Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как первый час жизни ребенка влияет на все его будущее?

Как первый час жизни малыша влияет на его будущее

Bild des Benutzers Мила Иванова

Не только период беременности и течение родов оказывают огромное влияние на будущее малыша и на формирование связи между ним и мамой, но и первые часы и дни после родов имеют огромное значение!

Сразу после родов начинаются очень важные и ответственные минуты – происходит знакомство мамы и малыша, они привыкают и адаптируются друг к другу. Этот процесс называется импринтингом (от англ.запечатлевать). Давайте сегодня поговорим об этом уникальном феномене и о его влиянии на будущее малыша.

Термин «импринтинг» обязан своим появлением этологу Конраду Лоренцу, который поведал миру об интереснейшем эксперименте – только что вылупившиеся гусята видели перед собой не мать-гусыню, а «маму» Лоренца. Птенцы воспринимали ученого как родную мать и следовали за ним по пятам.

Нам же этот эксперимент интересен тем, что в отношении новорожденного ребенка, «запечатление» срабатывает так же, как и в эксперименте Конрада Лоренца, т.е. в первые минуты своего появления на свет маленький человек получает определенную информацию не только о том, что есть мама, но и о мире в целом. Интересен и тот факт, что зачастую результат импринтинга настолько силен, что в дальнейшей жизни поддается коррекции непросто.

Проще говоря, импринтинг – это процесс быстрого развития привязанности детей к своим матерям.

Импринтинг начинается сразу после рождения крохи и длится до нескольких месяцев. В первые часы жизни ребенок стремится познакомиться с мамой, а в дальнейшем изучает и запоминает остальных родственников, а также все предметы и явления, которые его окружают.

Импринтинг – это неотъемлемая часть родового процесса. Он жизненно необходим для мамы и малыша, именно благодаря импринтингу формируется взаимная привязанность мамы и крохи, а также первые впечатления ребенка об этом мире, который ему еще предстоит изучить.

Неспроста зрение новорожденного настроено таким образом, что он ясно видит предметы на расстоянии 20-25 см и выделяет лица — именно на таком расстоянии находится малыш при сосании груди!

Первый час жизни ребенка сильно недооценивается и медиками, и родителями. Родителей просто не учат, что от первого часа после рождения малыша зависят и его отношения с матерью, и его ощущение безопасности на протяжении всей жизни. Каким должен быть первый час жизни ребенка, чтобы он вырос уверенным в себе и успешным человеком? Сейчас мы об этом узнаем!

Импринтинг можно условно разделить на два этапа: первичный и вторичный.

Первичный импринтинг длится первые несколько часов после рождения крохи. Его можно разделить на такие фазы:

— релаксация (15-30 мин. после родов) – малыш восстанавливает силы после прохождения по родовым путям, он кричит, чихает, сопит, освобождается носик от слизи, впервые касается маминой кожи, отдыхает, привыкает к новому способу дыхания;

— пробуждение (30-40 минут после появления на свет) – после релаксации малыш начинает двигаться в поиске груди;
фаза активности (40 минут – час после родов) – малыш находит грудь и впервые прикладывается;

— отдых (через 1-2 часа после рождения) – после еды ребенок засыпает, как правило, мама засыпает вместе с малышом.

Вторичный импринтинг наступает в течение первых суток после рождения крохи и может длить до нескольких месяцев.

Очень важно понять, что если не было хотя бы одной из стадий импринтинга, то последующая стадия не наступит!

В первые сутки после родов малыша нельзя забирать от мамы, как это всегда было принято в роддомах нашей страны, особенно в советское время. Проснувшись после первого целительного сна, мама и малыш должны закрепить эффект от первого контакта и получить второй контакт. Это на всю жизнь укрепляет отношения между ними и формирует взаимную привязанность. Эта привязанность и отношения разрываются, если мама и малыш просыпаются отдельно друг от друга. А нужно, чтобы по пробуждении ребенок снова получил грудь матери и зрительный контакт с ней.

Мама учит ребенка правильно брать в рот сосок и добывать из него молоко. Этот навык формируется на протяжении всех первых суток после родов. Зная и ощущая, что молоко у младенца есть всегда, он на всю жизнь получает ощущение надежности и защищенности, сытости и благополучия. Если же ребенок, проснувшись, не обнаруживает рядом ни мамы, ни источника кормления, он сильно беспокоится, чувствует себя брошенным и не защищенным – и это ощущение снова-таки остается с ним на всю жизнь.

Для мамы – особенно первородящей – этот момент тоже очень важен – он формирует отношение ее к ребенку, тоже на всю жизнь.

Многие женщины после первых родов (да и последующих) не всегда ощущают эту связь. Все из-за неправильно проведенного контакта. Именно поэтому первый час и первые сутки жизни ребенка влияют на все его будущее и его отношения с мамой. Молодым мамам стоит это знать и рожать в тех роддомах, где ценят здоровье и психологическое состояние их и их детей.

Читайте так же:
Синдром омен: причины, симптомы, диагностика, лечение

Импринтинг – это очень важный процесс, позволяющий малышу постепенно познавать этот мир, начиная со знакомства с мамой. Помогите пройти малышу этот период, будьте терпеливы и заботливы. Помните, что именно первые впечатления ребенка о мире, которые сложатся в период импринтинга, и будут основой мировоззрения малыша, его характера и модели поведения!

Счастливого Вам материнства!

Автор Мария Тимошенко — перинатальный психолог, доула, консультант по грудному вскармливанию

Как первый час жизни ребенка влияет на все его будущее?

Институт раннего вмешательства: Именно первые 1000 дней влияют на всю жизнь ребёнка

Директор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» Лариса Самарина рассказала изданию «Милосердие» о том, почему помощь больным детям нужно оказывать как можно раньше.

В России система наблюдения за здоровьем и развитием младенцев подразумевает консультации только со специалистами медицинских специальностей. При отклонении от графиков развития ребенка раннего возраста могут направить к неврологу, ортопеду. Или же просто предложат «подождать». Консультацию психолога, логопеда, дефектолога предложат, в лучшем случае, в 2-3 года. Считается, что до этого возраста, они помочь ребенку ничем не могут.

Однако исследования строения и развития человеческого мозга, проводимые за последние пятьдесят лет, подтвердили, что мозг маленького ребенка обладает необыкновенной пластичностью — способностью к изменениям. Неслучайно еще в прошлом году ЮНИСЕФ создала информационную кампанию #EarlyMomentsMatter, призванную показать, что именно первые 1000 дней жизни ребенка оказывают влияние на всю его дальнейшую жизнь.

В ЮНИСЕФ подчеркивают, что в первые годы жизни нейроны в головном мозге ребенка образуют новые связи с огромной скоростью — 700-1000 новых соединений в секунду. Такой скорости они никогда больше в течение жизни не достигают.

«А ведь за поведение, общение, движение, познание отвечают не сами нейроны мозга, а именно их взаимосвязи. И выстраиваются, образуются они в процессе игры, в процессе взаимодействия с родителями. Получается, если возможности ребенка с рождения ограничены (например, у него внутриутробно или в процессе родов были повреждены функции мозга), обычные способы взаимодействия с миром для него недоступны, а значит нейроны мозга не задействуются, новые взаимосвязи не образуются. Со временем «незадействованные» нейроны атрофируются, невостребованные связи между ними утрачиваются. Время наибольшего потенциала для развития ребенка упущено. Именно поэтому мы говорим о необходимости раннего вмешательства — вмешательства именно в тот период, когда возможности велики», – подчеркнула Лариса Самарина.

С теорией нейропластичности мозга связано и такое понятие как «окно возможностей». Это тот период, когда маленький человек овладевает тем или иным навыком легко и быстро, например, существуют окна возможностей для развития слуха, зрения, речи. Через определенное время эти «окна» закрываются, но они никогда не закрываются наглухо. То есть, упустив наиболее благоприятное время, мы потратим на освоение того же навыка гораздо больше времени и сил.

Допустим, у ребенка с рождения нарушен слух. Это значит, что в тот период, когда его ровесники учатся различать фонемы родного языка, — от рождения до года — у него не будет такой возможности. Так вот дать ребенку возможность услышать мир как можно раньше — значит воспользоваться «окном возможностей». Современные технологии таковы, что выявить нарушение слуха можно уже через несколько дней после рождения, к 3 месяцам – точно определить причину нарушения слуха, и сразу же надеть ребенку на ушки слуховые аппараты. Так мы попадаем в «окно возможностей» для развития слуха, коммуникации и речи у ребенка. И если обычный ребенок до года учится различать фонемы родного языка естественным образом, не прикладывая усилий, то ребенку, который раньше не слышал, и получил аппараты после 1 года, придется приложить для этого немало усилий.

Со зрением ситуация аналогичная ситуации со слухом. Нужно как можно раньше выявить нарушение зрения и подобрать очки, научить ребенка носить их и пользоваться зрением. Если ребенок плохо видит, он не видит и не замечает предметы окружающего мира, снижается его активность, может начаться отставание в когнитивном развитии. К сожалению, первый осмотр офтальмолога происходит в возрасте одного года, причем врач еще не измеряет остроту зрения и другие параметры того, как ребенок пользуется зрением. Часто родители впервые узнают, что у ребенка есть снижение зрительных функций, когда ребенку исполняется два-три года. Если нарушение несильное – все некритично, выписывают очки и корректируют зрение. А вот если ребенок имеет очень сильные нарушения зрения, тогда нарушаются, например, такие способности, как восприятие расстояния, глубины пространства, величины предметов, ребенок плохо видит мелкие предметы, не манипулирует ими и так далее.

Если у ребенка к тому же ДЦП, он лишается сразу двух способов познавать окружающий мир: зрения и действия с предметами. Специалисты ранней помощи уже на первичном приеме проводят скрининг зрения и помогают родителям своевременно понять потребности ребенка.

Читайте так же:
Сухость кожи рук : причины и лечение

Ранняя помощь — это развитие способностей познавать окружающий мир, способностей функционировать в этом мире.

Специалисты в службе ранней помощи не ставят перед ребенком академические задачи (в отличие от специалистов в сфере образования), они помогают ему быть наблюдательным, проявлять интерес к окружающему миру, пользоваться органами чувств. Важнейшие умения для ребенка — те, которые мотивируют его общаться, пользоваться речью (хотя самой речи пока может и не быть).

Скажем, у ребенка с расщелиной верхней губы и неба возникают трудности произношения множества звуков. Это ведет к нарушению коммуникации. Вот сохранить способность к коммуникации, развить коммуникацию при помощи доступного средства и есть задача специалиста в ранней помощи. Позже, после медицинского вмешательства, когда ребенок получит большую способность к произношению звуков, он будет работать с логопедом над постановкой звуков, и им будет легко, потому что у ребенка сохранена способность общаться с другими людьми и даже разговаривать при помощи альтернативных средств коммуникации.

Что такое альтернативные средства коммуникации?

Если ребенок не может овладеть речью, как средством общения с другими людьми, то специалисты должны подобрать для него такое средство общения, при помощи которого ребенок все же сможет «говорить». Ведь коммуникация – это основная потребность человека, это его право. Например, если ребенок может двигать руками и хорошо запоминает, ему будет доступен жестовый язык, или система коммуникации при помощи картинок. То или иное изображение на картинке – есть сообщение ребенка. Если ребенок по своим возможностям не может пользоваться жестами или картинками, существуют технические средства коммуникации – кнопки, на которые записываются сообщения, коммуникаторы и планшеты с коммуникативными программами.

Даже если ребенок серьезно ограничен в движениях, существуют способы коммуникации, которые используют взгляд ребенка. Останавливая взгляд на той или иной карточке, пиктограмме, ребенок может вести диалог со взрослым. При этом для ребенка важно не просто освоить эти карточки, но и активно использовать их в повседневной жизни.

Если мы даем ребенку возможность говорить (любым доступным ему способом), он тут же продвигается ментально, интеллектуально, повышается его уверенность в себе. Ребенок с синдромом Дауна с 6 месяцев может осваивать жесты для коммуникации, например, жест «дай», «не хочу», «кушать», «спать», «пить». Ребенок с детским церебральным параличом в возрасте 8 месяцев может пользоваться простыми жестами, взглядом. И даже ребенок с самой тяжелой формой ДЦП может вступать в коммуникацию поворотом головы, движением тела.

Задача родителей — дать детям (независимо от тяжести нарушений) возможность говорить и научиться их сигналы распознавать. А задача специалиста по ранней помощи — помочь ребенку и родителям в этом.

Карточки используются не только для коммуникации, не только помогают детям выразить свои желания — они помогают им установить распорядок, понимать последовательность событий, регулировать свое поведение. Скажем, ребенок хочет съесть конфету, а сначала нужно съесть борщ. Родитель может показать карточками порядок действий, последовательность событий. Это помогает ребенку понять ситуацию, согласиться с ней, вносит упорядоченность в его жизнь.

Еще карточки помогают ребенку ориентироваться в пространстве. С помощью карточек можно обозначить, где расположены разные предметы, так на кухонном шкафу висят карточки с изображением тарелок и чашек, а на платяном — с изображением одежды. Карточки помогают ребенку выполнять сложные жизненные задачи, такие как умываться, одеваться, убирать игрушки. Решение такой задачи – это последовательное выполнение ряда простых действий и карточки, расположенные в правильной последовательности, помогают ребенку ее соблюдать.

Как помочь ребенку самому справиться с задачей? Показать последовательно на карточки «открыть воду», «намочить щетку», «намазать пастой», «почистить зубы» и так далее. И тогда он сможет повторить его самостоятельно.

Для специалиста в ранней помощи очень важно позволять ребенку быть активным.

Безусловно, большинство детей по природе своей активны. Но у детей с нарушениями инициатива и активность снижена. Их нужно чуть-чуть подбадривать, их зарождающуюся инициативу бережно поддерживать. Если родители не понимают этого, делают все за ребенка, активность малыша снижается, он «впитывает» позицию «не могущего» и дальше его все кормят, одевают, купают еще много лет.

С чего начинается совместная работа родителя и специалиста службы ранней помощи?

Они вместе исследуют повседневную жизнь ребенка и его мамы, папы. У нас есть такое понятие — «рутина». «Рутина» — это часть ежедневного ритуала. Как малыш просыпается, как ест, как одевается, как играет, как засыпает — все это отдельные «рутины». Если какой-то из этих процессов доставляет трудности ему или его родителям, это можно обсудит со специалистами на сессии.

Для этого они встречаются дома или в службе. Если встреча происходит не дома, в ход идут такие способы исследования как интервью или видео. Специалисты подробно разбирают конкретный процесс. Скажем, рутина «еда».

— поза малыша (может ли он сохранять положение сидя продолжительное время, удобно ли ему или он сползает),

Читайте так же:
Хелпекс бриз : инструкция по применению

— использует ли он руки,

— подает ли сигнал, когда он голоден,

— может ли манипулировать ложкой (захватить ее, зачерпнуть, удержать, донести до рта и пр.),

— может ли он губами снимать еду с ложки, жевать, глотать пищу,

— какой ложкой (тарелкой) пользуется.

Список этих вопросов можно продолжать. Ведь еда — это не просто процесс получения пищи. Это время общения, это формирование навыка получения и передачи информации. Вот малыш сидит за столом, он видит, распознает пищу, угадывает ее запах или внешний вид, ощущает голод и может каким-либо образом просигнализировать маме об этом. А мама внимательно смотрит на него, улыбается, протягивает ему ложку, спрашивает: «Вкусно?», «Еще?». И малыш понимает ее сообщения и учится давать ответ — кивком, улыбкой, словом. Вот какой тонкий процесс коммуникации со множеством составляющих частей осуществляется во время еды.

Для ребенка коммуникация во время еды — это и право попросить, и право отказаться от еды (то есть быть понятым). А для мамы — умение понять сигналы ребенка и ответить на них. То есть, еда — время общения, взаимодействия, овладения навыков коммуникации для обоих. И если этот процесс не ладился сам по себе, команда специалистов старается понять, какая именно из его составляющих частей дает сбой.

Обычно в команде есть специалист по развитию движения, специалист по коммуникации, специалист в области познания, психолог. Не хватает навыков у ребенка? Или мама не понимает его сигналов? Нужно проанализировать область мобильности, коммуникации, решения простых задач, поведения. Если ребенок не может самостоятельно поддерживать позу сидя, значит ближайшая цель, над которой станет работать физический терапевт с мамой, — подстроить (выбрать) стул, соответствующий потребностям ребенка, а может — усилить силу мышц туловища.

Причем поначалу, когда специалист помогает ребенку развивать новые навыки, его задача – показать маме, как он это делает, далее — помочь маме научиться самой учить ребенка, при этом специалист дает маме как можно больше поддержки, и постепенно снижает ее, чтобы в итоге мама сама справлялась с рутиной и задачей учить ребенка. Например, показали маме правильную позу ребенка, правильную позицию стула — дали возможность маме самостоятельно повторить и проверить, попробовать все сделать самостоятельно. Ведь она поедет домой и снова останется со своими проблемами наедине. Значит здесь, на приеме со специалистом, она должна сама почувствовать себя специалистом.

В семье родился малыш с нарушениями

Если в семье рождается малыш с нарушениями, это неизменно ведет к изменениям внутри семьи. Стрессу подвергается эмоциональное состояние мамы и папы, отношения между ними, отношение каждого из них к ребенку. Если же специалистам удается вмешаться в эту ситуацию быстро, на ранних стадиях, негативные последствия этого стресса для развития ребенка и для семьи в целом можно уменьшить или предотвратить.

Не секрет, что из семей, где родился ребенок с нарушениями, часто уходят отцы. Так вот во многих случаях этот разрыв можно было бы предотвратить, если бы мужчину включили в процесс ухода за малышом, поддержали бы его в его переживаниях, научили бы его поддерживать жену.

Такая помощь должна прийти в семью как можно раньше, пока родительские раны не превратились в незаживаемые, а конфликты — в неразрешимые. И это тоже одна из причин, почему мы настаиваем на том, что необходима служба ранней помощи.

Рассказывает Юлия Васильчикова, мама Ивана Бакаидова:

«Про Институт раннего вмешательства (ИРАВ) я узнала 19 лет назад. Моему сыну Ване тогда было около года. И ему уже поставили пугающий диагноз — ДЦП. В то время выбор у меня был небольшой: или постоянно «прописаться» в больнице или попробовать жить так, как советовали в ИРАВ. Именно жить! Самое главное, чему нас там научили — жить, не дожидаясь, когда ребенок выздоровеет и станет «как все». Полноценно жить с тем, что имеется на данный момент. Радоваться, общаться, любить… не откладывая на потом, на «когда пойдет» или «когда заговорит».

ИРАВ 19 лет назад — это Лена Кожевникова, Катя Клочкова и Вика Рыскина. Адекватные, любезные и внимательные специалисты, игры и увлекательные занятия, отсутствие лишнего медикаментозного лечения и уважение к ребенку и родителям. И понимание того, что ДЦП не лечится, а компенсируется. Это позволило нам не концентрироваться только на двигательных функциях, а развивать Ивана разнообразно».

Сегодня Иван Бакаидов — общественный деятель, защитник прав людей без подписи, программист, создатель трех программ синтезации речи, которые помогают людям с нарушениями речи и их родственникам развернуто общаться и понимать друг друга — «LINKa: напиши», «LINKa: покажи», «LINKa: нажми».

Как сообщалось ранее, врачи Морозовской детской больницы в Москве провели уникальную операцию годовалому ребёнку и устранили у него редкую патологию развития черепа. Подробнее читайте: Московские врачи устранили годовалому ребёнку редкую патологию развития черепа.

Читайте так же:
Признаки инсульта у женщин — предвестники, первые симптомы инсульта

7 проблем со здоровьем, которые мы получаем еще до рождения

Психологи давно доказали, что все наши проблемы родом из детства. Но однажды ученые взялись исследовать влияние пренатального, или дородового, периода на дальнейшую жизнь человека. И обнаружили факты, которые не только впечатляют, но и дают объяснение тому, что и почему происходит с нами во взрослой жизни.

Мы в AdMe.ru очень заинтересовались этим вопросом. Нам удалось выяснить, что желание изучить память человека до его появления на свет появилось у психологов уже очень давно. И их жажда познания привела к интересным выводам. Однако давайте по порядку. И помните, что в конце статьи вас ждет приятный бонус.

100 лет назад того, кто начал изучать жизнь человека до рождения, предали анафеме. Но времена изменились

Все началось в 1924 году. Отто Ранк (Otto Rank), ученик и коллега Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud), заявил, что если устранить последствия родовой травмы, то пациента можно вылечить от невроза. За столь новаторские мысли коллеги изгнали его из Венского психоаналитического сообщества.

Однако в 1980-х, когда общество так продвинулось, что психологи стали использовать психоделики для исследования памяти плода, в один и тот же период 3 психиатра (Stanislav Grof, Athanassios Kafkalides и Frank Lake) опубликовали свои исследования. Кое-какие пункты из них обсуждаются, исследуются и используются по сей день:

  • Неродившийся ребенок может получить до рождения позитивную информацию, которая будет способствовать расцвету задатков, заложенных в генах. Но может быть и наоборот: негативная информация затормозит их проявление.
  • Можно проработать травмы, о которых мы даже не догадываемся. И это ключ для решения многих психических проблем.

Тяжелое эмоциональное состояние матери во время беременности порождает трудности в дальнейшей жизни ребенка

То, что откладывается у ребенка в голове во время нахождения в утробе матери, называют пренатальной, или фетальной, памятью. Больше всего на будущее плода воздействует эмоциональный аспект: психологическое состояние будущей матери влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Если мать испытывает стресс, уровень кортизола, гормона стресса, повышается в околоплодных водах и оказывает воздействие на развитие ребенка в будущем.

Психологи связывают многие наши нынешние состояния с тем, что происходит с матерью и ребенком еще до его рождения:

  • Неврологические расстройства. Депрессия во время беременности не такой уж редкий гость. Замечено, что дети, родившиеся у матерей с депрессией, имели низкую оценку по шкале Апгар и им часто были необходимы реанимационные действия после рождения. Чем более выраженной была депрессия у матери, тем менее спокойным был ребенок. Считается, что такое состояние матери может привести к неврологическим проблемам и психическим расстройствам у детей в будущем.
  • Ожирение и диабет: исследования показали, что младенцы, матери которых голодали, впоследствии были более подвержены этим заболеваниям гораздо сильнее, чем те, у которых дородовой период прошел в благоприятных условиях.
  • Когнитивные расстройства. Тревожность не менее частое явление у женщин в положении. Ученые обнаружили, что у детей, матери которых страдали от тревожных расстройств, память хуже, чем у сверстников, им труднее концентрироваться и запоминать информацию. Кроме того, часто наблюдалось нарушение привязанности между матерью и ребенком, особенно у мальчиков.
  • Сексуальные проблемы. Существует мнение, что если во время беременности мать хотела ребенка другого пола, то в подростковом возрасте он может бессознательно переживать сложности со своей половой самоидентификацией. С началом же половой жизни возможно появление различных проблем (импотенция, фригидность, гомосексуальность).
  • Заниженная самооценка. Нежеланные дети также могут испытывать трудности во взрослой жизни. Они могут быть пессимистичны, обидчивы, с заниженной самооценкой. Такие люди часто жаждут общественного признания, им трудно чувствовать привязанность, нередко их мучают неврозы.
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Сильный стресс также оказывает большое влияние на плод, при этом результат зависит от конкретного срока беременности. Например, если стресс был перенесен в 1-м триместре, когда закладывается нервная система плода, то повышается риск шизофрении. Если же стрессовое событие произошло во 2-м или 3-м триместре, то более вероятна склонность к СДВГ.
  • Аутизм. Дэвид Беверсдорф (David Beversdorf) долго изучал генетические причины аутизма. Однако позже он исследовал социально-психологические факторы этого явления и неожиданно обнаружил, что во многих случаях матери испытывали сильнейшие стрессы (смерть близких, потеря работы и т. п.). Больше всего влиянию таких стрессов были подвержены еще не рожденные дети (21–32-я недели беременности и особенно период 25–28-й недель).

Некоторые последствия такого рода, как это ни странно, были весьма кстати для наших предков. Например, в мире, полном опасностей, тревожный ребенок был более бдительным, а малыш с быстро переключающимся вниманием (СДВГ) обладал более быстрой моторикой. Но в современном мире некоторые из этих изменений могут создавать проблемы для ребенка и его семьи.

Разумеется, мы не можем поставить жизнь на паузу, чтобы спокойно и безмятежно прожить 9 месяцев до рождения ребенка. В мире происходит множество событий, которые так или иначе затрагивают нас, в нашей жизни участвуют люди, которые приносят нам печали и радости. Невозможно защититься от всего.

Читайте так же:
Таблетки от рвоты : названия и способы применения

Однако в наших силах внимательнее относиться к своему психологическому и физическому состоянию. Мы можем заботиться о себе и оказывать своевременную помощь. Потому что так мы помогаем сохранять здоровье и радость от жизни не только себе, но и будущему поколению.

Бонус: есть и хорошие новости

Пренатальная память является своего рода залогом привязанности ребенка к родившей его женщине.

Как первый час жизни ребенка влияет на все его будущее?

Большинство людей не осознают, что во время родов фактически происходит два события. Во-первых, это удивительное событие самого рождения, появление на свет нового человека. Мы как родители помним каждое мгновение, когда родилась наша дочь. И как показывает наш опыт бесед с другими родителями, они так же хранят в памяти все детали рождения своих детей. Наши родители рассказывали нам, что тоже прекрасно помнят, как родились мы и наши братья и сестры (Тони – одна из пятерых детей в семье, Алекс – один из четырех). Кажется, воспоминания о моменте появления детей на свет хранятся в памяти почти всех (если не абсолютно всех) родителей до конца жизни.

Так что же еще происходит во время рождения? Что это за второе событие?

Это нечто, о чем мы не знали, когда родилась наша дочь, и теперь, зная, насколько это важно, мы сожалеем, что это знание не повлияло на выбор, который мы сделали в то время. Это второе событие микроскопическое, невидимое невооруженным глазом, и, тем не менее, оно способно сыграть решающую роль в здоровье человека в течение всей последующей жизни. И действительно, это событие могло стать одним из главных факторов здоровья нашей дочери на следующие восемьдесят (или больше) лет или увеличить риск развития у нее серьезных проблем в будущем. Но когда родилась наша дочь, мы совершенно не обратили на него внимания. Второе критически важное событие, происходящее в момент рождения, – закладывание фундамента кишечного микробиома человека. Другие факторы, такие как генетика, состояние здоровья, питание матери, тип вскармливания также играют роль в формировании микробиома кишечника, однако данные современных исследований говорят о том, что способ появления на свет критичен. То, каким путем человек рождается, оказывает решающее влияние на состав и разнообразие микроорганизмов в кишечнике. Особенно важно, что это определяет развитие иммунной системы и обмена веществ – с раннего детства и на протяжении всей жизни. Другими словами, то, что происходит в самые первые минуты жизни, имеет очень долгосрочные последствия.

Прежде чем мы начнем подробно изучать главное событие в «посеве» кишечника, мы хотели бы обратить внимание на один важный момент. Мы, будучи взрослыми, хотели бы обладать как можно более разнообразным по количеству видов микробиомом, чтобы он защищал нас от болезней. В то же время в начале жизни для адекватного развития иммунной системы и обмена веществ для ребенка необходимо меньшее количество видов бактерий. Природа позаботилась о том, чтобы первыми кишечник заселяли вполне определенные обитатели.

Не забегая вперед слишком далеко, давайте сначала сделаем шаг назад и рассмотрим, как микробиом матери готовится к рождению ребенка.

Какие микроскопические процессы происходят в организме беременной женщины?

Плод развивается в почти стерильной среде. Она не полностью стерильна, недавние исследования доказали, что еще до рождения ребенок подвергается воздействию бактерий. Ученые обнаружили, что небольшие бактериальные колонии могут находиться в матке, плаценте, амниотической жидкости и, возможно, даже в развивающемся кишечнике плода [33]. К моменту написания книги собраны данные, что у трети беременных женщин в плаценте присутствуют микробы [34, 35].

Есть предположение, что присутствие бактерий в плаценте может быть связано с перенесенной на более ранних сроках беременности инфекцией, например, инфекцией мочевыводящих путей в первом триместре. Также существует взаимосвязь между обсеменением плаценты и преждевременными родами [36].

Интересно, что штаммы бактерий, находящихся в плаценте, соответствуют штаммом из ротовой полости беременной женщины. Каким же образом бактерии из области рта оказались в плаценте [35]?

В статье «Дети в утробе вовсе не стерильны», вышедшей в 2015 году в журнале Time, выдвинуто предположение, что бактерии из ротовой полости беременной женщины попадают в кровоток и с током крови оказываются в плаценте. По другой версии, микробы попадают в матку из влагалища. Для точного ответа на этот вопрос необходимы дополнительные исследования. Если существует связь между нестерильной плацентой и преждевременными родами, понимание процесса попадания бактерий в плаценту потенциально может помочь предотвратить или сократить количество преждевременных родов в будущем [33].

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию