Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверка слуха у детей и взрослых: тесты

Аудиометрия слуха — что это такое и как проводится

Для детей и взрослых. При первых подозрениях на проблемы со слухом и на постоянной основе людям, которые давно наблюдаются у сурдолога. Перед установкой или заменой слухового аппарата или кохлеарной имплантацией. Быстро, просто, безболезненно. Если вы что-то еще не знали об аудиометрии, восполним пробелы с этой статьей.

Аудиолог, изучающий слух у ребенка

Посмотрим и послушаем

Причин десятки, исследование одно

Причинами нарушения слуха могут быть:

  • врожденные патологии;
  • последствия перенесенных болезней, травм;
  • снижение остроты восприятия с возрастом или после работы на шумных производствах.

Одни заметны сразу, особенно – окружающим, некоторые не определяются годами, а иногда человек сразу начинает ощущать себя так, будто вокруг понизили громкость.

Нередко не воспринимаются лишь отдельные звуки, например звонкие или шипящие, тона, какие-то слова кажутся неразборчивыми. Особенно коварна подобная ситуация у детей, которые еще не знают, как должно слышиться в идеале, и развиваются в нарушенном слуховом пространстве (о важности ранней диагностики читайте здесь).

Иногда можно начать что-то подозревать, когда свой голос самому себе воспринимается как-то странно. В общем, проблемных ситуаций может быть много. Установить, в чем именно заключается нарушение по сравнению с нормой в каждом конкретном случае может специалист-сурдолог. Но не на глаз, как говорится, а с помощью специального оборудования. Иначе это гадание на кофейной гуще, а не диагностика.

Когда-то давно в распоряжении врачей не было точных приборов, и все исследования проводились только с помощью живой речи. То есть врач говорил пациенту слова и звуки, пытаясь это сделать в разной тональности, пропуская отдельные шипящие или свистящие, некоторые громко, иные шепотом, а человек улавливал их, как мог, и говорил: слышно или нет, пытался повторить. Точность, конечно, далеко не стопроцентная.

Сегодня используются приборы – аудиометры, подключенные к компьютеру. А исследование – аудиометрия – представляет собой комфортный, безопасный и выверенный процесс.

Как проводится аудиометрия

Вы приходите к врачу, и поначалу с вами традиционно проводится беседа: на что жалуетесь, были ли подобные нарушения и проч. Специалист решает, на что обратить более пристальное внимание при обследовании.

Тональная и пороговая – есть ли разница?

В описании исследований, как правило, указывается: тональная пороговая аудиометрия. Что это значит? Это просто полное название одного полного исследования, т. к. специалист проверяет, все ли тона слышит пациент, и какой у него порог восприятия звуков.

  • Пациенту предлагается сначала слушать звуки в наушниках. Если слышно, жмете на специальную кнопочку. Если нет, соответственно, никуда не нажимаете. Так определяется состояние барабанной перепонки и ее структур.

Вот как это происходит:

  • Затем нужно проделать то же самое с костным датчиком (небольшой металлический приборчик, надеваемый на голову). Он помогает оценить звуковоспринимающие структуры, определить, есть ли у вас проблемы со звуковосприятием.

Итоги обследования выводятся на специальный график – аудиограмму, по нему и врачу, и даже пациенту сразу видно и понятно:

  • Какова у человека слуховая чувствительность – причем, и левого уха, и правого отдельно.
  • Степень нарушения слуха – при почти полной потере определяется порог восприятия звука.
  • Место, где имеется проблема: слуховой нерв, среднее ухо и т. п.

По-хорошему подобное исследование нужно проводить регулярно, не дожидаясь тревожных симптомов. Как минимум, в составе профосмотров, диспансеризаций.

Но главное – на основе аудиометрии принимаются решения об имплантации, подборе слухового аппарата и его корректной настройке.

Как проверяют слух у младенцев?

Крохам нескольких дней от роду тоже проводится аудиометрия, только со своими особенностями. Ведь малыш не может повторить за врачом слово, нажать на кнопку, ребенок по большему счету даже если слышит звуки, может это еще не осознавать. Для младенцев используются специальные высокочувствительные приборы. Как правило, первое исследование – аудиологический скрининг – проводится еще в роддоме. Процедура настолько комфортная, что дети во время нее даже не просыпаются. Все, что видит родитель, это как специалист прикладывает какой-то приборчик к ушку младенца, а на экране уже виден ответ.

Подробнее об аудиологическом скрининге новорожденных мы уже писали в этой статье. О том, как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь, читайте здесь.

Записаться на аудиометрию можно по месту жительства, но, к сожалению, далеко не везде есть хорошие специалисты, оборудование, даже со звукоизолированными помещениями в некоторых поликлиниках бывают проблемы, иногда очереди «по талончику» приходится ждать несколько дней.

В сети «МастерСлух» в комфортном режиме осуществляются самые разные исследования. Аудиометрия – одно из них. Это важнейшее и во многих случаях первейшее исследование, которое проводится людям с подозрением на нарушение слуха.

Читайте так же:
Удаления родинок в домашних условиях

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Звук, который всегда с тобой

Звук, который всегда с тобой

Из-за чего возникает шум, гул и свист в ушах, что с ними делать, если они отравляют жизнь, и вообще – опасно ли это? Как определить причину и можно ли избавиться от неприятных слуховых ощущений навсегда? Читать далее →

Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?

Головокружение, шум в ушах, снижение слуха… Может быть, это болезнь Меньера?

Довольно редкая и несмертельная, она способна очень сильно ухудшить качество жизни и привести к глухоте. Как определить и лечить болезнь Меньера рассказывает сурдолог-оториноларинголог медцентра «МастерСлух» в Астрахани Евгения Григорьева. Читать далее →

Первый звонок услышали все. Что дальше?

Первый звонок услышали все. Что дальше?

Праздник – День знаний закончился. Начались учебные будни. Дети потихоньку вливаются в учебный процесс, но ребятам со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, конечно, сложнее. Родители волнуются. Педагогам, впервые столкнувшимся со слабослышащими учениками, тоже может быть непросто. А ведь еще только сентябрь. Читать далее →

Аудиометрия: виды, показания к проведению и лечение органов слуха в медицинской Клинике МЕДСИ

В нормальном состоянии слух человека воспринимает звуковые колебания в широком диапазоне. При инфекционных поражениях, врожденных патологиях, травмах и по другим причинам острота слуха снижается постепенно или резко. В некоторых случаях человек полностью утрачивает способность слышать. Это лишает его полноценной жизни. Даже небольшие патологические изменения могут стать причиной существенных проблем. Чтобы начать лечение различных заболеваний, нужно сначала провести диагностику. Сегодня обследования выполняются с использованием различных современных методик и процедур. Одной из них является аудиометрия.

Что представляет собой метод?

Аудиометрия – исследование, направленное на оценку показателей слуха. Она позволяет определить «порог слышимости» у пациента и диагностировать болезни уха, а также выявить начало развития глухоты. Тестирование проводится при жалобах на плохую слышимость, нарушениях разборчивости речи и иных патологиях. Процедура выполняется врачом-сурдологом с применением специального оборудования. В некоторых случаях диагностика осуществляется с использованием живой речи.

Аудиометрия слуха у детей и взрослых является безопасной и безболезненной диагностикой. Процедура не требует сложной подготовки. При этом она дает возможность выявления нарушений в любых отделах слухового аппарата. Если регулярно проходить диагностику, можно своевременно выявить и предотвратить риски потери слуха.

Результаты исследования отображаются на аудиограмме – графике, по которому определяется слуховая чувствительность левого и правого уха. Благодаря такому графику можно наглядно представить степень нарушения слуха и определить место поражения (слуховой нерв, среднее ухо и др.).

Разновидности обследования

Выделяют несколько типов аудиометрии.

Самым простым исследованием является то, которое проводится посредством живой речи врача. Специальное оборудование не требуется. Специалист отдаляется от пациента и произносит отдельные слова и фразы с разной громкостью. По отклику пациента врач определяет качество его слуха. Такое исследование нельзя считать на 100 % достоверным, так как контролировать все параметры голоса (точный уровень громкости и др.) самостоятельно специалист не может.

С применением различных технических средств проводятся следующие виды аудиометрии слуха:

  • Объективная. Такая аудиометрия ориентирована на фиксации безусловных рефлексов, которые являются ответом на звуковые раздражители
  • Речевая. Исследование позволяет определить восприятие живой или предварительно записанной на цифровой носитель речи
  • Пороговая и тональная. В ходе исследования определяется восприятие пациентом различных звуков
  • Надпороговая. Данное исследование применяется при полной потери слуха. Оно позволяет получить информацию о пороге восприятия звука
  • Детская. Аудиометрия слуха у детей актуальна как для младенцев, так и малышей до 1-3 лет
  • Компьютерная. Такое исследование проводится с применением специальных программ и систем

Показания к проведению обследования

Основными показаниями к проведению аудиометрии являются:

  • Заболевания внутреннего и среднего уха, которые провоцируют ухудшения слухового восприятия
  • Травмы ушей и головы, вызвавшие снижение остроты слуха
  • Инфекционные заболевания ушей
  • Болезни головного мозга, связанные с поражением его слуховой коры
  • Подозрения на развитие профессиональной тугоухости
  • Тугоухость неизвестного происхождения

Также такое исследование, как аудиометрия, проводится перед подбором слухового аппарата и его установкой. Назначают обследование и после приема ряда антибиотиков, а также салицилатов в больших дозах. Порекомендовать прохождение аудиометрии специалист может и с целью оценки эффективности проведенного лечения, для изменения схем и методик терапии.

Как происходит подготовка к процедуре?

Консультация

Сначала проводится опрос пациента и беседа с врачом. Специалист определяет, когда пациент заметил первые признаки нарушений слуха, затрагивают ли они оба уха или только одно. Врач уточняет, нет ли у пациента других симптомов заболеваний: боли, дискомфорта, звона, шума и др. Сурдолог определяет и все перенесенные пациентом заболевания, которые могли повлиять на состояние слуха. Врач уточняет, не было ли травм ушей и головы, если были – то какого характера. Уточняются и наследственные факторы.

Читайте так же:
Туберкулёз внелёгочной локализации: причины и симптомы патологии, лечение заболевания

Специалист проводит визуальное обследование внешнего уха. Такая диагностика позволяет выявить все видимые нарушения. С применением отоскопа проводится исследование барабанной перепонки и слухового прохода.

Специальной подготовки перед процедурой не проводится.

Важно! Перед аудиометрией лучше отказаться от прослушивания громкой музыки в наушниках и посещения дискотек, концертных площадок, баров и других мест с повышенным уровнем шума.

Порядок проведения речевой аудиометрии

Процедура проводится в специальном помещении, защищенном от посторонних звуков. Звук подается в динамик или через наушники. Пациент повторяет услышанные слова, произносит их в специальный микрофон. Характеристики звука изменяются с помощью специального прибора – аттенюатора. Врач определяет минимальную громкость, которую способен распознавать пациент. Результаты речевой аудиометрии фиксируются на специальном бланке кривой разборчивости. По горизонтали отмечается сила звука (в дБ), а по вертикали – процент правильных ответов.

Процедура длится 25-30 минут.

Во время речевой аудиометрии фиксируют 3 основные величины:

  • Порог слышимости. Он определяет интенсивность звука, при которой пациент способен воспринимать 50 % услышанных слов
  • Максимальная разборчивость. Эта величина определяет восприятие не менее 90 %
  • Уровень дискриминации. Величина отмечается при ряде форм нарушений слуха, при которых даже при максимальном уровне громкости разборчивость не достигает 100 %

Тональная и пороговая аудиометрия

Такие исследования проводятся с использованием аудиометра. Такие устройства дополняются накладными наушниками или внутриушными телефонами. В комплектацию также включаются костный вибратор, микрофон и кнопка для пациента. Результаты исследования фиксируются специальным записывающим прибором. Аудиометр дает возможность воспроизведения сигналов различной интенсивности: от 125 до 8000 Гц. Методика направлена на определение уровня дискомфортного состояния.

Исследование выполняется в звукоизолированном помещении. С помощью наушников или внутриушных телефонов пациенту передается сигнал конкретной тональности. Если человек слышит его – нажимает специальную кнопку. При отсутствии реакции со стороны пациента врач повышает тональность. Так определяется минимальное значение. Максимум восприятия определяется аналогично. Пациент отпускает кнопку, когда уровень сигнала превышает предел слышимости. Результаты исследования фиксируются на аудиограмме.

Надпороговая аудиометрия

Если у пациента уже выявлена глухота, определить причину патологии и место повреждения слуховых органов очень непросто. В таких случаях проводится надпороговая аудиометрия.

Пациент надевает наушники, в которые подается звуковой сигнал частотностью на 20 дБ выше слухового порога. Постепенно интенсивность звука увеличивается. При этом пациент описывает все ощущения, а врач определяет их правильность (соответствие реальности).

Особенности проведения детской аудиометрии

Определить нарушения остроты слуха у детей достаточно сложно. Малыши часто просто не способны определить наличие у себя какой-либо проблемы и сообщить о ней родителям. Кроме того, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми. Часто просто невозможно удержать внимание малыша. Кроме того, дети быстро устают, не способны сконцентрироваться. Все это сказывается на результатах аудиометрии.

Аудиологический осмотр младенцев, например, проводится по четкой схеме. Первый прием сурдолога может осуществляться уже на 3-4 день жизни. Сначала врач проводит наружный осмотр. При необходимости применяется методика тампанометрии. Она позволяет обследовать среднее ухо и барабанную перепонку с использованием специального зонда, воспроизводящего серию частот с конкретными показателями. По результатам такой диагностики выявляют некоторые патологии развития и наличие воспалительных и инфекционных заболеваний. Следующим этапом обследования является регистрация и анализ отоакустической эмиссии. Такая диагностика строится на способности слухового аппарата человека генерировать ответные импульсы на звуковые воздействия.

Диагностика детей в возрасте 3-5 лет обычно проводится в игровой форме. Основой методики аудиометрии в этом случае становится возможность быстрой выработки условного рефлекса (двигательного) в ответ на звуковой раздражитель. В момент появления звука (который подается с разной частотой в наушники) ребенок просто совершает определенное движение. Звуковая слышимость определяется по отдельности для каждого уха.

Обследование детей старшего возраста осуществляется по стандартным схемам аудиометрии так же, как у взрослых.

Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

  • Опытные врачи. Наши сурдологи владеют всеми методиками аудиометрии. Они могут провести обследование как взрослых, так и детей
  • Быстрая интерпретация результатов. Выводы о состоянии своего слуха пациент может получить сразу же после аудиометрии
  • Комфортные условия. Аудиометрия в Москве в наших клиниках проводится в современных кабинетах. Врачи внимательно относятся к пациентам, прислушиваются ко всем жалобам и просьбам
  • Современная аппаратура. Для аудиометрии врачи клиник используют инновационные установки, позволяющие выявить патологию
  • Возможности для терапии. При необходимости врачи могут быстро назначить адекватное лечение выявленных патологий

Если вы хотите пройти аудиометрию или проконсультироваться с врачом-сурдологом, позвоните по телефону

Читайте так же:
Выделения на поздних сроках беременности

Что на самом деле говорят тесты о нашей слуховой системе? Пример из клинической практики

Что на самом деле говорят тесты о нашей слуховой системе? Пример из клинической практики

Среди специалистов периодически возникают споры о том, является ли регистрация ОАЭ достоверной проверкой слуха и насколько можно доверять отрицательному ответу при прохождении скрининга новорожденных. Специалист аудиологической клиники «RESA 8» в Мартинсбурге (Вайоминг, США), аудиолог, доктор Майкл Цагарелла рассказывает об одном случае из своей клинической практики, который доказывает актуальность этих вопросов.

Недавно в клинику привели на обследование 5-летнего мальчика (назовем его Боб), потому что он не прошел слуховой скрининг на правое ухо в детском саду. Его родители рассказали, что Боб часто переспрашивает, а недавно они заметили, что он поворачивает голову, когда к нему обращаются. Маленький пациент удовлетворительно прошел слуховой скрининг новорожденных, однако позже перенес несколько инфекционных заболеваний органов слуха, которые были успешно вылечены с помощью антибиотиков. Родители также упомянули о наличии в семье родственницы, которая «почти полностью глухая» и носит два слуховых аппарата.

Результаты первоначальной проверки

Отоскопическое обследование показало чистый слуховой проход и нормально выглядящую барабанную перепонку справа. В левом проходе наблюдалась ушная сера, но пробка отсутствовала. Тимпанограммы с обеих сторон были в пределах нормы. К сожалению, осуществить регистрацию отоакустической эмиссии (ОАЭ) было невозможно по объективным причинам. Было решено провести поведенческие тесты для определения порогов слышимости, и, как обычно, начали с правого уха. Ребенок был достаточно сообразительным, охотно сотрудничал в процессе проведения тестов. Результат – не было получено никакого ответа вплоть до 80 дБ.

Диагностика слуха в левом ухе была успешной, мальчик на все вопросы теста отвечал правильно. Это заставило аудиолога, проводившего тесты, зайти в тестовую кабину и проверить оборудование и провода; все было включено и работало нормально. Повторные поведенческие тесты дали те же самые результаты: нормальный слух в левом ухе и глубокую потерю слуха в правом.

Полученные сведения были сообщены родителям, а ребенок был записан на проведение повторных тестов, которые подтвердили бы или опровергли эти результаты.

Последующая проверка

Через неделю мальчика повторно привели в клинику на диагностику. Результаты отоскопического обследования были точно такие же: правое ухо – норма, левое ухо – немного ушной серы. Тимпанограммы были в пределах нормы. Были добавлены измерения акустического рефлекса, который был в норме в левом ухе (80-90 дБ), но оказался под вопросом в правом (105-115 дБ). DPOAE (отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения) присутствовала в обоих ушах. Амплитуда ответа в правом ухе была снижена по сравнению с левым, но не настолько, как можно было бы ожидать для глубокой потери слуха (Рис. 1).

Рис. 1. Результаты DPOAE для 5-летнего мальчика.

Повторное проведение поведенческих тестов дало те же самые результаты, что и в прошлый раз (Рис. 2). В этот раз было принято решение не проводить измерения по костному звукопроведению, так как было видно, что Боб очень сильно устал. Тимпанограммы в обоих случаях были практически в норме.

Рис. 2. Повторный поведенческий тест 5-летнего мальчика.

Рекомендация родителям

По завершении тестов родителям были даны разъяснения о том виде нарушения слуховой синхронизации, которое наблюдалось у их сына, и была дана рекомендация пройти дополнительное обследование для подтверждения диагноза с помощью регистрации КСВП (коротколатентных слуховых вызванных потенциалов).

Результаты, полученные в университетском госпитале

Первая встреча в университетском госпитале состоялась в отоларингологической клинике. Как впоследствии рассказали родители, специалист госпиталя изучила результаты проведенных тестов и сказала, что они вряд ли соответствуют действительности. Было предложено повторно пройти весь набор тестов, прежде чем перейти к регистрации КСВП. Все тесты периферической системы слуха были проведены повторно, и все они дали точно такие же результаты, которые были получены ранее. После регистрации КСВП были сделаны следующие выводы:

«Полученные результаты говорят о нормальной остроте слуха в левом ухе и о невральной потере слуха в правом ухе, которая соответствует нарушению слуховой синхронизации (слуховой невропатии). Нормального слуха в левом ухе вполне достаточно для развития языка и речи в данном возрасте».

Дополнительное обследование

Мать ребенка не удовлетворили ни диагноз, ни полученные объяснения. Родители приняли решение провести своему сыну МРТ. Отоларинголог заверил их, что томография скорее всего ничего не покажет. Однако обследование строения правого внутреннего уха показало отсутствие правого кохлеарного нерва. Вестибулярный нерв имелся, но был меньшего размера. Внутренний слуховой проход имел уменьшенный диаметр. Наблюдались атрезия и сильный стеноз канала кохлеарного нерва. Правый модиолюс был утолщен. Улитка имела нормальное число витков, вестибулярные полукружные каналы также выглядели нормально. С левой стороны структуры внутреннего уха, черепные нервы VII и VIII комплекса, а также внутренний слуховой проход были в норме. Все остальные внутренние органы тоже оказались нормальными, включая синусные пазухи и т.д.

Читайте так же:
Вывих бедра: причины, симптомы, диагностика, лечение

Таким образом, полученные результаты МРТ показали наличие атрезии правого кохлеарного нерва и сильного стеноза его канала, а также подтвердили поставленный ранее диагноз.

Значение результатов тестов в повседневной клинической практике

Согласно результатам МРТ, улитка с правой стороны находится в норме, что объясняет имеющиеся результаты DPOAE. Зато кохлеарная ветвь VIII черепного нерва полностью отсутствует, что объясняет отсутствие регистрации КСВП и глубокую потерю слуха справа по данным поведенческих тестов.

Данный клинический случай еще раз напоминает о следующем: во-первых, только регистрация ОАЭ не является полноценной проверкой слуха, и во-вторых, успешное прохождение скрининга новорожденных не исключает наличие врожденных нарушений слуха. Кроме этого, нельзя сбрасывать со счетов «материнскую интуицию» и, как следствие, необходимо своевременно реагировать на разумные требования родителей. Если бы родители не ощущали обеспокоенность после того, что им сказали в одной из самых престижных клиник страны, фактический источник проблемы так и не был бы обнаружен.

Насколько этот случай полезен для практикующего аудиолога? Чрезвычайно. Важно было не только выяснить, что у 5-летнего Боба есть односторонняя глубокая потеря слуха, но и понять, почему она возникла. С одной стороны, проведенные тесты действительно работают в клинической практике, они необходимы и обоснованны. С другой стороны, только всестороннее и неоднократное обследование помогло родителям мальчика понять причину потери слуха у сына, и, возможно, в будущем оно же поможет уже самому Бобу принять свою физиологическую особенность и спокойно к ней относиться.

Журнал «The Hearing Review» № 1 от 2015 года

Анна Владимировна Семенова,
сурдолог Московской области, директор Центра хорошего слуха «Радуга звуков».

Действительно, проводя скрининг новорожденных и регистрируя ответ при проведении обследования по выявлению наличия ОАЭ, мы подтверждаем лишь наличие нормально функционирующих волосковых клеток улитки. Данный метод не позволяет протестировать отдельно каждое звено слуховой системы. И, наблюдая далее за развитием ребенка, видя отклонения от нормальных параметров и сроков, необходимо в обязательном порядке провести детальное обследование с использованием всех методик, позволяющих оценить каждый из сегментов слуховой системы.

На что нужно обращать внимание? Как развивается речь, есть ли логопедические нарушения, есть ли у ребенка признаки нарушения пространственной ориентации на звук, насколько легко и быстро он усваивает новый материал и навыки, наличие признаков расторможенности нервной системы и нарушение внимания. При жалобах со стороны родителей обязательно необходимо провести повторное обследование ребенка с использованием всех возможных тестов.

Данный клинический пример ярко демонстрирует, что первыми начинающими бить тревогу действительно являются родители, и специалистам нужно прислушиваться к мнению мам и пап своих маленьких пациентов.

Проверка слуха у детей и взрослых: тесты

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой.

Статья:

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Читайте так же:
Блефарит век: симптомы, лечение каплями и народными средствами, описание патологии

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие — к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга (Подробнее о строении органа слуха). Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.

Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно — от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию