Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Острое стрессовое расстройство у детей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков

На различные травмирующие ситуации каждый ребенок реагирует по разному. Для одних они пройдут безболезненно, а для кого-то могут стать источником депрессии, посттравматического стрессового расстройства, тревоги и многих других проблем поведенческого характера. Ниже мы расскажем о методах диагностики и лечения посттравматических расстройств (ПТСР), факторах риска и распространенности этого нарушения психики.

Симптомы ПТСР могут развиться у тех людей, которые подверглись серьезной психологической травме. Насилие над самим человеком или другими людьми, трагическое известие о чьей-то внезапной кончине, страшные сцены, в которых присутствуют смертельные случаи, нанесение увечий — все это и многое другое могут стать причиной психической травмы. Обычно реакцией на травму становится сильный страх, чувство безнадежности, и, как результат — неадекватное поведение.

Для того, чтобы диагностировать посттравматическое стрессовое расстройство, у пациента должны в течение месяца наблюдаться следующие симптомы: человек все время переживает произошедшие трагические события(флешбек), избегает о них говорить, он постоянно возбужден, может быть равнодушным и бесчувственным. Одновременно происходит снижение социальной или учебной активности. Как показывает практика, самыми распространенными травмирующими событиями для детей являются сцены насилия в их семье, которые они наблюдают с раннего возраста. Маленькие дети, в силу неокрепшей психики, просто не в состоянии самостоятельно справиться с такой травмой.

По данным последних исследований у детей в дошкольном и младенческом возрасте наблюдаются три набора симптомов, которые считаются традиционными — это гипервозбудимость, бесчувственность, избегание, повторное переживание. Наблюдать повторное переживание можно в играх маленьких детей, которые будут выглядеть однообразно и тревожно, в них будут присутствовать элементы жестокости. При появлении внешних или внутренних факторов, напоминающих о перенесенной травме, у детей часто возникает интенсивная физиологическая или эмоциональная реакция. Также наблюдаются частые гневные приступы, беспокойный сон с ночными кошмарами, повышенная раздражительность и возбудимость, трудности с концентрацией внимания, уменьшение физической активности и настороженность. Дети начинают специально или неосознанно избегать тех мест, людей или предметов, которые ассоциируются у них с травмой.

Теперь о симптомах, которые характерны для посттравматического стрессового расстройства.

Характерные симптомы ПТСР в соответствии с DSM-IV

  1. Постоянное, неоднократно повторяющееся, переживание событий, ставших причиной травмы.
  2. Настойчивые воспоминания о травмирующей ситуации: в детских играх можно наблюдать различные составляющие тех событий; мысли, ощущения ребенка — все это постоянно напоминает ему о неприятных событиях.
  3. Тревожные сны со страшным и неясным содержанием, ночные кошмары, продолжающиеся в течении длительного времени.
  4. Непроходящее чувство повторения события: кажется, что ситуация возвращается(флешбек); появляются галлюцинации, иллюзии и разрозненные элементы повторяющегося события.
  5. При наличии определенных элементов, напоминающих о травмирующем событии, отмечается яркая физиологическая реакция и состояние интенсивной психологической неуравновешенности.
  6. Стремление избегать ситуаций, ассоциирующихся с травмой, бесчувственность, равнодушие. Это должно выражаться тремя или более из нижеперечисленных признаков: нежелание заниматься деятельностью, посещать места или встречаться с людьми, которые напоминают о травме; попытка избежать любых упоминаний, мыслей или чувств о произошедших травмирующих событиях; снижение интереса к различным видам деятельности, как социальной, так и учебной; нежелание общаться с другими людьми; неспособность вспомнить некоторые важные детали травмирующей ситуации; ограниченность в нормальных чувствах и аффективных проявлениях; непроходящее чувство обреченности и безысходности.
  7. Повышенная возбужденность должна проявляться не менее двух следующих симптомов: засыпать или поддерживать сон проблематично; усиленная раздражительность и вспышки гнева; затруднения с концентрацией; реакция на стимулы чрезмерная.

Эпидемиология и факторы риска

Уровень распространенности посттравматического расстройства среди подростков и детей достаточно сложно. В ходе последних исследований стало известно, показатель распространенности ПТСР колеблется от 5,3% до 98%, и зависит от типа травмирующего события. Самые высокие цифры принадлежат подросткам и детям, ставшим жертвами политических преследований, пережившим войну или подвергшимся репрессиям. Более низкий — детям, перенесшим серьезные болезни или травмы.

Современное общество, к сожалению, подвергает детей риску быть психологически травмированным практически в любом месте — это может быть и школа, и общественное место, и своя собственная семья. Миллионы детей становятся жертвами насилия, жестокости, становятся свидетелями смерти, страшных трагических событий.

Посттравматическое стрессовое расстройство вследствии травматических событий развивается у детей более часто, чем у взрослых. И отсутствие данного психического расстройства в детстве еще не означает, что оно не проявится в будущем — риск возникновения психологических отклонений, а также серьезных последствий для здоровья многократно увеличивается. Между тем, замечено, что количество симптомов ПТСР напрямую зависит от того, как часто подросток подвергался травмирующим событиям. У тех детей, которые перенесли только одно событие, симптомов будет намного меньше, чем у подростков, подвергавшимся им неоднократно. Но вот у девочек ПТСР может наступить даже после одной единственной психологической травмы, и происходит это чаще, чем у парней.

Читайте так же:
Диета при поносе : меню и рецепты диеты

Коморбидность

Любые события, травмирующие психику детей, могут стать причиной самых разнообразных негативных последствий. Достоверно известно, что ПТСР у детей часто сопровождается и другими психическими расстройствами. Существенно увеличивается риск появления таких расстройств, как оппозиционное протестное расстройство, гиперактивность и дефицит внимания. Травмирующие события, произошедшие в детстве, могут также стать причиной постоянной тревоги и депрессии. Помимо всего прочего замечена прочная взаимосвязь между злоупотреблением спиртосодержащих, наркотических и психотропных веществ и наличием посттравматического стрессового расстройства. Вероятность появления отклонений, вызванных чрезмерным пристрастием к этим веществам в зрелом возрасте многократно усиливается, если в детстве наблюдались признаки ПТСР.

Особое внимание стоит уделить исследованиям по коморбидности ПТСР и соматических заболеваний у девочек. Изучали группы девочек в возрасте от 0 до 8 лет, и от 9 до 17 лет. Была выявлена четкая взаимосвязь между диагнозом посттравматическое стрессовое расстройство и наличием самых разнообразных проблем со здоровьем. Здесь отмечались и заболевания желудочно-кишечного тракта, и нарушения кровообращения, и заболевания инфекционного характера. Также наблюдались хроническая усталость, боль в суставах и мышцах, общая слабость.

Диагностика и лечение

Диагностирование последствий перенесенной травмы у детей сопряжено с рядом трудностей. Это связано с тем, что в самом раннем возрасте дети не способны дать точное описание того, что они чувствуют. Родители же часто недооценивают симптомы или вовсе не желают их замечать, они не могут непредвзято оценить поведение своего ребенка и предоставить всю необходимую информацию. Дети, выросшие в домах-интернатах, составляют отдельную группу риска, так как в них часто присутствует насилие, издевательства, травля и другие источники травматизации. Поэтому очень важно иметь в клинической практике соответствующие навыки и инструменты, позволяющие своевременно определить подвергся ребенок травме или нет.

Разработан специальный опросник для родителей “Перечень педиатрических симптомов”, который они должны заполнить. Этот опросник и является основным инструментом в скрининге симптоматики эмоциональных и поведенческих нарушений. В нем присутствует три теста, по которым производится оценка внимания, экстернализированных (разрушительное поведение) и интернализированных (тревога и депрессия) нарушений у детей. Эти тесты были специально разработаны для детей, возраст которых составляет 6-18 лет, и позволяет наиболее точно выявить вышеуказанные проблемы. Вообще методик диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей существует достаточно много. И все они с успехом применяются на практике.

Самой эффективной методикой лечения посттравматического стрессового расстройства у детей считается когнитивно-поведенческая терапия, сосредоточенная на травме (КПТ-Т). Этот способ терапии считается стандартным и одновременно самым гибким методом лечения ПТСР. В его основе лежат общепринятые принципы семейности и гуманности. Его высокая эффективность давно доказана и подтверждена многолетним исследованиями и опытом работы с детьми, которым был поставлен диагноз ПТСР.

В 2010 году было проведено изучение эффективности когнитивно-поведенческой терапии в лечении детей самого маленького возраста (3-6 лет). После двенадцати сеансов психотерапии отмечалось значительное улучшение проявлений ПТСР, в то время как сопутствующие симптомы (депрессия, тревога, РДВГ, ОПР) оставались практически без улучшений.

Одинаково успешным и для взрослых, и для детей, и для подростков, методом лечения ПТСР считается продолжительная экспозиционная терапия. Она основана на ослаблении или разрыве случайных звеньев, которые являются связующими для симптомов ПТСР.

Есть еще один очень действенный вариант психотерапии — “ребенок — родитель”. Его применяют к детям в дошкольном возрасте, которые перенесли травмирующее событие. Особенно эффективным он оказывается в тех случаях, когда лечение проходит ребенок, который подвергался травмам неоднократно. Данный вид психотерапии предполагает совместное участие в сеансах родителей, детей и врача. Это помогает научиться родителям, как вести себя в той или ситуации, и как оказать ребенку помощь, когда он в ней нуждается. По данным многолетних наблюдений способ лечения “родитель — ребенок” способствует значительному снижению симптомов ПТСР и депрессии как у детей, так и у родителей.

Кокрановским сотрудничеством были проведены исследования о том, насколько эффективным оказывается сочетание фармакологических и психотерапевтических терапий при лечении посттравматического стрессового расстройства. Главным вопросом в этих изысканиях был — что действеннее при лечении ПТСР: совмещение этих методов или же использование их по отдельности? Но было выявлено недостаточно фактов применения такого сочетания на практике, чтобы сделать безоговорочные выводы об эффективности одновременного применения лекарственной и психологической терапии. Тем не менее современные руководства по лечению посттравматических расстройств все же рекомендуют использовать оба метода, особенно в резистентных случаях ПТСР.

Диагностическая оценка травмы

  1. Составьте генеалогическое древо, в котором укажите имена и возраст всех родственников: мать, отец, братья, сестры и пр.
  2. Выделите, кто на данный момент живет вместе с ребенком.
  3. Каких родственников ребенок навещает, и кто проживает в том месте?
  4. С обоими ли родителями общается ребенок? Если это не так, то в чем причина, и как долго родители не общаются между собой?
  5. Были ли в жизни ребенка в последнее время: серьезные заболевания, увечья, травмы, смерть кого-либо из родителей или близких; родители развелись; из дома ушел кто-то из родителей; кто-либо из родителей служит в армии или попал в тюрьму.
  6. Ранее были обращения в службу опеки? Если да, то почему?
  7. Были ли случаи применения мер со стороны правоохранительных органов? Если да, то по какому поводу?
  8. Присутствуют ли в личном деле кого-либо из родителей указания о физических или сексуальных злоупотреблениях, плохом обращении, опеке соцслужб в детстве?
  9. Существует ли опасность того, что дети в семье могут подвергаться эмоциональному, физическому или сексуальному насилию?
  10. Отмечались ли случаи физического или сексуального насилия над ребенком ранее?
  11. Существует ли алкогольная или наркотическая зависимость у кого-либо из родителей?
  12. Состоит ли кто-либо из родителей на учете в психоневрологическом диспансере?
  13. Есть ли в истории семьи случаи насилия? Если да, то подвергался ли ему ребенок?
  14. Вызывал ли кто-нибудь из семьи, знакомых или соседей у родителей чувство беспокойства? Если да, то по каким причинам?
  1. Что-нибудь вызывает у ребенка чувство обеспокоенности или раздражительности?
  2. Опасается ли ребенок приходить домой, в школу, общаться с соседями? Если да, то почему?
  3. Часто ли ребенок выглядит грустным? Если да, то по какой причине?
  4. Деликатно расспросите ребенка, используя понятные для него слова, о том, имели ли место случаи прикосновений, повреждений его интимных мест со стороны кого-либо.
  5. Узнайте у подростка, был ли у них сексуальный контакт или сексуальные домогательства без их согласия.
  6. Если ребенок создает проблемы, что происходит? Бьют ли его за это, наказывают, толкают? Если да, то каким образом?
  7. Что происходит, когда ссорятся родители? Наблюдал ли ребенок за тем, чтобы кто-нибудь применял насилие к отцу или матери?
Читайте так же:
Грибы при беременности: есть или не есть?

Практическая значимость

Всегда важно помнить, что дети, перенесшие психологическую травму или сильный стресс, могут получить посттравматическое стрессовое расстройство, или другие нарушения психологического и поведенческого характера. В тех случаях, когда диагностика выявила присутствие в анамнезе ребенка травмирующего события, или даже нескольких, обязательно необходима консультация профессионала, специализирующегося на работе с подростками и детьми, перенесшими травму. Если выявлены случаи насилия или плохого обращения, рекомендуется проинформировать службу опеки над детьми.

При наличии жалоб на эмоциональные или поведенческие нарушения, необходимо выяснить у пациента, что стало причиной. Обязательно нужно расспросить ребенка и его родителей о том, имеют ли место в семье случаи физического, сексуального или морального насилия, какое воспитание практикуется. Не стоит забывать о том, что у ПТСР много спутников — депрессия, тревога, ОПР, РДВГ.

Также стоит учитывать и тот факт, что подвергнуться травме или серьезному стрессу могли не только дети, но и родители. И они тоже нуждаются в помощи профессионалов. Нелишним будет уточнить у родителей, обращались ли они раньше к психотерапевту или психологу по поводу утраты или насилия. Важно разъяснить матери и отцу, насколько сильно может отразиться их стресс на детях.

Необходимо избавить ребенка от всех ситуаций и событий, которые могут нанести ему психологический урон. Если что-либо нельзя устранить полностью, то нужно постараться уменьшить влияние травмирующего события, например, последствия перенесенной утраты, увечья или серьезного заболевания.

Стресс и посттравматическое состояние у детей

 (1)

Посттравматический синдром или стресс у ребенка – возникает по причине сильного, непереносимого для психики воздействия каких-либо обстоятельств и сопровождается рядом психических симптомов. Сильными стрессами, повлиявшими на состояние ребенка могут быть:

  • медицинские вмешательства, сильные болевые ощущения, операции
  • длительные болезни, серьезные физические травмы
  • физическое насилие в семье, наблюдение за насилием
  • ребенок потерялся, попал в руки злоумышленников
  • тяжелая болезнь или смерть родственника, друга
  • внезапное исчезновение из жизни ребенка кого-то из близких
  • переезд, перевод в новую школу
  • усыновление/удочерение
  • несчастный случай, авария
  • природные катастрофы
  • война: бомбежки, выстрелы, эвакуация
  • длительное пребывание в условиях эмоционального насилия в семье или в коллективе (давление, унижение, издевательства, отвержение)

Себелева Юлия Григорьевна

Опыт — более 13 лет, кандидат психологических наук. Работа с семьями, помощь в детско-родительских отношениях. Помощь при возрастных кризисах у ребенка. Психологическое сопровождение грудного вскармливания и завершения лактации. Психологическая коррекция при нарушении развития у ребенка и сложностях адаптации.

Острый и хронический стрессы у ребенка

Стресс и посттравматическое состояние у детей

Врачи отмечают, что существует несколько стадий посттравматического синдрома – острый и хронический. Острая стадия наступает в момент проживания стресса и длительность ее индивидуальна. В начале этого этапа ребенок проживает психическое напряжение и страх. Рядом могут быть другие люди, но субьективно человек остается один на один со страхом, злостью, отчаянием, беспомощностью. По окончанию приходит облегчение, происходит улучшение настроения, но вскоре временная эйфория трансформируется в вялость, усталось и заторможенность. В этот момент ребенку нужно помочь пережить негативные эмоции и почувствовать поддержку. Однако часто взрослые сами парализованы стрессом, и ребенку приходится справляться одному. Человек, не получивший поддержки во время острого стресса, переходит к стадии хронического стресса. Эта стадия предполагает длительную адаптацию после пережитого стресса, и если на этом этапе человеку не будет оказана адекватная помощь, то есть риск формирования посттравматического стрессового расстройства. Это влияет на развитие личности и физическое состояние человека. Для этапа хронического стресса характерны неожиданные поведенческие реакции, резкое изменение привычек и ритма жизни, нарушение концентрации внимания и сна, пищевого поведения, обострение соматических болезней, эмоциональные вспышки, перепады настроения и другие психологические симптомы.

Читайте так же:
Открытые повреждения и травмы мошонки и яичка : причины, симптомы, диагностика, лечение

Похожие симптомы могут проявляться в случае, если ребенок длительно переживал мучительные обстоятельства, на которые он никак не мог повлиять (в семейных отношениях или в коллективе). Это действует на психику аналогично острому стрессу и имеет такие же последствия.

Какие бывают симптомы стресса у детей?

Внимание родителей должны привлечь такие симптомы стресса как:

  • эпизоды повторного переживания – повторяющиеся негативные воспоминания, частые сны, связанные с событием, появление объектов, провоцирующих «возврат» к пережитому стрессу
  • повышенная возбудимость – эмоциональные вспышки, раздражительность, истерики, приступы агрессии
  • депрессивные симптомы и поведение избегания – чувство отрешенности, одиночества, отсутствие положительных эмоций, потеря активности, отказ от любимых видов деятельности
  • неожиданные поведенческие реакции: ребенок не хочет разговаривать или слишком болтлив, навязчив; много плачет или смеется невпопад; немотивированная агрессия или обидчивость, страх
  • резкое изменение привычек и ритма жизни: испытывает трудности в концентрации внимания, трудности при засыпании или пробуждении, возможен отказ от еды или переедание, тяга постоянно смотреть телевизор, играть в компьютер
  • могут проявляться различные соматические болезни
  • нарушения саморегуляции — заикание, навязчивые действия, перепады настроения или зацикленность на одной теме, мысли, занятии
  • разрушение учебной деятельности, отказ от нее, отказ ходить в школу, в детский сад
  • эмоциональные симптомы: страхи, необьяснимая тревога, недоверие к окружающим, скрытность, нежелание общаться с широким кругом людей, отпускать родителей.

Записаться на прием к психологу в клинику Фэнтези можно по телефону +7 (495) 106-79-99 .

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков

Травматический опыт может вызвать расстройство психики не только во взрослом возрасте. Психика детей и подростков еще более хрупка и ранима.

До 40% детей и подростков переживали как минимум одно травматическое событие в своей жизни. У части из них может развиться так называемое посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР.
Травматические события могут быть разными, но чаще всего это физическое или сексуальное насилие, несчастный случай, стихийное бедствие и т. п. Дети или подростки либо пережили это событие сами, либо стали свидетелями того, как это произошло с кем-то еще, например, с их близкими.

Развитие ПТСР у ребенка или подростка зависит от многих факторов — тяжести травмы, ее повторяемости и реакции на случившееся членов семьи. Дети или подростки при посттравматическом стрессовом расстройстве чувствуют себя не в состоянии уйти из-под влияния травмы. Они стараются избегать людей или ситуаций, которые напоминают им о пережитом. Они мучаются воспоминаниями о случившемся, или же страдают от ночных кошмаров, связанных с травмой, которые кажутся очень реалистичными. Эти постоянные напоминания приносят множество трудностей в повседневную жизнь ребенка.

Общие симптомы ПТСР у детей и подростков

  • Избегание ситуаций, которые напоминают о травмирующем событии
  • Навязчивые воспоминания о произошедшем, ночные кошмары
  • В играх ребенок повторяет травмирующую ситуацию или каким-либо образом отсылает к ней
  • Импульсивность или агрессия
  • Беспокойство и нервозность
  • Эмоциональное “онемение”
  • Проблемы с успеваемости в ​​школе из-за невозможности сосредоточиться

В зависимости от травмирующего события и восприимчивости ребенка/подростка, симптомы могут быть выражены или малозаметны. Наиболее заметный для родителей симптом – избегание того, что связано с травмирующей ситуацией.

“Мы с сыном стали участниками ужасной автомобильной аварии. Несколько машин прямо перед нами столкнулись, и наш авто догнал их. В тех машинах были жертвы, кто-то пытался вытащить застрявших людей, была неразбериха. Все это было большим потрясением для меня и для сына. Он почти перестал спать, мало ел, его начали мучить кошмары. Он перестал ездить на автомобиле, в школу приходилось везти его на маршрутке.“

Чем младше ребенок, тем сложнее распознать ПТСР. У детей ПТСР проявляется неспецифически: изменяется поведение, ребенок становится более возбужденным, беспокойным, чаще плачет. У подростков наблюдаются “взрослые” симптомы – воспоминания о травматическом событии, избегание стимулов, связанных с травмой. Диагноз ПТСР ставят, если симптоматика проявляется более месяца после травмы.

Читайте так же:
Цитология молочной железы : показания, методика проведения и осложнения

Лечение ПТСР у детей и подростков

Если у вашего ребенка проявляются симптомы посттравматического стрессового расстройства, скорее всего, они уменьшатся и исчезнут в течение нескольких месяцев. Однако через какое-то время возвращаются снова. ПТСР поддается лечению, поэтому важно обратиться к врачу на первых этапах проявления расстройства. Вот несколько распространенных путей лечения юных пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством:

Когнитивно-поведенческая терапия

КПТ является одной из наиболее распространенных форм «разговорной терапии», и терапевты могут использовать его для работы с детьми и подростками. Когнитивно-поведенческая терапия, сосредоточенная на травме, помогает ребенку замечать и исправлять иррациональные или нелогичные мысли о самой травме или о людях и ситуациях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Такая терапия также обычно включает в себя знакомство с информацией о методах расслабления и преодоления стресса. Когнитивно-поведенческая психотерапия хорошо работает с подростками и детьми старшего возраста. Метод рекомендован NICE (Великобритания) как эффективный при лечении СДВГ.

Игровая терапия

Этот вид терапии может особенно хорошо работать для детей младшего возраста, которые часто косвенно пытаются сообщить о своей реакции на травму и понять, что произошло. Терапевты используют арт-терапию и игры, чтобы помочь ребенку пережить травму и справиться с другими жизненными стрессами. Арт-терапия применяется в работе с детьми младшего возраста, когда методики когнитивно-поведенческой терапии слишком сложны для освоения ребенком.

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ)

Метод ДПДГ становится все более популярным в психиатрии. Терапевт направляет движения глаз пациента, в то время как ребенок в течение короткого времени вспоминает травмирующее событие. Несмотря на то, что механизм работы метода ДПДГ не изучен, эффективность десенсибилизации и переработки движением глаз доказана во многих исследованиях. NICE (Великобритания) также рекомендует данный метод для лечения посттравматического стрессового расстройства.

Медикаментозное лечение

Не существует специальных лекарств, которые «излечивают» ПТСР, но иногда антидепрессанты и препараты для снятия тревожности могут помочь облегчить некоторые симптомы ПТСР у детей, если они также посещают психотерапевта. Препарат подбирается в зависимости от состояния, возраста, сопутствующих заболеваний.

Что делать, если у моего ребенка ПТСР?

Наблюдая, как ребенок становится «заложником» пережитой травмы, вы можете почувствовать себя бессильными и не всегда понимать, какие шаги предпринять в первую очередь. Лучше всего начать с того, чтобы выслушать вашего ребенка и не игнорировать его проблемы и трудности. Объединитесь с членами семьи и психотерапевтом, которые поддержат вас и вашего ребенка. Вы можете обратиться к психологу в школе вашего ребенка, в больницу или в местный кризисный центр, где вам укажут, куда двигаться дальше.

Помните, что посттравматическое стрессовое расстройство поддается лечению, и ваш ребенок сможет жить прежней жизнью. Те шаги, которые вы предпримете сегодня, помогут вашему ребенку строить свое будущее без страха и оглядки на пережитые страдания.

10 признаков того, что ребенок находится в стрессе

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

10 признаков стресса у ребенкаСлово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель , виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Читайте так же:
Нейромускулярные дисфункции гортани: причины, симптомы, диагностика, лечение

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять истоки страха , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться , швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника , сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Плохая концентрация внимания и запоминания , трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признаки

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами,ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию