Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Невнимательный ребенок: причины и как справиться

«Невнимательный ребёнок, что делать родителям?»

Рекомендации для родителей по развитию внимания.

Вам часто жалуются, что ребёнок невнимательный, крутится на занятиях, не может усидеть на месте, недослушивает задание?

Ребенок внимателен, когда он не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается.

Внимание характеризуется свойствами,которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания:

1. Устойчивость — определяется длительностью концентрации внимания на объекте

2. Избирательность — связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

3. Распределение — характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий).

4. Концентрация — выражается в степени сосредоточенности на объекте.

5. Объем — определяется числом одновременно пределах 0,1 сек) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти.

6. Переключаемость — определяется способностью быстро переходить от одного объекта к другому.

7. Произвольность- определяется способностью сосредоточивать внимание по требованию.

Одним из видов нарушения внимания является рассеянность — уменьшение способности к концентрации и переключению внимания.

Подобные недостатки могут быть устранены «развивающими играми и упражнениями на внимание».

Давая задание ребёнку, помните. Что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной.

Развивающие игры и упражнения.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цель: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: назвать ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие концентрации, распределения внимания объёма, зрительной памяти.

Описание: Мелкие предметы разложить на столе. В течение 30 секунд (примерно). Ребёнок смотрит и запоминает расположение предметов. Предложить ребёнку закрыть глаза, отвернуться. В это время переставить 2-3 предмета. Спросить ребёнка, что изменилось в расположении предметов, какие их них были переложены?

Игра «Кто где живет».

Цель: развитие зрительного внимания, памяти.

Описание: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке. Предложить ребёнку определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развитие концентрации внимания.

Описание: Упражнение включает в себя задание на прорисовку повторяющихся узоров.

Ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.)

Игра «Найди отличия».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Описание: предложить посмотреть на картинки с изображением одинаковых предметов (с небольшими отличиями, со временем количество отличий можно увеличивать). Нужно найти различия и назвать их.

Игра «Выложи узор».

Цель: развитие внимания, памяти.

Описание: предложить запомнить и выложить узор раннее показанный. Из геометрических фигур, бусин, мелких предметов,камешков, шишек.

Игра «Собери бусы».

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, научить видеть алгоритм рисунка.

Описание: предложить собрать бусы по образцу, продолжить, по словесной инструкции.

Игра «Какого предмета не стало?».

Цель: развитие умения концентрировать внимание. Запоминать пространственное расположение предметов, выделяя их отличительные признаки.

Описание: игра начинается от 3-4 игрушек, предметов. Предложить назвать игрушку, которую убрал взрослый. Затем можно добавить количество предметов,усложнить: использовать приём изменения места игрушки.

Фотоотчет «Что делать после дождика?»Фотоотчет «Что делать после дождика?» ДОРОЖКА ЗДОРОВЬЯ для родителей и детей. Массаж. Уважаемые родители! Научите ребенка выполнять массаж. Это повысит защитные свойства организма,.

«Родителям моих первых детей». Стихотворение, посвященное родителям первых выпускников Я уже писала, что полноценная работа воспитателя невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Мне очень повезло-родители моих.

«Спешите делать добро»«Спешите делать добро» 28 ноября мы провели акцию «Спешите делать добро», в которой принимали участия дети и родители всех групп. Мы посетили Краснодарскую Краевую.

Консультация для родителей. Что делать, если ребёнок не может оторваться от телевизора? Пока еще не поздно, проблему нужно обязательно решать. Если вы за­даете такой вопрос, значит, и сами прекрасно понимаете, что смотреть телевизор.

Консультация для родителей детей средней и старшей возрастной групп «Ребёнок не хочет рисовать. Что делать?» Консультация воспитателя Пестовой Г. В. для родителей детей средней и старшей возрастной группы «Ребёнок не хочет рисовать. Что делать?».

Консультация для родителей «Логопедический массаж: делать или не делать?» В настоящее время очень популярен логопедический массаж, многие родители о нем слышали, многие уже обращались за помощью, но необходимо.

Консультация логопеда «Ребёнок плохо говорит. Почему? Что делать?» Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.

Памятка родителям «Что нужно знать родителям о правах ребенка» Что нужно знать родителям о правах ребенка Дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин.

Рассеянный и невнимательный ребенок (старший дошкольный возраст) Добрый вечер! Вашему вниманию представлена презентация на тему «Рассеянный и невнимательный ребенок». В данной презентации коротко и ясно.

Речевая агрессия у детей, что делать? Выступление на родительском собрании по теме «Речевая агрессия у детей»Цель: формирование знаний родителей о проблеме речевой агрессии дошкольников.

Читайте так же:
Болезнь педжета и боль в спине

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

31.03.2021

  • Содержание статьи:

Начался очередной учебный год. Для кого новый, для кого первый. Все родители осознанно или не очень надеются на то, что их дети будут самыми умными, прилежными и способными. Но часто желаемое совсем не совпадает с действительным.

«Конечно, первые школьные годы бывают неудачными, но не до такой же степени…» — думают родители, листая тетради своего чада. Учителя, наблюдая резкие скачки в успеваемости ребенка, говорят, что он «умный, но рассеянный». Да и сами родители знают, как трудно усадить ребенка за уроки и как часто он отвлекается в процессе их приготовления.

Постараемся не упрекать наших маленьких учеников, а разобраться, где истоки его невнимательности и как победить школьную рассеянность, если даже врач, пожимая плечами, говорит, что с медицинской точки зрения никаких отклонений у ребенка нет.

Где найти ответы на эти вопросы?

Ура! Нейропсихологи знают ответ!

Попробуем поискать ответ в науке – нейропсихологии.

Мы вправе гордиться тем, что родина этой молодой науки – Россия. Ее основоположник – отечественный психолог, нейропсихолог Александр Романович Лурия. До него функции человеческого мозга были одной из самых неизученных областей науки. Во время Великой Отечественной войны Александр Романович получил возможность наблюдать за психическими функциями и поведением солдат, получивших черепно- мозговые ранения. Он обнаружил, например: ранение в левый висок – страдают речевые функции, в затылок – зрительное восприятие, поражено темя – человек начинает плохо ориентироваться в пространстве, лоб — страдают регуляция и контроль любой деятельности. Им был создан известный всем клиническим психологам метод исследования функции мозга – «батарея Лурия». Мы пользуемся им и по сей день, естественно, с учетом детских возрастных нормативов и условий тестирования детей.

Учения А.Р. Лурия развивалось и в России, и за рубежом. Его последователи занялись и детской нейропсихологией, так как она очень перспективна: мозг ребенка пластичен до 12 лет, а по последним сведениям, и до 16 лет. Все можно наладить. Но прежде всего надо точно определить, какие функции головного мозга ребенка еще не созрели, и что именно мешает овладению каким – либо предметом, например письмом. Лурия писал: «…Акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого – либо одного центра; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».

Все отделы мозга А.Р. Лурия условно разделил на три блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, лень. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ученик может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим. Одним из необходимых условий повышения тонуса является обеспечение кислородом и усиление кровотока (например, дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция).

Недостаточность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентировки, а это проявляется в зеркальном написании букв и цифр, путанице букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках при устном счете. Второй блок мозга обеспечивает также фонематический слух и зрительное восприятие.

При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля – ученик не соблюдает правила – любые – и не может себя контролировать, даже если хочет. Во – первых, это правила учебные – он не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. То есть правила знает, а пишет все равно с «дурацкими» ошибками. Или, например, не соблюдает общие нормы поведения. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое.

Не «созрела» функция произвольности – ребенок не будет усваивать правила, вовремя не развились пространственные представления – будет путать буквы «б» и «д», писать зеркально. У каждой ошибки – своя причина.

«Но когда мы его отдавали в школу, то проходили тестирование, и психолог определил, что ребенок готов к школе».
Да, но психолог смотрел, насколько ребенок мотивирован к занятиям в школе, то есть, хочет ли он учиться, и проверял в основном его интеллект. А интеллекту сегодняшних детей можно только позавидовать!

Если у ребенка сформирована положительная внутренняя мотивация к учебе, то есть желание учиться, то половина дела сделана. Но это только половина. Существует и вторая составляющая готовности к школе. Это – нейрофизиологическая готовность к процессу обучения. А начинаются школьные перегрузки – совсем трудно становится малышу. Отсюда и слезы, и «глупые ошибки», и плохое поведение.

Разберем типичные примеры

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?

Читайте так же:
Раннее развитие детей до года

Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны — от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», — считает учительница.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость.

Как наладить школьную жизнь Артема?

Юля, 11 лет. Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» — за содержание и «2» — за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

Как заметить, что ребенок развивается атипично?

О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.

В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.

В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).

Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?

Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.

Невнимательный ребенок: причины и как справиться

Fact-checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок хорошо учился, посещал различные кружки, всегда был энергичным и успевал сделать все запланированные дела. Но, к сожалению, часто бывает, что дети становятся невнимательными.

trusted-source

[1], [2], [3], [4]

Код по МКБ-10

Причины невнимательности ребенка

Перед тем, как предпринимать первые шаги по улучшению внимательности своего ребенка, следует уяснить, какие причины привели к подобной проблеме:

  1. Дефицит внимания от взрослых или гиперактивность – дети с гиперактивностью являются более активными, чем их сверстники. Они не могут долгое время сидеть на одном месте и поэтому часто отвлекаются на различные внешние факторы. Чтобы решить эту проблему (а она, как правило, обнаруживается еще в детском саду), родители должны запастись терпением. В воспитании ребенка нужно будет опираться на советы психологов, педагогов и медиков.
  2. Частые болезни, которые перерастают в хроническую форму – у детей с плохим здоровьем часто возникают трудности с успеваемостью в школе. Их внимание, чаще всего, является сниженным из-за слабого организма.
  3. Особенная нервная система – дети с лабильной нервной системой являются более внимательными и устойчивыми. А вот при инертной или слабой системе ребенок будет вялым.
  4. Сильная переутомляемость при высоких нагрузках – современные школьники имеют слишком много обязанностей, что приводит к перегруженности. Безусловно, это сильно влияет на его работоспособность и внимательность.
  5. Плохая мотивация – даже маленький ребенок будет больше внимания уделять тому занятию, которое ему больше нравится. Когда дети выполняют неинтересные задачи, их внимание падает.
Читайте так же:
Боль в небе: причины, лечение

Факторы риска

Невнимательность и рассеянность возникает у многих детей, но некоторые из них подвержены этой проблеме сильнее. На эту особенность характера сильно влияет стресс, плохая экология, депрессия, неправильное питание, недостаточное внимание, неправильное расписание дня, усталость. Именно поэтому родителям необходимо постараться, чтобы создать для своих детей близкие к идеальным условия жизни.

trusted-source

[5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14]

Симптомы невнимательности ребенка

Как именно проявляется невнимательность у ребенка?

  1. Всю работу, особенно школьные задания, он делает быстро и слишком поверхностно.
  2. В работе допускает очень много ошибок.
  3. Он не уделяет достаточно внимания.
  4. Ребенок слишком быстро устает даже от небольшого количества работы.
  5. Ребенок делает работу очень медленно.
  6. Высокий уровень мечтательности.

Ребенок рассеянный и невнимательный

Рассеянный и невнимательный ребенок – это не диагноз. И об этом стоит в первую очередь помнить всем родителям. Произвольное внимание можно тренировать даже в раннем возрасте. На сегодняшний день в магазинах можно купить самые разнообразные динамические игрушки, которые предназначены для улучшения внимания у детей до одного года.

Если же расстройство внимания развилось у ребенка со временем, например, когда он пошел в детский сад или школу, можно попытаться устранить основные причины невнимательности. Педагоги рекомендуют отвести детям в доме отдельное место, где они всегда будут готовиться к урокам. Необходимо, чтобы оно было хорошо организовано.

Не забывайте, что детям нужно правильно питаться, ведь недостаток омега жирных кислот приводит к уменьшению внимания. Сегодня уже не нужно заставлять ребенка есть рыбий жир или рыбу. На современном фармацевтическом рынке представлено много различных добавок, которые богаты на эти жиры. Они поддерживают психическое и физическое здоровье малыша.

trusted-source

[15], [16], [17], [18], [19], [20]

Ребенок невнимателен на уроках

Успех ребенка в школе сильно зависит от его внимательности. Как правило, дети становятся рассеянными, если родители не принимают участия в их воспитании. Именно поэтому нужно стараться развивать внимательность своего ребенка еще с первых классов школы. Прежде всего, психологи рекомендуют выяснить, что именно учителя и родители скрывают за понятием «невнимательность». Также нужно обратить внимание на то, как именно проявляется рассеянность у вашего ребенка.

Бывает такое, что дети невнимательны только на каком-то конкретном уроке, тогда, скорее всего, ему не нравится данный предмет или учитель не слишком понятно объясняет материал. Если же ребенок рассеянный не только в школе, но и дома, это может означать, что его что-то беспокоит.

Родители могут помочь своему ребенку улучшить внимательность с помощью простых психологических методов и специальных игр. Также не забывайте, что для внимательности очень важно соблюдать определенный режим дня. Помните, что ребенок будет менее рассеянным, если домашнее задание, игры и время на себя будут проходить по заранее написанному плану.

Если ребенок медлительный и невнимательный

Медлительные дети отличаются низкой лабильностью нервных процессов, которые определяют, насколько быстро ребенок сделает то или иное задание. Взрослые люди могут при необходимости изменить темп своей деятельности, но даже у них это происходит не сразу. Детям же делать это крайне сложно.

К сожалению, большинство психологов придерживаются мнения, что медлительность у ребенка с низкой подвижностью нервных процессов не пройдет никогда. Так как она является их индивидуальной особенностью. Конечно, со временем все действия ребенок сможет выполнять быстрее, чем раньше, но всегда будет отставать от своих сверстников.

Для того чтобы медлительные дети не теряли внимательности во время выполнения любых заданий, особенно школьных, их ни в коем случае нельзя заставлять работать быстрее. Необходимо создать идеальные условия, при которых ребенку будет комфортно. Психологи утверждают, если выбить такого человека из колеи, то ему будет очень сложно вернуть себе внимательность.

Ребенок заторможенный и невнимательный

Уже в младенчестве можно определить, является ли ваш ребенок заторможенным или нет. Такие дети вяло и неохотно сосут грудь матери, много спят и достаточно быстро засыпают. Но если в маленьком возрасте это не пугает родителей, то в начальных классах начинает достаточно сильно беспокоить. Это объясняется тем, что заторможенный ребенок часто невнимательный, что негативно сказывается на его работе.

Как только вы заметили, что ваш ребенок излишне инертный, необходимо сразу же начинать побуждать его быть более активным. Прежде всего, психологи рекомендуют не делать следующие вещи:

  1. Не заставлять делать домашнее задание сразу же после того, как школьник вернулся домой. Ему нужно сделать перерыв хотя бы на два часа.
  2. Письменные задания не стоит заставлять часто переделывать, даже если он не сделал их аккуратно первый раз. Это может привести к тому, что у ребенка выработается негативное отношение к учебе.
  3. Не оставляйте ребенка одного, когда он делает домашнее задание.
  4. Не стоит заставлять малыша играть в командные подвижные игры. Он будет тормозить всю команду, а это приведет к негативным последствиям для обеих сторон.
  5. Не наказывайте ребенка, если он делает все слишком медленно.
Читайте так же:
Выделения из молочных желёз при беременности: причины, диагностика и лечение

Ребенок неусидчивый и невнимательный

Неусидчивость и невнимательность, чаще всего, объясняются тем, что ребенок просто не готов еще к школе из-за особенностей своего физического и психического развития. Некоторым детям скучно в начальных классах, потому что они уже выучили этот материал дома. Другие, наоборот, не могут понять задание, поэтому их внимательность сильно страдает.

Чаще всего таким детям ставят особый диагноз: гиперактивность и дефицит внимания. Для лечения такого состояния психологи рекомендуют использовать специально разработанные методики, благодаря которым поведение ребенка корректируется. В эти методики входит и психотерапия. Ребенок быстрее адаптируется и сможет изменить свой образ мыслей.

Иногда используется и медикаментозное лечение, но стоит понимать, что любые лекарства в таком случае должен назначать специалист.

Осложнения и последствия

Прежде всего, невнимательность негативно сказывается на оценках в школе и общем развитии ребенка. Такие дети во многом отстают от своих сверстников. Несколько негативных оценок сразу же отбивают у ребенка желание их исправлять, особенно, если у него ничего не получается. В будущем это может вызывать стрессы и психические расстройства. Подростки часто впадают в депрессии и начинают вести себя неподходящим образом.

trusted-source

[21], [22], [23]

Диагностика невнимательности ребенка

Диагностику в таком случае должны проводить следующие врачи: детский психолог, детский психиатр, детский невропатолог. Невнимательность диагностируют в том случае, если у ребенка основные ее симптомы остаются в течение полугода. Для диагностики используются самые разнообразные методы: беседы, интервью, непосредственное наблюдение, информация от родителей и учителей, опросники, нейропсихологические тесты.

trusted-source

[24], [25], [26], [27], [28]

Рассеянный и невнимательный ребёнок: советы родителям

Рассеянный и невнимательный ребёнок: советы родителям

Что делать, если ребенок невнимательный. Причины и способы реальной помощи родителям и детям. Как правильно подготовить малыша к школе. Способы борьбы с забывчивостью.

Став родителями, люди начинают задумываться о том, что ждет их малыша в будущем. Непременно они хотят, чтобы он рос и развивался не хуже остальных: посещал дополнительные кружки по интересам или спортивные секции. Но так бывает не всегда. Может оказаться, что у них невнимательный ребенок. В чем причины и что делать в этой ситуации, помогают разобраться психологи.

  1. Причины невнимательности детей
  2. Признаки отклонений от нормы
  3. Способы решения проблемы

Причины невнимательности детей

Прежде всего, не нужно кричать. Необходимо попробовать самостоятельно проанализировать действия чада, выяснить, что именно привело его к подобному поведению. Причины могут быть следующие:

  1. Гиперактивность. Ее нетрудно выявить, достаточно просто понаблюдать и станет заметно, что малыш неусидчивый и более активен, чем его ровесники. Такие дети не могут долго находиться без движения (сидеть во время урока за партой), также они чаще других отвлекаются на посторонние факторы (птица за окном, проезжающий мимо автомобиль и тому подобное).
  2. Часто болеющие дети. Как правило, их болезни со временем переходят в тяжелые хронические формы. А постоянные больничные никак не способствуют учебе, в которую очень трудно полностью погрузиться из-за общего ослабленного состояния организма, что приводит к еще большей рассеянности во время занятий.
  3. Дефицит внимания родителей. Если взрослые постоянно на работе, а ребенку не хватает их внимания, он будет стараться привлечь его любым способом. А именно: начнет хулиганить в школе, драться, получать плохие оценки и все в этом роде. Перед тем как бежать на прием к невропатологу, стоит внимательно посмотреть на отношения с ребенком со стороны.
  4. Высокие нагрузки. Помимо занятий в школе, родители решили отдать чадо в бассейн, на танцы, музыкальную школу, уроки английского и еще куда-то там… Не кажется ли им, что оно не успевает почувствовать вкус детства?! Весь день расписан. А когда же несчастному отдыхать или хотя бы просто поиграть, чтобы разгрузить нервную систему? Стоит задуматься!
  5. Неумение мотивировать. Наверное, взрослые за собой замечали, как делают с удовольствием лишь то, что им нравится. У детей все точно так же. Если им предмет неинтересен или учитель не умеет заинтересовать, нудно и монотонно рассказывая суть урока, внимание малыша постепенно угасает и растворяется в воздухе.

Неусидчивость и рассеянность могут появиться у любого. Правда, некоторые дети более склонны к ней, нежели другие. Этому, как правило, способствует множество факторов, таких как стресс, депрессивное состояние, неправильное питание и режим дня, недостаточное внимание со стороны родителей и других взрослых (учителей, родственников, тренеров). Поэтому родители должны создавать благоприятные условия для жизни и развития их детей.

Признаки отклонений от нормы

Порой родители настолько заняты собой, что о неумении ребенка сосредоточить свое внимание на занятии они узнают лишь тогда, когда их обожаемое чадо поступает в первый класс. Тут-то и начинаются все проблемы. Важно вовремя распознать, что ребенок рассеянный и невнимательный в 7 лет. Это уже вполне сознательный возраст. Нужно проверить, нет ли здесь похожих ситуаций из его жизни:

  • Ууроки он делает быстро и не вникает в суть заданий;
  • При этом обнаруживается много ошибок;
  • Или же постоянно жалуется на усталость, хотя ничем особо загружен не был;
  • Но также может быть и обратная сторона — уроки делаются крайне медленно и неохотно;
  • Или неоднократно удается поймать ребенка на том, что он витает в облаках, а не занимается.
Читайте так же:
Родовой паралич эрба: причины, симптомы, диагностика, лечение

Проблемы в школе

Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.

Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.

Рассеянность дома

Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.

Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.

Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:

ВремяДействие
07:00 — 07:05Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35Завтрак
07:35 — 08:00Сборы в школу
08:00 — 08:30Дорога в школу
08:30 — 13:05Уроки
13:05 — 13:30Дорога домой
13:30 — 13:40Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00Обед
14:00 — 16:00Свободное время, секции
16:00 — 18:00Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30Ужин
18:30 — 20:00Свободное время
20:00 — 21:00Подготовка ко сну
21:00 — 07:00Ночной сон

Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

Способы решения проблемы

Если родители хотят, чтобы их малыш стал внимательнее, им необходимо приложить все усилия для самоконтроля. Ведь нужно воспитывать не детей, а себя. Они являются отражением своих родителей, смотрят на их действия и делают выводы о происходящем. Таким образом, приучив к порядку себя, взрослые всегда будут находить время и для их чада, что является немаловажным фактором в его развитии и воспитании.

Чтобы понять, что делать, если ребенок невнимательный, нужно обратиться к соответствующему врачу — психологу или невропатологу. Возможно, что медицинские показания помогут специалисту лучше разобраться в его нестандартных действиях, прибегая к различным тестам и анализам. Чем раньше выявятся причины, тем быстрее можно будет приступить к корректировке поведения.

Также не следует бросать ребенка наедине с выполнением домашних заданий. Проверено, что некоторые современные задачки из учебников могут ввести в ступор даже взрослого. Так что непременное участие родителей в учебе младшего члена семьи должно стать повседневной и первостепенной задачей. Не надо все делать за него, достаточно следить за выполнением заданий, вовремя проверять и помогать там, где он не справляется один.

Обязательно поможет грамотно составленный режим дня, включающий в себя все важные и не очень задания и обязанности ребенка не только в школе, но и в семье. Немаловажную роль также будет играть и правильное расположение мебели в его комнате. Нужно уметь разделять рабочее место с зоной игры и отдыха, чтобы во время занятий его ничто и никто не отвлекал.

Очень важно также разнообразить еду ребенка. В ней должно присутствовать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Не стоит забывать и об обязательном употреблении в пищу фруктов и овощей. Они должны быть в ежедневном рационе подрастающего организма, чтобы вовремя насыщать его витаминами и полезными веществами, способствующими правильной работе мозга.

Главное, не оставлять все так, как есть, надеясь, что само собой все пройдет. С рассеянностью не только можно, но и нужно бороться. Не стоит ругать и наказывать свое чадо, его нужно любить и уважать, а также помочь ему найти причину нестандартного поведения и совместными усилиями справиться с ней.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию