Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как уберечь школьника от перегрузки?

Школьная пора: как помочь ребёнку лучше усваивать материал и справляться со школьными нагрузками?

Школьная пора как помочь реб нку лучше усваивать материал и справляться со школьными нагрузками

Перестройка на новый режим дня,
переход с летнего периода на осенний,
учебная программа, которая на сегодняшний день довольно сложная и порой перегруженная предметами,
новые требования к учебному процессу — от этого и другой спрос с учеников,
выполнение домашних заданий, которые занимают бОльшую часть всего свободного времени…

У многих учеников в силу этой перегруженности возникают трудности с усвоением материала.

В чём же причина и как помочь ребёнку легче усваивать материал?

Люди склонны запоминать лишь то, что может быть полезным, то, что интересно, что удивляет, завораживает, огорчает, восхищает, шокирует, страшит, заставляет страдать — то есть вызывает какие-то эмоции.

Серьезная информация, эмоционально не окрашенная, запоминается с трудом. А если она и не личностно значимая, то нужно приложить невероятные усилия, чтобы её запомнить так, чтобы можно было затем применить на практике.

Поэтому очень важно научить ребёнка, подростка для эффективности запоминания информации задавать себе вопросы:

  • «Для чего мне нужно это запоминать?»,
  • «А что будет, если я этого не запомню?»,
  • «А что будет, если я буду более внимателен на уроке? Как это мне поможет?».

Ведь чем больше материала будет усваиваться во время урока, тем меньше необходимо учить при выполнении домашних заданий — и полезно донести эту взаимосвязь ученику.

Чаще всего ученики при выполнении домашних заданий используют механическое запоминание, просто «зубрят», а это не только малоэффективно, но и вредно. Во время «зубрёжки» много напряжения не только головного мозга, но и всей нервной системы, вследствие чего затрачивается неоправданно много энергии.

Поэтому очень важно научить ребёнка, подростка использовать осознанное запоминание, которое опирается на понимание и осмысление заучиваемой информации.

Очень хорошо работает метод схем и рисунков, когда при осваивании материала используются не только смысловые образы, но и мыслительные, которые переносятся на бумагу.

Например, необходимо выучить параграф по истории, но запомнить даты и названия очень сложно, и ученик начинает просто заучивать, перечитывая по несколько раз одно и то же. Но это скучно, надоедает, раздражает и мало помогает…

Но можно, читая параграф, выделять в нём сразу главное и закреплять это на бумаге схематически или в виде рисунков. Затем свободно пересказать по полученной схеме. А затем при желании перед сном повторить.

Таким образом, подготовка будет занимать в два раза меньше времени, чем при «зубрёжке».

При этом очень важно
не стараться запомнить слово в слово, как в книге, а научиться свободно пересказывать своими словами. Это будет помогать осмыслению материала, а уточняя и формулируя свою мысль, он будет прочнее запечатлевать её в своей памяти.

Ну и, конечно, никто не отменял эмоционально благоприятную атмосферу. Для этого хорошо применять метод позитивного общения со своим ребёнком, который заключается в следующем.

Когда вы видите, что ребёнок занят правильными делами, старается, собран и настойчив на занятиях, получает хороший результат — обязательно выскажите одобрение в правильной форме. Это значит, что вам стоит хвалить действия, а не человека.

Точно так же, если он сообщил, что провалил важный тест в школе, соберите всё своё терпение, чтобы не выругать его, но при этом вы можете высказать спокойным голосом, что недовольны этим результатом (а не самим ребёнком). Это создаст более здоровую атмосферу в семье и убережёт ваши с детьми отношения от конфликтов и ссор.

Как помочь ребёнку справляться с нагрузками?

Помимо большого объёма информации, который необходимо запомнить и выучить, на современных детях лежит большая нагрузка, а порой и перегруженность не только школьная, но и психологическая! Ведь всё основное время уходит на учёбу, репетиторов, дополнительные занятия, а кто-то ещё занимается и спортом.

Времени на простые игры, на «ничего-не-делание» остаётся очень мало или вообще не остаётся. И в таком ритме — на протяжении 9 месяцев!

Как же справляться с такими нагрузками?! Что делать, чтобы дети не накапливали в себе стресс, который рано или поздно начинает выходить в виде болезней, простуд, недомоганий, хронической усталости, которая у детей проявляется по-особенному, например, как капризы, истерики, раздражительность…

[b]С этим помогают справиться упражнения по самогипнозу по методу ХГС (Холистическая гипнотерапия судьбы — метод, основанный на стыке современного гипноза и практики цигун"), которым я обучаю всех своих клиентов и больших, и маленьких.[/b]

Они просты, но очень эффективны. Одно из них — «Тряска на пятках». Будет полезно не только для детей, но и для взрослых тоже!

Очень хорошо с его помощью сбрасывать напряжение, усталость, какие-то мешающие эмоциональные состояния.

С детьми помладше можно выполнять в форме игры.
Например: «А давай представим, что к твоему телу прицепились маленькие крабики, которые тебе мешают, и сейчас мы будем их скидывать!». Или найдите своё, что будет комфортно и приемлемо именно для вашего ребёнка.

Главное условие — во время выполнения представлять образно, как усталость или напряжение, всё ненужное, что вам мешает, сбрасывается (отваливается, отлипает, отпадает, отлетает) в виде крючков, кусочков застарелой штукатурки, краски…

А выполняется оно очень просто, много времени на его выполнение не требуется — 1 минута, 2 минуты, 30 секунд, главное, по чуть-чуть, но каждый день. И тогда результаты не заставят себя ждать.

Итак,
встаёте, ноги расслаблены, колени не напряжены, чуть присогнуты, прикрываете глаза, приподнимаетесь на носочки и опускаетесь на пятки так, чтобы пятки как бы ударяли об пол. Получаются такие удары пятками. Тело при этом расслаблено.

Выполнять с удовольствием в том темпе, который будет комфортен, приятен. Не забывая представлять свои образы.

После того, как простучите пяточки, остановитесь и просканируйте своё тело, замечая, что стало по-другому. Деткам младшего возраста можно предложить: «А давай посмотрим, стало ли меньше крабиков (прищепок, крючочков)?!»…

И самое главное — наберитесь терпения и снижайте своё беспокойство по поводу плохой или недостаточной учёбы. Поверьте, в этот период будет гораздо важнее не хорошая успеваемость в школе, а ваши тёплые доверительные отношения, которые могут быть очень крепким фундаментом для успешности вашего ребёнка в будущем.

Советы врача-гигиениста о том, как уберечь ребенка от учебных перегрузок

По утверждению врачей, любую болезнь, в том числе вирусного происхождения, провоцирует нервное перенапряжение, являющееся следствием целого комплекса неблагоприятных факторов и в том числе учебной перегрузки. Помимо школы дети и подростки зачастую занимаются в музыкальных школах, кружках и секциях с преобладанием интеллектуального компонента, пользуются услугами репетиторов, а ведь нужно еще и уроки выучить. Можно ли уберечь детей от учебных перегрузок?

Очень многое зависит от родителей и самих детей. Многие школьники игнорируют необходимость выполнения режима дня, у них отсутствуют навыки культуры умственного труда, организации самостоятельной работы.

Читайте так же:
Аэрозоли от ангины : названия и способы применения

Совет первый. Для сохранения здоровья школьнику любого возраста необходим продолжительный, не менее 2 часов, отдых после уроков, перед приготовлением домашних заданий. Прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе — вот лучший отдых после школьных занятий, которого так не достает большинству детей в учебное время. С поступлением ребенка в школу общая двигательная активность детей падает почти на 50%. Особенно мало школьники бывают на свежем воздухе осенью и зимой. А ведь, например, для удовлетворения физиологических потребностей в движениях учащемуся 5-го класса необходимо пробежать, попрыгать в день 7 км и половину из них — в школе. Длительность пребывания детей на свежем воздухе должна быть не менее 3 часов в день. Солнечный свет и свежий воздух необходим ребенку так же, как и растению. Благодаря световой энергии ребенок растет. Световой поток, попадая через зрачок глаза, определенным образом воздействует на структуры мозга, которые «ведают» процессами роста и обмена веществ.

Совет второй. Крайне важно соблюдать важнейшие физиолого-гигиенические правила в отношении ежедневного сна. Из-за учебных перегрузок, длительного просмотра телепередач, занятий на компьютере многие из школьников сокращают продолжительность ночного сна на час-два, а иногда и более. Известно, что наиболее часто детские неврозы развиваются в результате недосыпания. Чем младше по возрасту ребенок, тем больше времени требуется его мозгу и всему организму для того, чтобы полностью восстановить работоспособность. Особенно это актуально в зимнее время, когда потребность во сне увеличивается по сравнению с летним временем.

Продолжительность ночного сна для детей 6-10 лет должна быть не менее 10 часов, для подростков 11-17 лет – 8-9 часов. Соответственно возрасту устанавливается время отхода ко сну: в 21.00 – для школьников 6-10 лет; 21.30 – для школьников 11-14 лет; 22.00-22.30 – для подростков 15-17 лет. Подъем ранее 7 часов отрицательно сказывается на самочувствии детей. Кроме того, сон должен проходить без внешних раздражителей, в проветренном помещении.

Совет третий. Утренняя зарядка с водными процедурами, горячий завтрак являются лучшим рецептом для восстановления физиологических ритмов организма и работоспособности учащихся после ночного сна. Быстрота этого процесса зависит от правильной организации режима в утренние часы.

Кроме того, очень важен положительный эмоциональный настрой на учебу.

Совет четвертый. На выполнение домашних занятий учащийся начальной школы должен тратить не более 1,5 часов, 5-6 класса – 2 часа, старшеклассники от 2,5 до 3 часов. Если ваш ребенок не укладывается в отведенное время, то вы должны попытаться разобраться в причинах. Может он просто не умеет организовать свой рабочий день.

Совет пятый. Школьник должен знать, сколько времени ему можно работать за компьютером, когда сделать перерыв. Детям младшего школьного возраста можно разрешить работать за компьютером до 30 минут в день, а детям с 5-6 классов до 1 часа, но при этом недопустимо время всего занятия использовать для игры в навязанном темпе и ритме. Важным условием для работы является хорошее освещение. Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана. Экран видеомонитора должен находиться от глаз ребенка на расстоянии 600-700 мм, а уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана.

Работа за компьютером по вечерам без дополнительного освещения недопустима. Конструкция с игровыми комплексами должна состоять из двух частей: на одной поверхности стола располагается видеомонитор, на другой – клавиатура. Стул обязательно должен быть со спинкой.

Совет шестой. Укрепите ослабленный усталостью иммунитет ребенка. Особенно важно, чтобы ваш ребенок получал полноценное питание, богатое белками, необходимыми витаминами и микроэлементами. В рационе ребенка обязательно должны быть полноценные животные белки – мясо, яйца, рыба и морепродукты, молоко и молочные продукты, которые являются источником полноценного белка. По содержанию полезных веществ рыба и морепродукты намного превосходят мясо. В них кроме белка и углеводов высокое содержание минеральных веществ: калия, кальция, магния, фосфора, хлористого натрия и железа, а также витаминов А, Е, D, группы В, которые поддерживают на нужном уровне защитные силы организма и помогают противостоять инфекциям и воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Широко используйте овощи, фрукты и ягоды в сыром, отварном, тушеном, запеченном виде. А вот в консервированных овощах процент полезных веществ невысок – клетчатка, витамины, микроэлементы и белки при температурной обработке частично разрушаются. Ребенку необходимо ежедневно употреблять до 500г. свежих овощей, не менее 150 г. фруктов и стакан натуральных соков. Не нагружайте печень и поджелудочную железу мучными углеводистыми продуктами, это снижает и без того ослабленный организм ребенка.

Не перегрузи!

Занимаясь всесторонним развитием ребенка, главное — знать меру

Готовясь стать мамой в первый раз, я на протяжении девяти месяцев беременности мечтала, как с первых же дней займусь развитием своего ребенка. «Мой сын раньше других научится читать и писать, причем желательно сразу на двух языках», — мечтала я. Я скупала в магазинах кучу полезной и бесполезной литературы по раннему развитию и мечтала, мечтала, мечтала.

Дополнительные занятия и переутомление

Когда ребенок наконец родился у меня первое время просто не было сил даже открыть книжку по раннему развитию, не говоря уж о том, чтобы клеить какие-то картинки и развешивать их над детской кроваткой. Когда я опомнилась сыну было уже два года. Честно признаться — я не на шутку испугалась, что опоздала со своим ранним развитием. И с двойным упорством принялась наверстывать упущенное.

«Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота. «

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым-самым: самым умным, самым спортивным и самым развитым во всех областях — эдакий маленький гений. Особо рьяные родители боятся опоздать и записывают свое чадо во все существующие кружки и секции. Но из-за такой загруженности на долю ребенка приходятся огромные нагрузки, а точнее перегрузки, — куда большие, чем в школе. И полноценного отдыха при таком режиме, конечно же, не получается. Вместо того, чтобы играть и гулять со сверстниками на свежем воздухе, ребенок n-ное количество часов проводит в шумных и душных помещениях. И в результате родительское тщеславие тешит мысль о том, что именно их ребенок раньше других научился читать, считать, писать, играть на фортепиано, прыгать с шестом и вышивать крестиком. А то, что ребенку все эти занятия, мягко говоря, не приносят никакого удовольствия, родители не замечают, или старательно делают вид, что не замечают. «Ничего страшного, — утешают себя родители. Пусть сейчас помучается, зато потом спасибо скажет». Это — одно из наиболее распространенных родительских заблуждений.

Читайте так же:
Факторы, повышающие риск возникновения геморроя

Дело в том, что одной из самых главных причин расстройства детской психики физиологи называют нехватку времени. И в результате от 20 до 40% учащихся начальных классов в той или иной степени страдают неврозами. В старших классах невротиками становятся уже 60-70% детей. В итоге к окончанию школы количество детей с хроническими и комплексными заболеваниями возрастает в 3 раза; с нарушением зрения — в 5 раз; с желудочно-кишечными заболеваниями — более чем в 7 раз. Врачи-психиатры утверждают, что это связано, в первую очередь, с неправильно организованным отдыхом, а не со сложностью школьной программы. Кроме того, превышение допустимого уровня нагрузки, отсутствие полноценного отдыха, достаточной двигательной активности ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям.

Не знаю, чем бы закончилось мое увлечение раним развитием, если бы по долгу службы мне не пришлось брать интервью у врача-психиатра, специализирующегося на лечении детских психических расстройств. Детишки, которых я увидела в клинике, были действительно умны не по годам. Они знали много такого, о чем я лишь смутно догадывалась. Но какова была цена этих знаний! Честно признаться — меня больше поразил даже не страшный диагноз, который стоял в их истории болезни, а грустные глаза этих маленьких гениев. У пяти-восьмилетних детей был взгляд умудренных опытом и уставших от жизни стариков. Они не реагировали на новые игрушки, на новые лица и не играли друг с другом. Они вообще ни по какому поводу не проявляли заинтересованности и, как плохо запрограммированные роботы, делали то, что говорили взрослые. Причем просьбу взрослых они слышали лишь после нескольких повторений, долго ее обдумывали, а потом машинально выполняли. Все это напоминало замедленные кадры из грустного кино. «Это все последствия излишней перезагруженности», — сказал мне врач.

После этого интервью я долго не могла уснуть. Что же получается: не заниматься с ребенком вообще — плохо, много заниматься — тоже плохо. Как же найти ту золотую середину, чтобы ребенок рос умным, здоровым и веселым?

Все хорошо в меру

Но тут возникает вполне логичный вопрос: «Как же определить эту меру?». Однозначного ответа дать невозможно. Все зависит от характера, темперамента и самое главное желаний ребенка. Поэтому постарайтесь трезво оценивать способности своего ребенка и не требуйте от него невозможного. Ведь плата за всестороннее развитие может оказаться слишком высокой.

Как говорил один из мудрецов «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Задача родителей не заполнить ребенка знаниями по максимуму, а пробудить у него интерес к этим самым знаниям. А для этого знаний не должно быть слишком много. Это совершенно не означает, что заниматься ранним и всесторонним развитием ребенка вредно. У Глена Домана по этому поводу есть очень правильное замечание: «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но учение — это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы ребенок был недокормлен и вставал из-за стола знаний с ощущением постоянного голода, чтобы ему все время хотелось еще знаний».

Самый простой способ определить, что же лучше для вашего ребенка — лишний час поспать или бежать на очередную тренировку, — это повнимательнее присмотреться к нему. При этом присмотреться — вовсе не означает, что нужно идти на поводу всех без исключения детский желаний. Конечно же, нет. Просто организм маленького человека сам в состоянии регулировать, что ему лучше. Очень важно, как ребенок относится к дополнительным занятиям. Заниматься нужно и можно лишь до тех пор, пока ребенку интересно. Как только вы почувствуете, что кроха с трудом сидит на месте, зевает, прикрывает глаза и не может сосредоточиться на новой информации — это значит, что занятие слишком затянулось. У детей дошкольного возраста в связи с анатомо-физиологическими особенностями организма переутомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности. Речь идет именно о дополнительных занятиях, а не об обязательной школьной программе.

Признаки переутомления у детей

Прежде всего, необходимо разобраться, что же такое переутомление. В научной медицинской литературе можно найти такое определение: Переутомление это — физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Родители часто удивляются, от чего ребенок мог переутомиться. Он ведь только сидел и разглядывал картинки, а не кирпичи таскал. Не надо путать переутомление с физической усталостью. Переутомление, как правило, появляется при длительной нагрузке, неважно физической или умственной. Умственное переутомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое переутомление выражается в нарушении функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений. Кроме того, выделяют психическое (душевное) переутомление. У детей дошкольного возраста и младших школьников с определенным складом нервной системы интенсивный умственный труд может привести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т. п. У более старших детей признаки психического переутомления наблюдаются при чрезмерных «душевных» волнениях и разного рода обязанностях.

Диагностировать переутомление у ребенка гораздо сложнее, чем у взрослого. Как правило, родители замечают, что здоровье их ребенка пошатнулось только тогда, когда уже срочно требуется помощь врачей. А ведь первые признаки переутомления появляются задолго до возникновения серьезных проблем. Вот несколько факторов, которые свидетельствуют о том, что вы слишком перегрузили ребенка.

Нарушение сна. Если ребенок часто ложится спать раньше положенного срока, но долго не может заснуть, если он просыпается среди ночи, вдруг начал говорить во сне или ложится спать днем (хотя уже давно отвык от дневного сна) — это говорит о том, что нервная система ребенка настолько перегружена, что даже во сне малыш не может расслабиться.

Нарушение аппетита. Аппетит может отклоняться от нормы как в одну, так и в другую сторону. Некоторые дети при переутомлении теряют аппетит. А другие, наоборот, начинают, есть за двоих — и то, и другое должно вас насторожить. При этом изменение аппетита может долгое время не сказываться на весе. Только при хроническом переутомлении ребенок резко худеет или наоборот стремительно набирает излишний вес.

Частые болезни. У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80-100 мм рт. ст. у младших школьников от непосильной нагрузки давление может подняться до 110-120. Если ребенок без конца простужается — это тоже «звоночек». Не пора ли вам пересмотреть жизненные приоритеты — на первое место поставить не хорошее образование, а крепкое здоровье.

Читайте так же:
Прогрессирующая мультифокальная лейкоэнцефалопатия: причины, симптомы, диагностика, лечение

Вредные привычки. Ребенок начинает грызть ногти, ковырять в носу и т.д., хотя раньше ничего подобного не делал.

Нарушение памяти. Если ребенок постоянно что-то ищет (то карандаш, который лежит на столе, то ручку, которую он держит в руках, то тетрадку, которую сам только что убрал в портфель), это свидетельство того, что ребенок слишком перегружен. Перегруженный ребенок затрудняется выполнять манипуляции, которые раньше не вызывали сложностей. У дошкольников и младших школьников могут появиться запинки в речи.

Большие физические усилия при малом КПД. Утомленный ребенок действует менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки. Например, если до переутомления ребенок играл на фортепиано лишь движениями пальцев, то при истощении запасов организма у него постепенно включается в движение вся рука, а затем он начинает двигать еще и корпусом.

Капризы, повышенная подвижность и (или) агрессивность. У малышей основным симптомом ухудшения физического и психического здоровья являются капризы, на которые взрослые зачастую не обращают должного внимания. Дети младшего школьного возраста при переутомлении становятся чересчур подвижными, непоседливыми. А у старшеклассников умственные и психические перегрузки обычно проявляются излишней агрессивностью в поведении. Подвижность ребенка — защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте — признак эмоционального дискомфорта. Вполне возможно, что ваше чадо все время огрызается просто потому, что от обилия обязанностей ничего не успевает.

Уставший вид. Нарушение работы нервной системы отражается на лице. Хотя у детей эта взаимосвязь проявляется значительно позже, чем у взрослых. Поэтому уставший вид — это не первый (как полагают многие), признак переутомления. Появление синяков под глазами, изменение цвета лица свидетельствует о том, что переутомление постепенно переходит в хроническую форму.

Многие родители не обращают внимания на первые признаки переутомления. Полагая, что польза от дополнительных занятий с лихвой покроет все побочные эффекты. Это наиболее распространенное заблуждение. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому переутомлению. А это уже довольно серьезный диагноз.

Индивидуальность важнее всего

Чтобы избежать перечисленных выше проблем, необходимо правильно планировать дополнительные занятия. Не считайте, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с вашим малышом, «с максимальной пользой». Если постоянно думать о том, что необходимо чем-то с ребенком заняться, то ваши отношения с ним неминуемо станут нездоровыми. Поймите, что моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения, чем моменты напряженного внимания и сосредоточения.

У ребенка обязательно должно быть свободное время. Многие взрослые неправильно понимают определение «свободное». Так вот, это время свободное от всего: от сна, от выполнения домашних заданий, от тренировок, спортивных секций, всевозможных развивающих занятий, походов в цирк или театр и даже от приема пищи. Хотя бы один час в день (а по мнению педиатров и невропатологов, не меньше 3-х часов) обязательно нужно дать возможность своему ребенку просто ничего не делать. Для него такое безделье — самый лучший отдых. Кроме того, после такого отдыха работоспособность повышается, достигая даже более высокого уровня, чем в предшествующий работе период. Нецеленаправленный отдых быстрее восстанавливает работоспособность.

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знанием просто не остается времени. Помните — каждый ребенок индивидуален. Он такой один, даже однояйцевые близнецы сильно отличаются друг от друга, не говоря уж о детишках, рожденных от разных родителей в разных условиях. А это значит, что каждый ребенок требует индивидуального подхода. Всевозможные методики раннего развития и советы знакомых следует воспринимать лишь как рекомендацию, а не как правила, которые следует выполнять с точностью до мелочей. Не оглядывайтесь на других. Всегда найдутся родители, которые сделают больше или меньше вас. Все это не имеет никакого значения. Постоянно оглядываться на то, что скажут и сделают другие, — далеко не лучший метод развития. Главное, чтобы вы и ваш ребенок получали удовольствие от дополнительных занятий. Тогда от полученных знаний будет одна польза и никакого вреда здоровью.

Пусть в четыре года мой сын говорил и читал только на родном русском языке, пусть он многого не знает, пусть где-то есть более развитые детишки. Зато я точно знаю, что мне удалось не отбить у ребенка тягу к знаниям и не поплатиться детским здоровьем за весьма сомнительные успехи.

Как уберечь школьника от перегрузки?

Перегрузки школьника – самая горячая тема на форумах и в родительских спорах. Согласно исследованиям Научного центра здоровья, сегодня только 3-4% школьников (один-два ребенка на целый класс!) уходят после 11 класса здоровыми детьми. У всех остальных врачи диагностируют те или иные отклонения здоровья. И виной тому – многочасовые школьные перегрузки. Как уберечь школьника от учебных перегрузок? И что считается перегрузкой, а что – обычная норма, без которой – никуда?

Отчего у школьников возникают перегрузки?

Как часто мы наблюдаем ситуацию: девчушка с портфелем чуть меньше чем она сама высиживает 7 уроков, потом бежит в музыкальную школу, а оттуда – к репетитору английского. Нужно успеть еще и уроки выучить, ведь наша школьная программа рассчитана на будущих Энштейнов и Ньютонов. А родители требуют от малышей еще и высоких оценок, и послушания, и на родительских собраниях требуют: дайте нам еще пару языков в программу, ведь детям после школы поступать!

И даже не задумываются, что такие сверхнагрузки ломают нежную и хрупкую нервную систему ребенка, до 70% из которых страдают явными или скрытыми неврозами. Виной всему – школьные перегрузки.

Что такое учебные нормы?

Учебные нормы можно разделить на непосредственно учебу и условия, в которых эта учеба выполняется. Непосредственно учеба – это то, сколько уроков высиживает школьник, сколько часов он тратит на домашние задания, сколько часов у него уходит на физические нагрузки и отдых. Не секрет, что в современной школьной программе на отдых школьнику времени совершенно не остается – это время «съедают» домашние задания.

Условия для учебы – это то, в каком помещении и классе занимаются дети. Просторное помещение с современным оборудованием и светлыми, радостными классами – это норма. Старенькая школа, в которой даже зимой отопление не дотягивает до 18 градусов, а дети вынуждены сидеть в теплых куртках и дуть на замерзшие пальцы – это, к сожалению, реальная картина. Не повсеместная, но очень частая.

Родителям и учителям важно учитывать, что даже если условия для учебы ребенка прекрасные, обстановка вокруг радует глаз, то и школьная нагрузка в этих светлых просторных классах не должна быть чрезмерной.

Читайте так же:
Остановка сердца : причины, симптомы, диагностика, лечение

К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка?

Согласно исследованиям физиологов, до 40% учеников начальных классов (то есть дети в самом хрупком возрасте от 6 до 10 лет) страдают от явных или скрытых неврозов из-за школьной перегрузки. Процент невротиков среди школьников среднего возраста и подростков еще выше – до 70%. Эти исследования, к слову сказать, проводились в образцовых школах, где родители и учителя были сторонниками самой интенсивной программы – с изучением спецпредметов и многочисленными факультативами. Та же статистика свидетельствует, что после окончания школы заболевания детей, полученные во время чрезмерного обучения, переходят в хроническую форму.

Так, после окончания 9-11 класса у детей регистрируют в 3 раза больше хронических заболеваний, чем в школе. Среди этих заболеваний впятеро больше детей с ослабленным зрением, чем в школе, а тех, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, становится больше в 3 раза. Все просто: организм не справляется с нагрузками и течение заболеваний усугубляется. Ведь ни одно из них за неделю не возникает, а развивается в течение месяцев, а то и лет.

Что касается психологических отклонений в результате сверхнагрузок в школе, то эти проблемы возникают у каждого четвертого мальчика и девочки.

Стресс нехватки времени

«Я ничего не успеваю!» — отчаянно кричит ребенок. А если не кричит, то думает – кричать он уже устает. Этот стресс – самый распространенный у школьников. Когда ребенок капризничает в садике, психологи советуют родителям оставлять 15-20 минут на любые его сборы. Это хороший совет и для родителей школьников. Но не так-то просто ему последовать. Перерывы между уроками ничтожно малы. А школьная нагрузка такова, что лишние 15-20 минут – огромная роскошь для занятого ребенка. Тем временем его постоянно подгоняют: давай, давай, учись, успевай.

В итоге на протяжении всего немалого курса обучения – 9-11 лет – ребенок вынужден максимально уплотнять свой график, постоянно куда-то бежать, выполнять домашние задания в минимальные сроки, ведь на горизонте еще репетиторы и в завершение — танцы или музыкальный инструмент. В погоне за знаниями и престижным поступлением педагоги и родители упускают важную деталь: при той же продолжительности жизни человека за последние полсотни лет школьная нагрузка возросла в 3 раза.

Если еще 30 лет назад школьники до третьего класса считали на палочках, то сегодня в третьем классе они учат массу предметов, которые раньше вводились не раньше 6-7 класса. Между тем, постоянный рост нагрузок в школе – это прямое нарушение норм обучения, на которые и педагоги, и тем более родители смотрят сквозь пальцы. Отговорка одна: пусть учится, некогда будет глупостями заниматься…

Каковы разумные нормы школьной нагрузки?

Давайте рассмотрим, сколько времени ребенок должен заниматься без ущерба для здоровья. Минздрав, конечно же, строго рассчитывает нормы обучения для детей разных возрастов. Родители здорово удивятся, если узнают эти цифры.

До 5 класса – никаких шестидневок и не более 5-6 уроков в день. Если все же в школе предусмотрена шестидневка, пятиклассники должны высиживать не более 31 часа за всю неделю. Это получается не более 5 уроков в день. А теперь вспомните, когда ваш пятиклассник получал не более 5 уроков в день?

6-й класс – если предусмотрена пятидневная учебная неделя, должно быть максимум 6 уроков в день, и то не каждый день, потому что в сумме Минздравом разрешено не более 29 уроков в неделю для школьников этого возраста. Если школьная неделя у шестиклассников шестидневная, им разрешено не более 5 уроков в день и 1 раз в неделю – 6 уроков. Потому что учебная неделя для школьников этого возраста должна содержать не больше 32 уроков.

Нагрузка на уроки тоже регламентирована Минобразованием и Минздравоохранения. Самыми сложными должны быть 2-й и третий уроки – математика, физика, химия, изучение языка. Вторник и среда должны быть днями, когда планируются самые сложные уроки, четверг и пятница – более разгрузочные. Вы видели школу, в которой выполняются эти требования?

Сколько времени посвящать домашним заданиям?

Что касается домашних заданий, то для пятиклассников они могут составлять не больше 3 часов. То есть ребенок должен успеть сделать все уроки в течение этого времени, учитывая то, что каждый час ему необходимо отдыхать в течение 10-15 минут. Задавать ребенку больше, чем он успевает сделать за 3 часа, санитарными нормами не разрешено! А что мы видим в реальности? Маленький страдалец не отрывается от учебников весь оставшийся день, причем родители еще и наказывают его за каждую оплошность. Как тут не развиться неврозу?

Норма домашних заданий для детей 6-го класса – такая же, как и для пятиклассников, и ни минутой больше. Родителям и учителям стоит сделать выводы.

Время для начала и окончания домашних заданий тоже, оказывается, регламентировано санитарно-гигиеническими нормами. Может быть, родители будут изумлены, но время это – никак не час и не два ночи, как зачастую бывает. Домашние задания нужно начинать в 15.00, а заканчивать никак не позднее 17.00. Каково? А ведь часто можно наблюдать картину, когда ребенок сидит над учебниками до 22.00 и позже, да еще и при плохом освещении.

А между тем, врачи строжайше запрещают сидеть над домашними заданиями после 19.00, особенно школьникам начальных классов. Это вызывает у них многие хронические заболевания, в том числе нарушения зрения, осанки и синдром хронической усталости.

Сколько положено спать и гулять школьнику?

Сон и физическая активность для школьников тоже регламентированы. Чтобы уберечь ребенка от школьных перегрузок, ему нужно давать выспаться не меньше 8-10 часов. Чтобы дать ребенку школьного возраста нормальную физическую нагрузку, ему нужно дать возможность пройти, пробежать и пропрыгать в день до 7 км, и половину из них – в школе. Причем на свежем воздухе ребенок школьного возраста должен находиться не меньше трех часов. А сколько времени гуляет ваш ребенок?

Симптомы школьной перегрузки

Да, такие есть. И связаны они вовсе не с тем, что ваш ребенок от природы капризен и непослушен. Родителям нужно вовремя обратить внимание на сигналы, которые усиленно подает организм ребенка, истощенный школьной перегрузкой. Иначе может быть поздно – постоянные визиты в больницу могут не показать истинную причину того, почему ваш малыш все чаще и чаще болеет. А причина эта банально проста – учебная нагрузка предельно велика.

  1. Итак, первый показатель школьной перегрузки – вес ребенка. Если школьник стал стремительно худеть – организму нужно больше отдыха и правильно организованного питания. Для контроля над весом ребенка его нужно ставить на весы не реже 1 раза в месяц.
  2. Второй показатель переутомления школьника – его стабильно плохое настроение и признаки депрессии: повышенная утомляемость, слабость, потеря интереса к тем занятиям, которые раньше вызывали живое участие ребенка.
  3. Третий важный показатель – ухудшение аппетита. Если ребенок игнорирует страстно любимые раньше мамины пирожки и равнодушен к обожаемым прежде пирожным – дело плохо. Стоит обратить внимание на то, сколько часов в день школьник посвящает урокам и достаточно ли гуляет на свежем воздухе.
  4. Четвертый показатель здоровья ребенка – его движения. Дурная привычка постоянно грызть ногти – не прихоть ребенка, а первый звоночек стрессового состояния. Скрипение зубами во сне, ночные кошмары, синяки под глазами, подергивание века, легкое заикание относим к той же категории. Для начала нужно снизить школьную нагрузку ребенка, поменьше ругать его и давать высыпаться. Не помогает – ведите своего школьника к психологу – такие визиты напрасными не бывают.
  5. Пятый важный показатель пошатнувшегося здоровья сына или дочки – его поведение на уроках. Если ребенок плохо слушает учителя, задирает одноклассников, невпопад отвечает на вопросы или, наоборот – не проявляет никакого интереса к занятиям, вял и безынициативен – бейте тревогу. Это может быть банальное переутомление, а вовсе не желание насолить самому себе, испортив показатели табеля.
  6. И, наконец, обратите внимание на артериальное давление ребенка. Это – важный симптом того, в порядке ли организм. Нормальным давлением для взрослого человека считается 120х80. Для ребенка эти показатели завышены. Верхнее давление ребенка в норме – 100-80. Если верхний показатель артериального давления школьника до 14 лет больше «всего» на 5 единиц и составляет 115 мм рт. ст., это может быть серьезным сигналом школьной перегрузки.
Читайте так же:
Натальсид при беременности : показания и способы применения

Как же защитить школьника от учебной перегрузки? Решение этого вопроса напрямую зависит от чуткости и внимательности родителей. Своевременная реакция на изменения в здоровье малыша может спасти его от многих опасностей в будущем.

Как спасти школьника от перегрузок. Советы врачей

Школа, спортивные секции, кружки по интересам, репетиторы — жизнь современных школьников иногда напоминает забег на длинную и очень интенсивную дистанцию. Как уберечь ребенка от перегрузок, особенно эмоциональных, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали врачи-гигиенисты.

Самый, пожалуй, главный совет — соблюдать режим дня, который, как отмечают специалисты санитарно-эпидемиологической службы Минска, многие школьники игнорируют. Тут возникают вопросы к родителям, не воспитавшим у своего чада привычку правильно распоряжаться временем, распределять нагрузки и, что немаловажно, прокачать навык самоорганизации.

Долго разбираться, кто виноват больше, а кто меньше, смысла нет. Будем исправлять.

Совет первый. Не забывать об отдыхе

Школьнику любого возраста после уроков важно отдыхать не меньше двух часов. И речь не о залипании в мобильный или ноутбук. Прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе — «разгрузка» должна быть активной.

Когда ребенок поступает в школу, его общая двигательная активность падает почти на 50 %, — объясняют специалисты. Особенно в холодное время года — поздней осенью и зимой, когда ученики проводят мало времени на свежем воздухе. Тогда как необходимый минимум — 3 часа ежедневно. Солнечный свет и свежий воздух необходимы ребенку так же, как и растению.

Вы знали, что так называемая норма подвижности для пятиклашки — 7 км? Побегать, попрыгать — в общем, провести эти 7 км активно.

Совет второй. Домашнее задание по часам. А компьютер — по минутам

— На выполнение домашних занятий учащийся начальной школы должен тратить не более 1,5 часа, 5–6-х классов — 2 часа, старшеклассники — от 2,5 до 3 часов, — рассказывают специалисты. — Если ваш ребенок не укладывается в отведенное время, то нужно разобраться, почему. Возможно, причина не в том, что математика так уж неприступна, а в том, что гипотетических ворон считать более увлекательно.

Что касается компьютеров, то детям младшего школьного возраста можно разрешить работать за монитором до 30 минут в день, а с 5–6-х классов — до 1 часа.

Важным условием для работы является хорошее освещение, — уточняют врачи-гигиенисты. Экран монитора должен находиться от глаз ребенка на расстоянии 600–700 мм, а уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Стул — обязательно со спинкой.

Совет третий. Хороший сон

Гигиену полости рта нас приучают блюсти с раннего детства. А в отношении гигиены сна многие, к сожалению, не столь щепетильны. А зря. Ведь перегрузки возникают не только и не столько из-за загрузки в учебе и многочисленных кружков-секций (хоть перебора в этом деле тоже быть не должно), а потому, что школьники воруют у себя время сна залипанием в сериалах и фильмах, компьютерных играх и «бродилках» на мобильниках. Минимум 1-2 часа здорового сна вылетают. А детские неврозы развиваются, чаще всего, как раз из-за недосыпов.

Чем младше по возрасту ребенок, тем больше времени требуется его мозгу и всему организму для того, чтобы полностью восстановить работоспособность, — объясняют врачи-гигиенисты. — Особенно это актуально в зимнее время, когда потребность во сне увеличивается по сравнению с летним временем.

Так, продолжительность ночного сна для детей 6–10 лет должна быть не менее 10 часов, для подростков 11–17 лет — 8–9 часов. Соответственно возрасту устанавливается время отхода ко сну: в 21:00 — для школьников 6–10 лет; 21:30 — для школьников 11–14 лет; 22:00–22:30 — для подростков 15–17 лет.

Совет четвертый. Бодрый подъем

Утренняя зарядка и горячий завтрак — лучший способ придать организму ускорение после сладкого сна. А чтобы все успеть — тут мы снова возвращаемся к правильной организации времени, — не стоит долго разлеживаться и нежиться под одеялом под лозунгом «Ну маам, еще 5 минуточек». Это, кстати, чревато апатией и плохим настроением в течение дня. Чем быстрее встали с кровати, тем больше тонуса и энергии.

Совет шестой. Правильное питание

Питание школьника должно быть разнообразным и полноценным: богатым белками, витаминами и микроэлементами.

В рационе ребенка обязательно должны быть полноценные животные белки — мясо, яйца, рыба и морепродукты, молоко и молочные продукты, которые являются источником полноценного белка, — перечисляют врачи-гигиенисты. Обязательно — овощи, фрукты и ягоды в сыром, отварном, тушеном, запеченном виде. А вот в консервированных овощах процент полезных веществ невысок — клетчатка, витамины, микроэлементы и белки при температурной обработке частично разрушаются. Ребенку необходимо ежедневно употреблять до 500 г свежих овощей, не менее 150 г фруктов и стакан натуральных соков. Не нагружайте печень и поджелудочную железу мучными углеводистыми продуктами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию