • транскраниальная магнитная стимуляция: воздействие на кору головного мозга магнитным излучением для оценки возбудимости отдельных нейронов и коры, в целом; позволяет оценить работы центров речи и зрения, способности воспринимать информацию и т.п.;
  • электроэнцефалография: регистрация электрических импульсов, возникающих в процессе работы головного мозга; позволяет выявить ряд патологических процессов;
  • МРТ головного мозга: позволяет выявить абсцессы, очаги некроза после инсульта, признаки нехватки кислорода, опухоли и другие патологические образования.

При необходимости назначаются дополнительные тесты и консультации для исключения иных причин возникшей симптоматики.

Дизартрия

Лечение дизартрии

Лечение требует комплексного подхода. Занятия с логопедом, выверенная медикаментозная схема, физиотерапия, артикуляционная гимнастика – все это позволяет добиться хорошего результата.

Лекарственные средства подбираются в зависимости от конкретной формы заболевания. Врачи используют:

  • ноотропы (энцефабол, пикамилон) для стимуляции работы головного мозга и улучшения памяти;
  • седативные средства (персен): стабилизируют работу нервной системы, снимают излишнее напряжение;
  • блокаторы кальциевых каналов (циннаризин, глиатилин): улучшают кровообращение в головном мозге, увеличивают поступление кислорода и питательных веществ;
  • средства для ускорения метаболизма (актовегин): улучшают обмен веществ в ЦНС.

При необходимости применяются препараты других групп. Дозировка, сочетание средств и схема приема подбираются в индивидуальном порядке.

Занятия с логопедом – это длительный процесс, направленный на стимуляцию мелкой моторики и разработку мускулатуры, необходимой для произношения звуков. Комплекс включает в себя:

  • арикуляционную гимнастику;
  • упражнения для развития мелкой моторики (особенно актуальны для детей);
  • дыхательные упражнения;
  • восстановление навыков письма и чтения;
  • коррекцию выразительности речи.

Дополнительный эффект оказывают:

  • лечебная физкультура (стабилизирует кровообращение в головном мозге и улучшает дыхательную функцию);
  • общеукрепляющий массаж;
  • логопедический массаж: разминание языка, губ, неба, щек для укрепления артикуляционного аппарата;
  • физиотерапия: магнитотерапия, лазерное воздействие, лечебные ванны и аппликации;
  • лечение на курортах, бальнеотерапия и т.п.

Если дизартрия спровоцировано каким-либо заболеванием, процесс его лечения идет параллельно.

Осложнения

Осложнения дизартрии актуальны, в первую очередь, для ребенка, поскольку нарушенная речь вызывает проблемы с адаптацией и обучением:

  • нарушение процесса чтения и письма;
  • проблемы с обучением в школе за счет нарушенного на фоне патологии восприятия звуков;
  • сложности с общением со взрослыми и сверстниками, вызывающие психологические проблемы.
Читайте так же:
Причины и патогенез хронической надпочечниковой недостаточности

Профилактика

Чтобы не искать, где и как лечить дизартрию, важно заранее уделить внимание мерам ее профилактики:

  • во время беременности соблюдать все рекомендации врача, полноценно питаться и отдыхать;
  • развивать мелкую моторику;
  • проводить логоритмические занятия;
  • заниматься физкультурой и танцами;
  • посещать логопеда и невролога для раннего выявления проблем и их коррекции;
  • полноценно питаться.

Если речь идет о взрослом человеке, правила профилактики дизартрии включают:

  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • контролировать уровень артериального давления, проводить профилактику сосудистых заболеваний;
  • своевременное лечение возникающих патологий, в том числе инфекций;
  • соблюдение правил безопасности, исключающих интоксикацию на рабочем месте;
  • минимизировать курение и употребление алкоголя;
  • придерживаться принципов правильного питания, не допускать ожирения;
  • регулярно гулять на свежем воздухе.

Лечение в клинике «Энергия здоровья»

Клиника «Энергия здоровья» предлагает каждому пациенту комплексное лечение дизартрии любой формы и степени. Опытные специалисты работают в команде, дополняя друг друга. Мы предлагаем:

  • полную диагностику на современном оборудовании;
  • консультации опытных специалистов: неврологов, логопедов, оториноларингологов и т.п.;
  • назначение современных препаратов для коррекции дизаритрии;
  • общеукрепляющий и лечебный массаж;
  • физиотерапию при наличии показаний;
  • ЛФК и мануальную терапию при необходимости;
  • организацию санаторно-курортного лечения;
  • обучение родственников правилам развития речи, массажа и гимнастики.

Преимущества клиники

Современная многопрофильная клиника «Энергия здоровья» — это качественные медицинские услуги по доступной цене. Каждый пациент может рассчитывать на:

  • прием по предварительной записи без длительного ожидания в очереди;
  • вежливое и тактичное обращение со стороны персонала;
  • помощь врачей широкого и узкого профиля;
  • консультации зарубежных специалистов при необходимости;
  • полный спектр лабораторной, инструментальной и функциональной диагностики;
  • современные комплексные подходы к назначению лечения;
  • медицинское наблюдение на протяжении терапии, коррекцию лечения при необходимости;
  • полноценную реабилитацию с использованием физиотерапии, массажа, ЛФК и т.п.;
  • выдачу необходимых справок и заключений;
  • комфортабельный стационар дневного пребывания.

Дизартрия лишает человека возможности быть понятым окружающими. При первых признаках «каши во рту» не тяните с обращением к специалисту, записывайтесь на прием в «Энергию здоровья».

Псевдобульбарная дизартрия: симптомы, формы, причины и методы коррекции

Неврологические заболевания чаще всего проявляются в раннем возрасте. Крайне важно вовремя диагностировать нарушение, чтобы своевременно провести соответствующую коррекцию. К заболеваниям, которые часто диагностируются у детей, относится и псевдобульбарная дизартрия. Что это такое, а также возможные причины возникновения и способы лечения мы и рассмотрим сегодня.

Псевдобульбарная дизартрия – это одна из форм дизартрии, обусловленная поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего, подъязычного нервов, что влечёт за собой паралич или парез мышц артикуляционного аппарата. У ребенка при данной форме дизартрии нарушается и речевая, и общая моторика.

При псевдобульбарной дизартрии артикуляционные органы (язык, губы, гортань) функционируют дискоординированно, т.е. они постоянно находятся в гипер- или гипотонусе (напряжены или расслаблены). Происходит нарушение связи речевого аппарата с центральной нервной системой, в результате чего ребенок фактически не может выговаривать отдельные звуки или даже целые слова, а также полноценно выражать свои эмоции.

Причины псевдобульбарной дизартрии

Характерными признаками псевдобульбарной дизартрии являются ограничение подвижности артикуляционного аппарата, ослабление лицевой мускулатуры, а также расстройство актов глотания и жевания.

Непосредственная причина этой патологии – поражение проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов с корой головного мозга. Бульбарные нервы – это языкоглоточный, подъязычный и блуждающий.

Причины этого нарушения могут быть разные:

  • Внутриутробные инфекции, родовые травмы, асфиксия и гипоксия, а также другие перинатальные патологии. Тяжелые роды могут привести к длительному кислородному голоданию головного мозга, в результате чего наступает гибель нервных клеток.
  • Травмы головного мозга. Повреждение ядер бульбарных мышц может возникнуть при сотрясениях, ушибах и других травмах мозга. Возникшие в результате этого гематомы приводят к нарушению кровообращения. Как правило, данная причина больше всего распространена у детей.
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит).
  • Двусторонние ишемические инсульты и другие сосудистые патологии головного мозга.
  • Резус-конфликт матери и ребенка.
  • Лейкодистрофия и боковой амиотрофический склероз приводят к гибели нервных волокон, которые связывают бульбарные ядра и кору мозга.
  • Отмечается определенная генетическая связь, т.е. у родителей, которые сами страдали псевдобульбарной дизартрией, вероятность появления детей с этой же патологией выше.

Псевдобульбарная дизартрия у детей чаще всего встречается в симптомокомплексе ДЦП, у взрослых – в результате ишемических инсультов (в 85% случаев).

Эти причины развития патологии во многом схожи с причинами бульбарной дизартрии, но отличие заключается в структурах, которые нарушаются. При псевдобульбарной дизартрии – это нарушение корковой связи с бульбарными ядрами, при бульбарной – поражение самих бульбарных нервов.

Симптомы псевдобульбарной дизартрии

Симптомы данной патологии зависят от степени поражения, поэтому все зависит и от конкретного клинического случая. Некоторые пациенты на первых этапах не замечают признаков этого нарушения, но изменения в речи становятся заметными для их близких.

Выделим основные симптомы этого нарушения:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с актом жевания и глотания (ребенок поперхивается, кашляет);
  • спазмы голосовых связок;
  • непроизвольный смех или плач;
  • сильная напряженность языка, поэтому он с трудом поворачивается в ротовой полости;
  • спастический парез мимической мускулатуры приводит к нарушению мимики – она застывшая, не поддается контролю (насильственная улыбка или выражение недовольства);
  • слюнотечение из-за того, что для закрытия рта необходимо прикладывать усилия;
  • гнусавость произношения;
  • речь становится тихой, нечеткой и медленной (звучит так, будто бы говорящий выдавливает слова из себя).

При легкой степени присутствуют проблемы с произношением сложных по артикуляции звуков [ж], [ш], [ч], [ц], [р]. Нарушено письмо (вместо «т» пишут «д», вместо «ч» пишут «ц»).

Читайте так же:
Ихтиозы: причины, симптомы, диагностика, лечение

При средней степени выраженности характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Характерна нечеткая артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки a и y недостаточно четкие, звуки и и ы обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно.

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (анартрия) характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.

Псевдобульбарная дизартрия : причины, симптомы, диагностика, лечение

Заболевания неврологического характера чаще всего проявляются с раннего детства. Псевдобульбарная дизартрия не является исключением. Следует заметить, что эта патология стала довольно распространенной, но не все знают, что же скрывается за этим замысловатым названием.

ОПИСАНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Псевдобульбарная дизартрия – это нарушение речевого аппарата, причиной которому является паралич, поражающий артикуляционные мышцы. Они постоянно находятся либо в гипотонусе – расслаблены, либо в гипертонусе – чрезмерно напряжены. Это происходит из-за разрыва пирамидного пути, поэтому влияние коры головного мозга на сегменты спинного мозга нарушается.

Нарушение связи речевого аппарата с ЦНС приводит к сбою работы мышц, отвечающих за воспроизведение звуков. Проблемы с речедвигательным анализатором возникают при двухстороннем поражении корково-ядерных путей, соединяющих ядра бульбарных нервных окончаний.

Говоря простым языком – это заболевание, при котором ребенок физически не может выговаривать отдельные звуки и даже слова, полноценно выражать свои эмоции. Обычно это проявляется следующим образом:

  • быстрая или слишком медленная речь;
  • неразборчивое произношение;
  • недоговаривание окончаний слов;
  • искаженное произнесение звуков либо замена их другими;
  • неестественная малоподвижность мышц нижней части лица;
  • приоткрытый рот
  • непроизвольное вытекание слюны.

Развивается патология при общих поражениях ЦНС различной тяжести, к примеру, детском церебральном параличе. Изменения проявляются у малышей раннего возраста, главным образом, в расстройствах сосания, жевания, глотания, нарушениях дыхательной функции. Это зависит от формы заболевания.

Характерным дифференциальным признаком развития псевдобульбарной дизартрии является именно двухстороннее паралитическое поражение мышц языка, неба, гортани. Как результат, наблюдается ограничение движений, артикуляции и фонации.

В некоторых случаях, при двухстороннем парезе, степень поражения одной стороны органа может преобладать над другой. Иногда сохраняется целый ряд непроизвольных движений, тогда как произвольные просто выпадают.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Как правило, псевдобульбарная (или стертая) дизартрия развивается при органических поражениях мозга ребенка. Произойти они могут в период внутриутробного развития плода, во время родов или же в раннем детстве.

  1. Перинатальные патологии. К ним относят внутриутробные инфекции, гипоксию плода, а также асфиксию новорожденного. Тяжелые роды могут спровоцировать длительное кислородное голодание мозга, вследствие которого погибают нервные клетки. Потребуется довольно длительный период времени, чтобы сформировать все необходимые навыки и умения. Недоношенные дети имеют намного больше предпосылок к развитию псевдобульбарной дизартрии, чем младенцы, родившиеся в срок.
  2. Родовая травма. В большинстве случаев она ведет к повреждению головного мозга в целом или его отдельных структур. В их числе могут оказаться нервные окончания, провоцирующие развитие дизартрии.
  3. Недоношенная беременность или преждевременные роды.
  4. Резус-конфликт матери и ребенка.
  5. Гидроцефалия, запущенная стадия отита среднего уха.
  6. Черепно-мозговые травмы. Они могут стать причиной развития псевдобульбарной дизартрии не только у детей, но и взрослых людей.
  7. Перенесенные нейроинфекции, такие как энцефалиты, менингиты. Эти заболевания вызывают необратимые изменения нейронных связей и импульсов и также не зависят от возраста пациента.
  8. Наследственный фактор. Поскольку тип нервной системы передается по наследству, то вероятность развития дизартрии намного выше у тех людей, чьи родители тоже страдали этим недугом.

Больше половины случаев псевдобульбарной дизартрии фиксируется у детей с детским церебральным параличом. Оба эти заболевания имеют схожие причины возникновения.

СИМПТОМЫ РАССТРОЙСТВА

Признаками псевдобульбарной дизартрии принято считать совокупность нескольких проявлений заболевания. Для этого вида неврологического расстройства характерны нарушения произносительной стороны речи – она сбивчивая, непонятная и ускоренная. Причиной этому является паралич или парез нервных пар, отвечающих за данную деятельность.

Чувствительность отдельных групп лицевых мышц утрачивается из-за поражения следующих пар нервов:

  • 5-ая – лицевой. Контролирует мимическую мускулатуру;
  • 7-ая – тройничный. Его спектр действия распространяется на большую часть лицевых мышц;
  • 9-ая – языкоглоточный. Отвечает за работу корня и спинки языка, глотки, гортани, мягкого неба;
  • 10-ая – блуждающий. Его функция – регуляция речевого аппарата, дыхательной системы и диафрагмы;
  • 11-ая – добавочный. Сфера действия – шея, мышцы плечевого пояса;
  • 12-ая – подъязычный. Контроль над слюноотделением, работой нижней челюсти, подъязычной связкой и кончиком языка.

Как у взрослых, так и у детей, дифференциальным и главным признаком стертой дизартрии является нарушение речи. Независимо от стадии заболевания, мимика у больного нарушается. Дополнительно может присутствовать целый ряд сопутствующих симптомов:

  • отсутствие плавных движений в мимической и общей моторике;
  • тремор языка или рта в целом;
  • гиперсоливация;
  • псевдоскандированность;
  • отклонение языка в одну сторону;
  • гнусавость;
  • спазмы голосовых связок;
  • гипертонус задней стенки глотки;
  • нарушения глотательного, сосательного рефлекса;
  • общая замедленность движений и темпа речи

В каждом отдельном случае симптоматика имеет свое индивидуальное направление, которое, в свою очередь, зависит от ряда причин. К ним относятся темперамент ребенка, окружающая обстановка и наследственность.

Читайте так же:
Боль в пупке при беременности

РАЗНОВИДНОСТИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

Помимо того, что дизартрий существует несколько видов, псевдобульбарная дизартрия, в свою очередь, встречается в таких формах:

1. Паретическая. Для нее характерна гипотония речевой и общей скелетной мускулатуры. Возрастание тонуса может наблюдаться при произвольных движениях.
Паретические изменения распространяются на мягкое небо, губные и язычные мышцы. Смена позы тела вызывает затруднения и существенно замедлена. Движения артикуляционного аппарата не синхронны с дыханием. Часто присутствует обильное слюнотечение или синкинезия. Если голос громкий, то он быстро идет на спад, становится слабый, монотонный, с носовым оттенком.
Произношение звуков смазанное, нечеткое. Сосательный и жевательный рефлексы чаще всего нарушены, но не до критических показателей.

2. Спастическая. Ее характеризуют гиперкинезия мышц гортани и губ, спазматический парез языка, нарушенный тонус мягкого неба. Речь монотонная, назализованная. Удержание и смена артикуляционной позы вызывает затруднения, часто присутствует беззвучная артикуляция. Речевая мускулатура находится в постоянном напряжении, ее приводят в действие спазмы губных и языковых мышц. Сосание и глотание вызывает определенные проблемы, дыхание неритмичное и слабо выраженное. Выдох короткий, а речь может быть на вдохе.
Во время спазматических проявлений ребенок не может поддерживать темп разговора, поэтому намеренно употребляет короткие фразы или отдельные слова. Смысл речи сохраняется, но разборчивость довольно низкая и зависит от голосовых данных.

3. Смешанная. Наиболее распространенная форма псевдобульбарной дизартрии. Сложность заболевания состоит в том, что соседние группы мышц пребывают в различной степени напряжения. К примеру, щеки и губы находятся в повышенном тонусе, а мускулатура языка недостаточно напряжена.

4. Самая тяжелая форма – анартрия, для которой характерны глубокие поражения мышц и полное отсутствие произвольной моторики и в речевом, и артикуляционном аппарате.
Лицо страдающего этой формой заболевания ребенка напоминает маску с постоянно открытым ртом. Язык лежит, не двигаясь, на дне ротовой полости, резко ограниченны движения губ. Жевание и глотание затруднены. Вразумительной речи нет вообще, иногда малыш выговаривает отдельные звуки.

При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются такие проявления, как снижение мышечной функциональности языка, гиперсаливация, поперхивание. Эти дифференциальные признаки заболевания можно заметить уже в первый год жизни ребенка. Со временем к ним присоединяются и другие симптомы. В речевой деятельности страдает произношение сонорных, свистящих и шипящих звуков. Эти проявления характерны для всех форм болезни.

ОСОБЕННОСТИ

Наиболее распространенной является стретая дизартрия средней степени тяжести. Однако и она же лучше других ее видов поддается коррекции.

Ребенок, пребывающий в этой стадии дизартрии, не может воспроизводить такие, казалось бы, простые действия, как:

  • надувание щек;
  • растягивание губ;
  • поворот кончика языка в стороны или вверх;
  • плотное смыкание губ и удержание этого положения.

Произнося слова, ребенок непроизвольно заменяет звонкие согласные звуки глухими. Из-за этого речь получается невнятной и смазанной. Нарушение работы мышц речевого пояса добавляет к произношению характерный хлюпающий звук.

Со временем ребенок начинает стесняться своей дикции, видя, что окружающие его не понимают и постоянно пытаются его поправлять. В итоге он самоизолируется, становится замкнутым, максимально ограничивает свои контакты со сверстниками и взрослыми.

При псевдобульбарной дизартрии довольно часто наблюдаются нарушения общей моторики, особенно страдает дифференцированная мелкая моторика рук.

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ

Поскольку стертая дизартрия – проблема неврологическая, то, соответственно, понадобится помощь невролога. Хотя логопед тоже принимает активное участие в процессе лечения. Проводятся неврологические тесты, результаты прохождения которых дают основания для дальнейших исследований анамнеза.

Для точной диагностики заболевания понадобится пройти следующие обследования:

  • МРТ либо эхо-исследование головного мозга;
  • электронейрографию;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию;
  • трансканальную магнитную стимуляцию.

Магнитно-резонансная томография головного мозга дает возможность выявить повреждения его структуры, наличие новообразований или воспалительного процесса. Остальные исследования помогают определить степень поражения для подбора правильного и самого результативного метода лечения.

Правильно подобранная индивидуальная терапия позволяет добиться положительной динамики развития заболевания.

Способ лечения псевдобульбарной дизартрии определяет врач-невролог или психоневролог совместно с логопедом. В зависимости от разновидности и стадии заболевания практикуется использование следующих методик:

  • коррекция с помощью логопедических приемов;
  • медикаментозная терапия;
  • курс сеансов массажа;
  • ЛФК;
  • дыхательные упражнения.

Проявления дизартрии, даже если не исчезают полностью, то становятся контролируемыми и практически не заметными. Действие фармакологических препаратов направлено на облегчение симптомов и общего состояния больного.

ПРОГНОЗ

Дети с проблемами дикции всегда были и есть поводом для насмешек среди сверстников. Поэтому, чтобы не усложнять жизнь своему чаду и себе, следует как можно раньше определить причину нарушений речевого аппарата. По мере умственного и физического развития у малыша формируется манера общения. Если взрослые члены семьи его понимают, не делают замечаний и не обращаются за помощью к специалисту, то ребенок уверен, что правильно выговаривает звуки, хотя на самом деле это не так.

Выявленная в раннем возрасте псевдобульбарная дизартрия позволяет правильно разработать методику лечения и не допустить прогрессирования болезни. Шанс на выздоровление имеют все дети, учитывая наличие современных интерактивных методов лечения.

Занятия с логопедом проходят в виде увлекательной игры. Ребенок сам не замечает, когда начинает выговаривать ту или иную букву или их сочетания.

Однако положительная динамика наблюдается не всегда. При тяжелых формах ДЦП терапия не дает желаемого эффекта.

В целом, прогноз по данному заболеванию не очень оптимистичный. Полностью восстановить чувствительность нервных окончаний практически невозможно. Пациентам с псевдобульбарной дизартрией нужно просто научиться жить со своей болезнью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию