Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История обуви: с чего все началось и как изменилась мода?

История обуви: от древности до наших дней

история обуви

Трудно представить, на что была похожа жизнь человека, когда обувь еще не была открыта. Все началось из-за реальной и практической необходимости защитить ноги от внешних воздействий. Эта, казалось бы, простая человеческая потребность превратилась в быстро растущую отрасль, в которой дизайн был так же важен, как и функциональность. Хотя основные качества обуви остались неизменными, оглядываясь на долгую и интересную историю развития обуви, вы можете видеть, что цвета, материалы и дизайны действительно изменились. Раньше обувь делали мастера. Но сегодня она является частью фабричной промышленности, зарабатывая огромные суммы денег каждый год.

Сейчас выбор и покупка обуви не составляют большого труда. Люди все чаще заказывают нужные модели через интернет магазин обуви не выходя с дома. А вот раньше, все было иначе.

Историю, изменения и тенденции в обувной моде можно разделить на основные эпохи мировой истории:

  • Предыстория (2,5 млн. до н.э. – 1250 г. до н.э.)
  • Античность (1250 г. до н.э. – 476 г.)
  • Средние века (476 – 1453)
  • Раннее Новое Время (1453 – 1918)
  • Современные времена (1918 – наши дни)

В разные эпохи были разные взгляды на мир, разные представления о культуре и искусстве, разные экономические и политические факторы, которые играли важную роль в материалах, формах и стиле, используемых в гардеробе людей. Открытие и захват новых земель, новых технологий и различных представлений о мире изменили стиль и моду обуви.

Первобытную обувь, популярную в доисторические времена, заменили сандалии, популярность которых во времена античности возросла из-за образования социальных классов. В средние века, для которых характерно смирение и феодализм, были сформированы первые структуры обуви, а пятка была открыта и широко использовалась. Во времена раннего Нового времени были эпохи Ренессанса и Барокко, в течение которых можно было увидеть намеки на современную обувь. В это время мужская и женская обувь были очень похожи. Модели обуви варьировались в зависимости от социальных классов.

Кроме того, в средние века, когда был феодализм, общество было разделено на классы, определяющие не только разные рабочие места и обязанности, но также разную одежду и обувь. Крестьяне и неблагородные горожане носили тяжелые и темные кожаные сапоги на каблуке. Между тем дворяне носили более модную обувь, которая часто имела деревянный каблук. Печати, орнаменты и другие декоративные элементы носили только дворяне. Они заказали эту обувь у сапожника. Каждая обувь была разной и украшалась в соответствии с настроением и пожеланиями клиента, поэтому каждая пара обуви была уникальной.

Новое время изменило понимание моды и заодно многолетние традиции изготовления обуви. Это произошло из-за новых технологических возможностей, которые сделали весь процесс изготовления обуви намного проще.

Когда появилась первая обувь?

1991 год является важной датой в истории обуви, потому что этом году, на границе Австрии и Италии археологи обнаружили естественно мумифицированного человека по имени Этци из каменного века, который умер примерно за 3300 лет до нашей эры. Этот альпийский путешественник был в туфлях из оленьей кожи с подошвой из медвежьей шкуры.

обувь первобытного человека

Так выглядела обувь первобытного человека.

Не существует определенной пары обуви, обозначающей начало истории обуви. Это связано с тем, что для разных климатических условий была очень разная обувь, а в разных регионах использовались разные материалы для обуви. В северных регионах обувь делали из толстой кожи и утепляли мехом и сеном. Между тем, в южных регионах в основном были сандалии из пальмовых листьев или папируса. Несмотря на климат, людям требовалась обувь для защиты ног от естественных внешних воздействий.

Многие изменения и усовершенствованные модели обуви появились в период миграции (IV-VI века) и во время крестовых походов (XI-XIII века), когда европейцы шли на восток. В это время Европа была наводнена египетскими сандалиями и остроконечными туфлями. Вскоре был изобретен каблук, и начала развиваться западная мода на обувь, которая в духовном и строгом средневековом мире была сильно связана с социальным классом человека. Самые уникальные и популярные тенденции процветали в Италии и Испании, странах, где были расположены самые крупные морские порты Европы, ремесленные мастерские и торговля развивалась быстрыми темпами, здесь же были созданы первые финансовые центры. Так что эти страны были настоящей колыбелью обуви и модной одежды.

Современные дизайнеры обуви часто оглядываются на историю в поисках новых идей, вдохновения и творчества. Методы производства обуви, швейные конструкции, стирка, выжигание и покраска кожи практически не изменились с конца XIX века.

История обуви в древности и античности (1250 г. до н.э. – 476 г. до н.э.)

Первые сандалии появились в древнем Египте. Они были сделаны из пальмовых листьев, папирусного волокна и натуральной кожи. Эти сандалии были растянуты и завязаны на конце стопы. Сначала их носили только священнослужители и фараон, но позже все древние египтяне стали носить сандалии, а разные цвета символизировали определенный социальный класс.

Стоит также упомянуть Китай. Тенденции Китая трудно понять многим западным странам. На протяжении многих десятилетий каноном красоты в Китае были золотые лотосные стопы, популярность которых в основном росла в X-XI веках. Золотые лотосные стопы – это ломка и сгибание пальцев на ногах, чтобы ноги правильно помещались в специальную обувь. Маленькие ноги считались настоящей красотой в восточном мире.

обувь в древнем китае

Классическая античность восходит к греческому и римскому периодам культуры, когда начался расцвет ранней стадии производства обуви. Фрагменты развития и эволюции остались в картинах и рисунках. Первой и одной из самых популярных греческих и римских моделей обуви были сандалии. В отличие от египтян, эти сандалии были длинными, поднимались до половины колен и имели много шнурков. В обеих странах обувь не делилась на мужскую и женскую. Все носили их одинаково, но были некоторые правила. В древней Греции сандалии могли носить только свободные граждане, которых легко отличить от рабов. В древнем Риме одежда и обувь были символом власти и цивилизации, поэтому обувь носили в соответствии с положением человека в обществе и его социальным классом. Вот пример: римские солдаты носили сандалии. Чем больше шнурков на сандалиях и чем тоньше подошва, тем выше звание солдата.

Сандалии были доминирующей обувью в Европе некоторое время. Они были сделаны в соответствии с клерикальным, военным, элитным и крестьянским стилями.

сандали античности

В кельтских землях носили удобные туфли, часто сделанные из дерева. Они быстро стали обувью для крестьян и бедняков.

Обувь в средние века (476 – 1453)

Несмотря на то, что средневековье считалось темным, именно в это время появилось много новых модных тенденций и обуви. Интересно, что когда был изобретен каблук, то поначалу его носили только мужчины. Кроме того, в средневековье появились остроконечные туфли.

В начале средневековья эспадрильи пришли в Центральную Европу из Пиренеев и стали очень популярными. Эти туфли были сделаны из джутового холста, были легкими и удобными, но их нужно было носить в более теплом климате, поэтому они не прижились в Северной Европе из-за климата.

В Северной и Центральной Европе носили кожаные сапоги, вывернутые наизнанку и зашитые подошвой. Это была почти бесшовная структура, так как швы оставались внутри обуви, что защищало и укрепляло ее, но эту конструкцию можно было использовать только с мягкой и гибкой кожей. Преимущество этой обуви заключалось в том, что ее можно было носить в разное время года, добавляя немного сена или меха внутрь обуви в холодный период.

В готический период процветала необычная обувь с длинными заостренными кончиками, называемая пулинами. Иногда кончики этих туфель были длиной до полуметра. Некоторые из этих туфель были настолько длинными, что их нужно было привязывать к ногам специальными шнурками, чтобы можно было правильно ходить. Этот тип обуви был сделан из разных материалов, таких как бархат, и был украшен причудливыми элементами.

обувь средних веков

Раннее Новое время (1453–1918)

Мужская и женская мода в этот период была разной, и до конца XVIII века она в основном диктовалась мужчинами. Мужчины первыми стали носить туфли на каблуке. Вплоть до конца XVIII века мужские ноги считались эталоном красоты. Хотя женщины также носили модные туфли, они были спрятаны под длинными юбками. Таким образом, мужчины были теми, кто диктовал моду, особенно моду обуви.

Раньше мода менялась гораздо медленнее, и новомодные тенденции, и производство начиналось в странах с хорошей экономической ситуацией и с быстро развивающимся искусством и эстетикой. Например, Испания и Италия сыграли большую роль в дизайне костюмов в XVI веке. Обувь, которая была сделана в этих странах, позже широко распространилась по всей Европе. У них были самые модные украшения и узоры, и они были сделаны с использованием самых новых и самых модных материалов того времени.

В эпоху Возрождения короли в Европе часто носили туфли на очень высоком каблуке, чтобы продемонстрировать свое превосходство. Кроме того, они могли спокойно ходить прямо по лужам, так как их каблуки достигали 30 см. Эти туфли были прототипами современной туфли на платформе. Король Франции Людовик XIV, также известный как Король Солнца, сыграл важную роль в распространении популярности высоких каблуков. Даже сейчас историки моды называют мужские каблуки французскими туфлями.

обувь ренесанса

В эпоху Возрождения заостренные туфли были заменены обувью с утками, с широкими квадратными носами. Тем временем и женщины стали носить туфли на каблуке (и продолжают их носить по наше время).

Барокко – один из самых противоречивых культурных периодов, характеризующийся сложностью, претенциозностью, драматизмом и склонностью к величию. Поэтому неудивительно, что в этот культурный период обувь делалась из дорогих материалов, таких как бархат, атлас, шелк, украшалась искусственными цветами, лентами и драгоценными камнями. Знатные мужчины носили туфли с красными каблуками, чтобы показать свой высокий аристократический статус.

В XVII веке мужчины стали носить сапоги с причудливыми носками. Обувь стала более важной для женщин, поэтому обувь в стиле барокко, которая раньше была скромной, теперь имела различные вышивальные и декоративные элементы.

туфли ренесанса

Барокко было заменено рококо (позднее барокко). Основной акцент рококо – пряжка и каблук для женской обуви.

Только в начале XIX века мужская и женская обувь стали различаться по стилю, цвету, каблуку и форме спереди. В это время высота каблука мужской обуви составляла не более 2,5 см, зато женщины стали носить туфли на более высоких каблуках. Эпоха, когда мужчины носили более высокие каблуки, чем женщины, подошла к концу, теперь наоборот женщины стали носить туфли на высоких каблуках, в то время как мужчины постепенно полностью отказывались от каблуков.

Однако самый большой прорыв в производстве обуви произошел во время промышленной революции. Изобретатели и ремесленники в Великобритании и Северной Америке изобрели современную швейную машину и начали массовое производство обуви из ткани. Ян Эрнст Матцелигер разработал метод изготовления обуви, который позволял производить около 700 пар обуви каждый день. Обувь стала доступной для всех, и, наконец, с середины XIX века обувь для левой и правой ног стала различаться!

В XIX веке популярность кружевной обуви начала расти после того, как американцы стали укреплять концы шнурков в конце XVIII века. Ботинки на шнурках, которые были выше лодыжек, стали одними из самых популярных стандартных мужских туфель.

Современные времена (1918 – по наши дни)

Во второй половине ХХ века произошел огромный прорыв в обувной промышленности, ему способствовала американская поп-культура, которая была связана с желанием быть другим, уникальным и быть частью определенной субкультуры. Более дешевое сырье, новые структуры и иной образ жизни изменили имидж джентльменов и дам. Модную и качественную обувь сменила модная, постоянно меняющаяся яркая обувь. Голливудские актеры и певцы оказали большое влияние на формирование и популярность этой новой обуви. Группа «Битлз» популяризировала обувь «Челси», актриса Одри Хепберн популяризировала каблуки, а школьницы носили туфли «Мэри Джейн» в 50-х годах.

Модель Одри Хепберн и Вик Мати

Модель Одри Хепберн и Вик Мати.

Спортивная обувь оказала наибольшее влияние на дальнейшую модную обувь. Первым шагом к революции было изобретение спортивной обуви для баскетболистов компанией «Конверс» в 1917 году. Это были самые первые шаги к созданию модной спортивной обуви.

В конце XIX века, в 1892 году, «U.S. Rubber Company» создала современную, удобную, красивую модель спортивной обуви из ткани на резиновой подошве. Так родились «Кеды». Примерно через 25 лет, когда эта обувь была усовершенствована и запатентована, началось массовое производство. С середины 1940 года началась заметная революция в спортивной обуви и одежде.

История обуви интересная и интригующая. Изучая то, как менялась обувь, мы выявляем строгое разделение общества на классы в прошлом, смены моды в разные эпохи. В отличие от наших дней, мода прошлого менялась каждые 10 или даже 100 лет, а не каждый сезон. Были времена, когда женщины не могли носить туфли на каблуках, у рабов не было обуви, чтобы отличить их от других людей, и знатные люди соревновались друг с другом в том, насколько модной и сложной была их обувь. Также история появления обуви дает много данных для антропологов, ведь по тем туфлям и сандалиям, которые носили римские легионеры, христианские пилигримы средневековья или французские аристократы эпохи Возрождения, можно проследить как менялся сам человек.

История обуви

обувь, туфли, сандали

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее:

обувь, туфли, сандали

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век):

обувь, туфли, сандали

На широкую ногу

puleni

Моду на остроносую обувь — пулены (poulaines — нос корабля), в 14 веке ввели рыцари, подчеркивая тем самым свою непричастность к труду. Длина носов была строго регламентирована: принцам крови разрешалось носить обувь с носами в 2,5 ступни, родовитым дворянам — в 2 ступни, рыцарям — в 1,5 ступни, горожанам — в 1 ступню, простолюдинам — в 0,5 ступни.

Пустой носок забивали паклей. Пулены были символом флирта. Ими, во время званных вечеров, под столом, могли довести до оргазма соседку, сидящую напротив.

Церковь видела в этой обуви угрозу благопристойности. Кроме того в пуленах было неудобно вставать на колени во время молитвы. Обувь была названа когтем Сатаны и проклята Ватиканом. Черную чуму объявили наказанием за пулены.

Это было время Филиппа Красивого и его жены Жанны (Хромоножки). Красивого и жадного.

poulaines

Именно в этой области (обуви) и начали изошряться подданные, стремясь хоть как-то выделиться.
Господин Пулен выдумал очень странный фасон обуви, которая, впрочем, получила широкой признание. Ее называли пуленами или пулинами.
Это была обувь с более или менее динными носами, в зависимости от того, кто ее носил: в соответствии с королевским эдиктом тут же утвердилась иерархий костюмов, которую все признавали.Так, принцы и могущественные феодалы носили пулены в два фута длиной, богачи — в один фут, простой люд – в полфута.
(Отсюда пошло выражение жить на широкую ногу.)

На широкую ногу (жить).

poulaines lives

Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна.
В рождении этого сочетания слов, как еще рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками.
законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам — в один фут (около 30 сантиметров), а графам — в два фута.

Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: «Ишь, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!»
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: «иметь сено в башмаках»; оно также означает: «жить в довольстве».

Почему же все-таки приходится сомневаться в достоверности этой истории?

poulaines shoes

Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II — Готфрида Плантагенета.
Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на «носатую» обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в
Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома «жить на широкую ногу» является испанской, немцы — немецкой, и т. д.
Одно лишь несомненно: выражение это — точный перевод с немецкого — стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году Литературная газета поместила заметку о его происхождении.
Нем. Schiffsschnabel — пулены, нос корабля. Башмаки с длинными носами соответствовали готической архитектуре.
Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.

Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

обувь, туфли, сандали

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона:

В XV веке на смену длинным пришли тупые и широкие носки, а чтобы вид у туфель был более эстетичным, к ним стали прибивать каблуки. Но все эти изменения не затрагивали женскую обувь, так как выставлять даже край ножки в то время было верхом неприличия.

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Lucas Cranach l’Ancien » La M’elancolie «, 1532.


Hans HOLBEIN the Younger
Darmstadt Madonna (detail)
1526 and after 1528


sodoma
Deposition from the Cross (detail)
1510-13
Oil on panel
Pinacoteca Nazionale, Siena


PICHORE, Jean
Illumination from a Manusсript
1503


Luca SIGNORELLI-
Apocalypse (detail)
1499-1502
Fresco
Chapel of San Brizio, Duomo, Orvieto

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г):

обувь, туфли, сандали

обувь, туфли, сандали

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век):

обувь, туфли, сандали

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения:

обувь, туфли, сандали

Kaiser Karl V. (1500-1558) mit seinem Englischen Wasserhund
Date
1532

обувь, туфли, сандали

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан»:

обувь, туфли, сандали

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

обувь, туфли, сандали

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы:


Eglon van der Neer (1634–1703) Link back to Creator infobox template
Title
English: Elegant Couple in an Interior
Date 1678


England)
1700


Pair of shoes
England,
1690– 1710

Очень интересная форма туфель, платформа не давала каблукам тонуть в грязи, но шлепала при ходьбе:


Woman’s slapshoe
Leather, 1625-1649 AD, England

Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

История обуви от древности до наших дней. Часть 1

Приобретение новой пары обуви считается одним из самых эффективных средств шопинг-терапии. Обращая пристальное внимание на внешний вид, удобство колодки и качество подгонки обуви, редко задумываемся об истории происхождения обуви. Многообразие моделей и фасонов обуви отражает богатую и долгую историю «приземленного» предмета гардероба. Первые свидетельства о прототипах обуви относятся к доисторическим временам и насчитывают не одно тысячелетие.

Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури, США, считает, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Ученый проанализировал особенности скелета людей, живших в эпоху среднего и позднего палеолита. Особое внимание он обратил на мизинец стопы, заметив, что мизинец становился все слабее, а затем начала изменяться форма стопы. Возможно, это происходило из-за ношения тесной обуви.

С резким похолоданием и развитием первых цивилизаций, древние люди начали одеваться в шкуры животных и обматывать ноги кожей. По мнению палеонтологов, первая обувь в истории человечества представляла собой подобие армейских портянок из шкур животных, утепленные изнутри сухой травой, а для крепления на ноге использовалось лыко деревьев. Но до наших дней древняя обувь со стельками из сена не сохранилась.

В Древнем Египте во дворце фараона и храмах полагалось ходить босиком. В повседневной жизни древние египтяне защищали ноги от горячего песка обувью, похожей на сандалии. Вся обувь шилась по одному лекалу без учета естественного изгиба стопы. Подошва обуви изготовлялась из пальмовых листьев или папируса, а крепилась к ступне кожаными ремешками. Богатые египтяне украшали ремешки сандалий изысканной декоративной росписью, драгоценными и полудрагоценными камнями. Также при археологических раскопках найдена египетская обувь, отдаленно напоминающая тапочки, с закрытым носом без задника.

Древняя Греция знаменита классическими сандалиями без каблука с высокой шнуровкой, благодаря богу – покровителю торговли Гермесу и его крылатым сандалиям. Законодательницами женской обувной моды считались греческие гетеры, которые могли посещать места скопления мужчин. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью «Следуй за мной». Это стало настоящей революцией в обувном производстве, так как началось разделение обуви на правый и левый, которые шились по двум разным лекалам – так появилась первая обувная пара.

Главным элементом щегольства были «крепиды» — сандалии в виде подошвы с бортиком и задником, на котором ремешки переплетались до щиколотки, подчеркивавшие стройность ног. В VIII-II вв. до н.э. у греческих женщин большим спросом пользовались «эндромиды» — высокие резные сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывающих ногу сзади, а спереди стянутых шнуровкой, пальцы ног оставались открытыми. Также у гетер пользовались спросом высокие сапоги-чулки – персикаи.

Впервые обувь на высокой платформе – котурны, начали носить древнегреческие актеры театров во время представлений, чтобы увеличить свой рост и быть виднее публике. В Древнем Риме обувь выполняла утилитарные и статусные функции, каждой социальной прослойке предназначалась своя форма обуви. Повседневная женская обувь была белого, а мужская – черного цвета. Только в особо торжественных случаях состоятельные жители Рима надевали пурпурные и алые туфли, украшенные жемчугом и вышивкой.

Патриции и плебеи носили solea – кожаные сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющиеся к стопе ремешками. Только обувь знати прикреплялась к ноге четырьмя ремнями, а у плебеев крепилась одним ремешком.

ТенденцияГрубые ботинки: Неубиваемая обувь, актуальная во все времена

Грубые ботинки: Неубиваемая обувь, актуальная во все времена — Тенденция на Wonderzine

Грубые ботинки занимают интересное место в истории моды: пожалуй, ничто не появляется на подиумах так часто, как простая чёрная обувь с массивной подошвой и нередко со шнуровкой. Говорить о её актуальности в какой-то степени странно: модные издания ежегодно провозглашают их «главной покупкой сезона», хотя кажется, уже давно нет сомнений, что ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем. Мы решили разобраться, как грубые ботинки попали в наш гардероб и почему они, скорее всего, останутся с нами надолго.

Текст: Анна Елисеева

С чего всё началось

Нетрудно догадаться, что массивные ботинки пришли в наш повседневный гардероб из униформы военных. До сих пор мы можем видеть сотрудников полиции, спецназа и представителей других подобных профессий в кожаных полусапогах на шнуровке. Вариации таких носили на протяжении столетий армии разных стран, совершенствуя дизайн по мере возможностей (добавляли пряжки, шипы на подошву и прочее). В начале XX столетия, например, американским военным требовалась водонепроницаемая обувь, а потому ботинки обрели толстую подошву, из-за чего стали более тяжёлыми — солдаты даже прозвали их «маленькими танками». Кстати, только в 50-х армейские ботинки (по крайней мере в США) начали делать чёрными — то есть такими, какими их чаще всего производят сегодня.

Здесь же стоит упомянуть, как родилась компания Dr. Martens — любимица всех, кто когда-нибудь принадлежал к музыкальным субкультурам. В 1945 году немецкий военный врач Клаус Мертенс катался в баварских Альпах на лыжах и повредил лодыжку. Оказалось, что армейская обувь вовсе неудобна для травмированной ноги, а потому он создал прототип ботинок из мягкой кожи и с лёгкой подошвой, сделанной из покрышек, в которых бы было комфортно. Позже разработку Мертенса оценил его университетский друг Герберт Функ, и они вместе открыли бизнес — лёгкие и прочные ботинки снискали большую популярность, как ни странно, у домохозяек (на женщин в первые годы приходилась большая часть продаж). В 50-х Мертенс и Функ продали патент на производство в Великобритании, и там их обувь оказалась в почёте у большого круга людей — её носили рабочие, полицейские, почтальоны и другие.

В 60-х армейские ботинки стали проникать в повседневный гардероб — речь идёт в основном о представителях малообеспеченных слоёв населения, которые носили свою рабочую обувь и в обычной жизни. Есть у грубых ботинок и «тёмная сторона» истории. Например, ботинки со шнуровкой и толстой подошвой стали особенно любимы скинхедами, чьё движение зародилось в те годы в Великобритании, а затем на них обратили внимание адепты других субкультур (в том числе не самых миролюбивых). Позже грубые ботинки начинают носить всё больше людей, любителей музыки — в 80-х ботинки полюбились и жителям США, посещавшим концерты или наслышанным о музыкантах альтернативной сцены вроде The Clash и The Smiths. Готы же и представители «новой волны» со временем начали предпочитать ещё более массивную обувь — на платформе, с увесистым круглым носком, нередко дополненную всевозможными деталями. В таких увесистых ботинках визуально куда больше устрашения и мрачного духа, чем в чём-либо другом.

Тем не менее в 90-х армейские или просто грубые ботинки стали уже вполне привычной частью гардероба многих людей. Хотя этой обуви оставались верны и те, кто не признавал «массовую моду»: вспомните мультфильм «Дарья», в котором главные героини носят высокие шнурованные ботинки (не реальный, но показательный пример); или фильм «Магазин „Империя“», в котором рассказывается о камерной музыкальной лавке — одна из её работниц в исполнении Лив Тайлер носит классические армейские ботинки. Среди звёзд 90-х, которые росли на альтернативной или просто бунтарской музыке, несложно найти тех, кто тоже носил такую обувь: Дрю Бэрримор, Кэмерон Диас, Вайнона Райдер, Кейт Уинслет и многие другие.

Грубые ботинки сегодня

Выходили ли грубые ботинки из моды? Едва ли. В нулевых они были не самой популярной обувью, но о них точно не забывали. Затем на протяжении 2010-х дизайнеры регулярно возвращали армейские ботинки на подиумы, придумывая им новые формы носков, подошвы, детали и цвета. А глянцевые издания из сезона в сезон называют их «самой актуальной» или «самой желанной покупкой».

Так, в 2016 году почти классическую армейскую обувь показал Valentino, дополнив её пряжками и шнурками с контрастными нитями, в 2017-м Altuzarra представил вариацию высоких сапог на шнуровке в духе готов, а в 2018-м с армейской темой заигрывал Майкл Корс, выкрасив одну из пар в осенней коллекции в камуфляжный узор. В каждом сезоне найдётся по несколько примеров.

Но, пожалуй, самое большое влияние на вновь возросший интерес к массивной обуви оказали Bottega Veneta и Prada. Показ «боттеги» зимой 2019 года произвёл фурор в том числе из-за невероятно мощных ботинок, дизайн которых брали за основу потом многие и многие бренды (дебютировавшего тогда в модном доме дизайнера Дэниела Ли, кажется, полюбили просто все). В том же марафоне недель моды Prada показала очередную вариацию массивных ботинок (бренд вообще славится любовью к таким), которые были дополнены крупной тракторной подошвой и накладными кармашками. Модель убила сразу множество зайцев: и отдала дань военным, которым когда-то не хватало вездеходной обуви, и воплотила готический дух, и показала, как классику можно сделать ультрасовременной. Эффектные массивные ботинки были тогда и в коллекции Alexander McQueen — ещё одна модель, которую легко представить на сегодняшних и будущих показах.

Свою лепту в популярность этой обуви внесли и инфлюэнсерки: модели вроде Беллы и Джиджи Хадид, Кайи Гербер, Хейли Бибер, Кендалл Дженнер и многих других появляются на публике в массивных ботинках уже несколько лет. Если вам кажется, что после такого всплеска образов к массивным ботинкам быстро пропадёт интерес, то смеем вас заверить, что эта обувь — исключение из правил: в 2021 году американский Vogue выпускает подборку снимков стритстайла, в котором люди разного гендера обуты во всё те же «боттеги», «мартинсы» и их вариации.

Стоит ли удивляться: грубые ботинки действительно вписываются в гардероб любого сезона, а найти им столь же неубиваемую и универсальную альтернативу непросто. И если популярная хайкинговая обувь зачастую оказывается не самым удобным вариантом для города, а кларксы — не самым практичным в ненастную погоду, то грубые ботинки могут покрыть почти любые потребности. И подогревать интерес к ним совсем несложно: дизайнеры берут за основу одни и те же фасоны, но экспериментируют с деталями, формой подошвы и размерами, на выходе получая нечто необычное и свежее. При этом ценность любых грубых ботинок вновь возрастает.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Вред и польза репчатого лука
Ссылка на основную публикацию