Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дефицит внимания с гиперактивностью — симптомы

СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) нелегко. Вас может сердить и расстраивать поведение и плохая учеба Вашего ребенка, у Вас может сложиться впечатление, что Вы – плохой родитель. Эти чувства вполне понятны, но неоправданны. СДВГ – это заболевание, и оно не является следствием плохого воспитания. СДВГ можно эффективно лечить, и, понимая состояние Вашего ребенка, Вы можете помочь ему!

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Часто ли встречается СДВГ?

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7% детей школьного возраста.

Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ — характеристика делится на три категории:

1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)

Каковы причины СДВГ?

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. Однако специалисты считают, что симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Вот некоторые из них:

— СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на генетическую природу этого заболевания.
— Есть основания предполагать, что употребление алкоголя и курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ (4, 5).
— Травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.

В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подчеркивают тот факт, что СДВГ – это заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Проходит ли СДВГ с течением времени?

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявлять отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, низким уровнем достижений в профессиональной сфере. У взрослых с СДВГ могут возникать проблемы с зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Я очень устаю от того, как ведет себя мой ребенок. Это моя вина?

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали. СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Чем я могу помочь своему ребенку, если он страдает СДВГ?

Вооружитесь знаниями и правильным пониманием СДВГ! Существует достаточно много источников, из которых Вы можете почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача, в том числе психолога. Одной из сторон лечения является психологическая помощь и поддержка ребенка.

Поговорите с учителями Вашего ребенка о его поведении. Убедитесь, что они понимают, что происходит, и так Вы поможете своему ребенку.

Как лечить СДВГ?

Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции.

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями. Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

Читайте так же:
Валавир: инструкция по применению и лечебные свойства, состав препарата

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

СДВГ и тревожные расстройства: как распознать и к кому идти за помощью

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ) и тревожное расстройство — довольно распространенные диагнозы среди приемных детей и подростков. Их внешние проявления нередко очень похожи, и только верная диагностика позволяет подобрать правильное лечение и средства психолого-педагогической реабилитации.

Подросток с симптомами СДВГ, как правило, имеет не лучшую репутацию в школе. На уроках он неусидчив и постоянно отвлекается, крутится, ерзает на стуле, или у него, наоборот, нет сил на работу в классе и он вялый и малоподвижный. Его тетради пестрят ошибками, а учителя постоянно жалуются: «не работает на уроке, не слушает учителя, мешает товарищам». Подросток легко раздражается, часто неадекватно и слишком импульсивно реагирует на замечания.

Раньше в таких случаях одной из первых гипотез, которая возникала у взрослых, была гипотеза о том, что что-то не так с условиями воспитания или обучения ребенка. Учителя обращались к родителям с призывом «объяснить ему, быть с ним построже, требовать», родители в свою очередь говорили о том, что «учитель должен замотивировать их ребенка, лучше поддерживать дисциплину в классе, завоевать авторитет».

Сейчас, несмотря на то, что бывают случаи, когда такое поведение ребенка связано с особенностями воспитания или же особенностями стиля общения педагога, в целом родительское и педагогическое сообщество стало начитаннее и гиперактивность стала очень популярным диагнозом, которым легко оперируют родители и педагоги. Нередко на приеме я слышу от родителя: «Он у нас гиперактивный», и каждый раз уточняю, был ли этот диагноз поставлен врачом или же родители используют это слово для обобщения своих наблюдений.

Важно понимать, что СДВГ — это медицинский диагноз, и поставить его может только врач.

Критерии диагноза СДВГ прописаны в Международной классификации болезней (МКБ-10). На эти критерии опираются врачи при постановке диагноза, на них также могут обратить внимание родители.

Невнимательность/дефицит внимания:

• часто неспособен внимательно следить за деталями, совершает беспечные ошибки в школьной программе, работе или другой деятельности;

• часто не удается поддерживать внимание на заданиях или в игровой деятельности;

Читайте так же:
Лекарства от подагры : названия и способы применения

• часто заметно, что ребенок не слушает, что ему говорят;

• ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за протестного поведения или неспособности понять инструкции);

• часто нарушена организация заданий и деятельности;

• часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;

• часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;

• часто легко отвлекается на внешние стимулы;

• часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Гиперактивность:

• часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;

• покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;

• часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);

• часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;

• обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Импульсивность:

• часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;

• часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;

• часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);

• часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Диагноз СДВГ ставится не ранее 5-6-летнего возраста.

Как мы видим, для постановки диагноза СДВГ необходим комплекс симптомов, состоящих из дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности. В ряде случаев дети не получают данного диагноза, так как каждое расстройство может присутствовать независимо от других, то есть, гиперактивность не подразумевает дефицита внимания или импульсивности.

Все дети с диагнозом СДВГ соответствуют следующим критериям:

1. По меньшей мере, шесть симптомов снижения внимания.

2. Не менее шести симптомов импульсивности или гиперактивности, либо и импульсивности и гиперактивности.

3. Симптомы проявляются не менее шести месяцев.

4. Некоторые симптомы должны быть выявлены до 7 лет.

5. Некоторые симптомы должны присутствовать в двух местах: дома и в школе.

6. Симптомы приводят к значительному ухудшению социального функционирования или учебы.

В случае, если вы замечаете у своего ребенка данные симптомы, необходимо обратиться к специалистам. Диагностикой и лечением СДВГ занимаются врачи-педиатры, неврологи и психиатры. Психологи могут помочь в постановке диагноза и в немедикаментозном лечении.

Однако СДВГ легко перепутать с проявлениями тревожного расстройства. Находящийся в постоянной сильной тревоге подросток также может быть неусидчивым, гипермоторным или, наоборот, заторможенным, делать глупые, на взгляд окружающих, ошибки, у него также могут быть сложности в отношениях с родителями и друзьями, без видимой причины могут проявляться страх и раздражительность.

Хотя необходима профессиональная оценка, члены семьи могут определить разницу между СДВГ и тревожным расстройством. Для этого необходимо обращать внимание на поведение ребенка, как оно меняется с течением времени и с чем может быть связано.

СДВГ не появляется внезапно. Те или иные признаки присутствуют с раннего детства и постепенно видоизменяются. Значительное усиление симптомов СДВГ обычно происходит, когда ребенок начинает ходить в сад или школу. Здесь резко возрастают требования к организованности, самоконтролю ребенка, психическая нагрузка и на фоне сверстников особенности ребенка с СДВГ проявляются наиболее ярко.

Тревожные расстройства в большей степени связаны с травматическими событиями в жизни ребенка. Причины могут быть вызваны переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, насилием в семье или школьной травлей.

Таким образом, тревожное расстройство становится ответом на некоторые травмирующие события или воспринимаемые ребенком как таковые, в то время как СДВГ можно наблюдать на протяжении всей жизни.

Диагноз «тревожное расстройство» ставит врач-психиатр, при этом подростку может быть необходима медикаментозная помощь — противотревожные препараты, которые назначает врач, и работа с психологом, или же только работа с психологом.

Психолог может работать с травмой, актуальными симптомами, помогать в развитии социальных навыков. Также психолог налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей контролировать эмоции, лучше понимать ребенка, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу. Одна из самых непростых ситуаций, когда СДВГ у подростка сочетается с тревожным расстройством: лечение может потребовать больше времени и большего количества специалистов, более скрупулезного подбора препаратов, так как некоторые препараты, направленные на лечение проявлений СДВГ, могут усиливать тревогу.

Важно понимать, что оба диагноза могут поставить только специалисты, и в обоих случаях ребёнку потребуется та или иная профессиональная помощь. Основная задача родителей — вовремя распознать признаки проблемы и обратиться за помощью.

Расстройство активности и внимания

Расстройство активности и внимания

Синдром дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) – это неврологическое заболевание, первые признаки которого появляются в детстве и характеризуются гиперактивностью, забывчивостью, импульсивностью, невнимательностью, отвлечением. Считается одним из самых распространенных и тяжелых поведенческих расстройств у детей и подростков.

Что такое СДВГ

СДВГ – англ. Attention Deficit Disorder Hyperactivity, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, называют в литературе гиперкинетическим расстройством. В случае нарушений внимания и отсутствия двигательной гиперактивности мы говорим о СДВ (синдром дефицита внимания).

Это группа расстройств, характеризуется ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием настойчивости в выполнении задач, требующих когнитивного участия, тенденцией переходить от одного вида деятельности к другому, не выполняя ни одно из них, а также дезорганизованной, плохо контролируемой гиперактивностью .

Плохо контролируемая гиперактивность

Плохо контролируемая гиперактивность

Считается, что СДВГ встречается у 4-8% детей младшего школьного возраста (6-9 лет), в основном у мальчиков, независимо от расы или культуры. После этого заболеваемость снижается на 50% каждые 5 лет, однако у 60% взрослых некоторые признаки синдрома (особенно связанные с дефицитом внимания) сохраняются. Затем они называются синдром дефицита внимания взрослых.

Классификация расстройств активности и внимания

В соответствии с действующими международными классификациями нарушений здоровья, такими как DSM-III R, психомоторная гиперактивность у детей включена в группу расстройств, связанных с деструктивным поведением. Однако, согласно МКБ-10, патология относится к поведенческим и эмоциональным расстройствам, которые обычно начинаются в детском и подростковом возрасте.

Причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это синдром расстройств, чаще всего генетического происхождения, который вызывает симптомы из трех групп: импульсивность, гиперактивность и синдром дефицита внимания, вызванный дисбалансом между дофаминовой и норадреналиновой системами в ЦНС.

Расстройство активности и внимания характеризуется нейрофизиологическими изменениями. Они могут быть врожденными или приобретенными и проявляться изменениями в структуре или функции центральной нервной системы в метаболизме дофамина и норадреналина, изменениями в передней части коры головного мозга или неспособностью подавлять процессы возбуждения.

Симптомы гиперактивности также могут появиться в результате:

  • повреждения центральной нервной системы;
  • гипоксии при родах;
  • также при других симптоматических синдромах, например, у пациентов с хрупкой Х-хромосомой.
Читайте так же:
Вегетативные кризы, или панические атаки — симптомы

Взаимосвязь с биологическими и социальными факторами

Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью имеет биологическую основу, а это означает, что оно не является результатом педагогических ошибок или психогенных факторов.

Некоторые симптомы, похожие на синдром дефицита внимания и гиперактивности, могут возникать у детей, воспитываемых без системы правил и последствий, а также, например, у детей, подвергшихся физическому, психологическому или половому негативному воздействию .

Психологическое негативное воздействие на ребенка

Психологическое негативное воздействие на ребенка

Виды и стадии патологии

  • Гиперактивность – симптомы двигательной гиперактивности и импульсивности;
  • Невнимательность – синдром дефицита внимания;
  • Смешанный тип – симптомы нарушения внимания и активности.

Расстройства активности и внимания могут осложняться другими психическими расстройствами: расстройствами противоречивого неповиновения и антиобщественного поведения, наркоманией, депрессией, тревожными расстройствами.

Симптомы расстройства

  • выраженное двигательное возбуждение с точки зрения крупной и мелкой моторики;
  • неспособность оставаться неподвижным даже короткое время;
  • вскакивания с места;
  • бессмысленная ходьба;
  • повышенная скорость и частая вариация движений (ощущение постоянной спешки);
  • компульсивное размахивание руками;
  • учащение мелких движений конечностей (удары ногами, громкое топтание, шевеление пальцев, постоянная работа с вещами, находящимися в пределах досягаемости рук или ног, раскачивание на стуле и т. д.);
  • бесцельный бег.
  • трудности с концентрацией внимания (неустойчивое внимание, сильно зависит от аффективных факторов);
  • отсутствие настойчивости в случае небольшого интереса и неспособность ощутить прямую выгоду от действия;
  • повышенный ориентировочный рефлекс;
  • поспешность;
  • значительная утомляемость в умственной работе и связанная с этим неравномерная работа;
  • поверхностное мышление;
  • переключение внимания с объекта на объект (неправильные, необдуманные ответы на вопросы или неправильное решение задач);
  • в исследованиях интеллекта некоторые авторы находят уровень «ниже ожидаемого»;
  • зрительно-моторные проблемы;
  • трудности с синтезом в мышлении ;
  • отсутствие навыков планирования.

Многие дети с синдромом дефицита внимания имеют ту или иную форму нарушения речи или языка, в том числе:

  • задержка речевого развития;
  • проблемы с артикуляцией;
  • проблемы со структурой предложения;
  • неправильное расположение звуков;
  • сложно выразить мысли и слова письменно;
  • краткосрочная память.
  • неконтролируемые, иногда очень сильные эмоциональные реакции;
  • усиление выражения чувств;
  • повышенная эмоциональная чувствительность к раздражителям окружающей среды;
  • вспышки гнева;
  • импульсивность действия.

Общие черты личности ребенка с синдромом дефицита внимания:

  • импульсивное действие;
  • желание доминировать в группе;
  • низкая самооценка;
  • периодически возникающая депрессия;
  • незрелое поведение;
  • нарушения сна: просыпается рано, трудности с засыпанием, беспокойный сон;
  • физическое развитие: высокий уровень физической активности;
  • социальное развитие: замедленное социальное развитие, трудности в установлении контактов со сверстниками, хвастаются перед сверстниками, чтобы привлечь внимание.

Диагностика расстройств активности и внимания

Дифференциальный диагноз с синдромом Аспергера – до 35% людей могут иметь проблемы, характерные для синдрома Аспергера.

СДВГ невозможно диагностировать в раннем детстве. Однако есть несколько симптомов, указывающих на развитие нарушения в следующие годы:

  • постоянная физическая активность;
  • ребенок не учится на собственных ошибках;
  • задержка или ускоренное развитие речи;
  • проблемы со сном ;
  • проблемы с питанием, включая рвоту или слабый сосательный рефлекс;
  • приступы колик, которые могут быть следствием аллергии, но также могут быть результатом синдрома дефицита внимания;
  • гиперактивные дети не любят (по мнению многих родителей), когда их обнимают (это связано с сопутствующей тактильной гиперчувствительностью, но не с СДВГ).

В школьном возрасте:

  • сложность адаптации к требованиям школы (занятия в сидячем положении);
  • затруднение в удержании внимания на протяжении всего урока, «летает в облаках»;
  • излишняя разговорчивость и импульсивность.

СДВГ у взрослых

По данным ученых, до 60% детей с диагнозом СДВГ также развивают его симптомы во взрослом возрасте. Несмотря на это, многие взрослые не начинают лечение. Такие люди без помощи психиатра обычно ведут хаотичный образ жизни и легко впадают в зависимость от наркотиков и алкоголя. Часто сопутствуют друг другу такие расстройства, как депрессия, тревожные расстройства, биполярное расстройство, зависимости или неспособность к обучению.

Диагностика

Оценка психообразовательного профиля включает:

  1. Оценка успеваемости ребенка по пяти основным навыкам: чтение, орфография, счет, письмо и устная речь.
  2. Обнаружение определенной степени незрелости центральной нервной системы, например, с помощью корковых вызванных потенциалов (ЭЭГ), что позволяет точно идентифицировать расстройства дефицита внимания у детей и даже их классифицировать.
  3. Тест на интеллект .

Тесты интеллекта проводятся по двум причинам:

  • Чтобы оценить общие способности ребенка и увидеть, есть ли значительная разница между возможными и фактическими достижениями в основных навыках;
  • Дети с синдромом дефицита внимания имеют характерный большой разброс значений IQ.

Благодаря комплексному обследованию ребенка, которое включает медицинский осмотр, психолого-педагогическое обследование, нейрофизиологическое обследование, оценку речи и трудотерапию, только у нескольких детей с синдромом дефицита внимания не удается выявить проблему.

Подавляющее большинство пациентов будет классифицировано как имеющие легкое, умеренное или тяжелое расстройство дефицита внимания. Исследование также покажет, является ли гиперактивность частью клинической картины болезни или нет. Таким образом, ребенок с диагностированным диагнозом может пройти надлежащую терапию.

Лечение расстройства активности и внимания

  • Поведенческая терапия . Цель – изменить поведение ребенка, искореняя вредные привычки и укрепляя хорошие (принцип правил и последствий). Это единственная терапия, которая дает долгосрочный эффект.
  • Лечебное обучение. Дополнительные занятия, во время которых ребенок приобретает определенные привычки, помогающие участвовать в занятиях. Здесь важно участие родителей.
  • Речевая и языковая терапия . Психомоторные гиперактивные дети могут (как и все другие дети) страдать нарушениями речи (например, заиканием, проблемами с артикуляцией), поэтому в таких случаях необходима помощь логопеда.
  • Трудотерапия . Упор в основном на правильное двигательное развитие ребенка.
  • Диетический контроль . Есть предположение, что употребление таких продуктов, как какао, консерванты, красители, салицилаты и сахар, могут дополнительно повышать активность ребенка.

В 2007 году исследование, проведенное в Саутгемптонском университете, подтвердило тесную связь между потреблением красителей в сочетании с консервантом бензоатом натрия с приступами истерии, снижением концентрации внимания, гиперактивностью и аллергическими реакциями.

Вредные красители включают:

  • тартразин (E102);
  • кошениль (E124);
  • желтый закат (E110);
  • азорубин (E122);
  • желтый хинолин (E104);
  • аллюра красный (E129).

Исследование было опубликовано в Lancet в 2007 г. После рассмотрения результатов исследования Британское агентство по пищевым стандартам (FSA) решило выпустить рекомендации по отзыву продуктов, содержащих эти красители. Изменения внесены в меню школьных столовых. Сети супермаркетов Sainsbury и Marks and Spencer решили убрать такие продукты со своих полок. При этом FSA не запретила продажу такой продукции, оставив решение на усмотрение родителей.

Дело было передано в органы ЕС. В июне 2010 года, но Европейский парламент под давлением производителей продуктов питания отказался размещать предупреждения на упаковке.

Фармакологическое лечение применяется не всегда. Улучшают ход нейрохимических процессов в головном мозге препараты типа: пемолин, дексамфетамин.

Общие правила обучения

Цель, к которой должно привести действие ребенка, не должна быть слишком далекой (нетерпение).

Последовательное приучение ребенка к выполнению каждого начатого задания.

Постоянный контроль и напоминание об обязательствах:

  • Объем определенных обязанностей должен соответствовать способностям и ограничениям ребенка;
  • Необходимо избегать дополнительных ненужных раздражителей;
  • Нельзя поддаваться ребенку;
  • Нужно подготовить ребенка к преодолению трудностей (а не защититься от них);
  • После конфликта – его следует обсудить в обстановке спокойствия и сухости, предварительно успокоив ребенка.
Читайте так же:
Таблетки от блох : названия и способы применения

Следует избегать словесной и физической агрессии, которая дополнительно стимулирует ребенка. Она может привести к невротическим симптомам, таким как: тревога, ночное недержание мочи, компульсивность. Или вызвать нежелательные защитные реакции: высокомерное отношение, агрессия, ложь и даже привести к неадекватному развитию личности.

Важные моменты в обучении:

  • чтение – рассказы должны быть интересными из-за низкой способности концентрироваться;
  • пересказ, чтобы проверить запомненный текст;
  • регулярное домашнее задание;
  • ребенок должен выполнять умственную работу (учит терпению и скрупулезности).

Важно соблюдать правило трех “р”: рутина, регулярность, повторение. Обучение должно находиться под родительским контролем.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВ, СДВГ)

СДВГ поражает от 8 до 11% детей школьного возраста (1 Общие справочные материалы СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Прочитайте дополнительные сведения ). Однако, многие эксперты считают, что СДВГ гипердиагностируется в основном из-за неточного применения критериев. В соответствии с пятым изданием Руководства по диагностике и статистическому учёту психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), DSM-5, выделяют 3 типа:

В целом СДВГ встречается примерно в два раза чаще у мальчиков, хотя норма варьируется в зависимости от типа. Преимущественно гиперактивный-импульсивный тип возникает в 2–9 раз чаще у мальчиков; преимущественно невнимательный тип выявляют с частотой, примерно равной у обоих полов. СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству.

Общие справочные материалы

1. Danielson ML, Bitsko RH, Ghandour RM, et al: Prevalence of parent-reported ADHD diagnosis and associated treatment among U.S. children and adolescents, 2016. J Clin Child Adolescent Psychology 47(2):199–212, 2018. doi: 10.1080/15374416.2017.1417860.

СДВГ у взрослых

Не смотря на то, что СДВГ считается расстройством детского возраста и всегда начинается в детстве, лежащие в основе нейрофизиологические различия сохраняются во взрослой жизни, а поведенческие симптомы примерно в половине случаев продолжают проявляться во взрослой жизни. Хотя диагноз иногда может быть не выставлен до подросткового или зрелого возраста, некоторые из проявлений обнаруживались в возрасте до 12 лет.

У взрослых симптомы включают:

трудности с концентрацией внимания;

Трудности в поддержании отношений

Гиперактивность у взрослых обычно проявляется как беспокойство и суетливость, а не как двигательная гиперактивность, имеющая место у детей раннего возраста. Взрослые с СДВГ, как правило, подвержены более высокому риску безработицы, у них низкий образовательный уровень, а также выше показатели наркомании и преступности. Более распространенными являются дорожно-транспортные происшествия и нарушения.

Взрослым с СДВГ могут быть полезны те же типы стимулирующих препаратов, которые принимают и дети с рассматриваемым синдромом. Им также может быть полезно консультирование для улучшения оптимального использования времени и другие навыки психофизиологической адаптации.

Клинические проявления

Заболевание часто начинается до 4 лет и неизменно до 12 лет. Пиковый возраст постановки диагноза – 8–10 лет, однако у пациентов с преимущественно невнимательным типом синдром может быть диагностирован только в подростковом возрасте.

Основные симптомы и признаки СДВГ:

Невнимательность, как правило, проявляется, когда ребенок выполняет задачи, требующие бдительности, быстрой реакции, визуального восприятия и устойчивой концентрации внимания, а также длительного и целенаправленного восприятия вербальной информации.

Импульсивность относится к поспешным действиям с отрицательным потенциалом (например, у детей, которые перебегают улицу, не глядя, у подростков и взрослых, которые внезапно бросили школу или работу, не задумываясь о последствиях).

Гиперактивность включает в себя излишнюю двигательную активность. Дети, особенно младшего возраста, могут иметь проблемы с усидчивостью в ситуациях, когда это ожидаемо (например, в школе или в церкви). Пожилые пациенты могут быть просто суетливыми, беспокойными, или разговорчивыми — иногда до такой степени, что другие чувствуют себя изнуренными, глядя на них.

Органическая природа нарушения препятствует развитию мышления, учебных навыков, умения рассуждать и излагать последовательно свои мысли, мотивации к школе и адаптации к социальным требованиям. Дети с преимущественно невнимательным СДВГ, как правило, воспринимают практическое обучение и испытывают трудности в ситуациях пассивного обучения, которые требуют непрерывной работы и завершения задачи.

В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства детей с СДВГ некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывыания).

Для детей с СДВГ характерны следующие психологические особенности: низкое качество социальных навыков и взаимоотношений со сверстниками, нарушения сна, беспокойство, дисфория, депрессия и перепады настроения.

Хотя специфического физического обследования или лабораторных исследований, связанных с СДВГ нет, признаки могут включать:

Несогласованность движений или неуклюжесть

нелокализованные, невыраженные неврологические симптомы;

Диагностика

Клинические критерии базируются на руководстве DSM-5

Диагноз СДВГ является клиническим и базируется на всестороннем медицинском, экспериментальном, образовательном и психологическом оценивании (см. Практическое клиническое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков [ clinical practice guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents] Американской академии педиатрии [the American Academy of Pediatrics]).

Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ

Диагностические критерии DSM-5 включают 9 симптомов и признаков невнимательности и 9 гиперактивности и импульсивности. Для диагностики по таким критериям необходимо наличие ≥ 6 симптомов и признаков из одной или каждой группы: Кроме того, симптомы должны

Часто проявляться в течение ≥ 6 месяцев

Более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребенка

Возникновение минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе)

Присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере, некоторые симптомы)

Мешать функционированию дома, в школе или на работе

Симптомы невнимательности:

Не обращает внимание на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности

Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течение игры

Складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются

Не следует инструкциям или конечным задачам

Имеет трудность в организации задач и мероприятий

Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течение долгого периода времени

Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности

Забывчив в повседневной деятельности

Симптомы гиперактивности и импульсивности:

Часто двигает руками или ногами или ерзает

Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации

Часто бегает взад-вперед или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна

Не способен играть спокойно

Часто при ходьбе действует, как будто управляется вдигателем

Часто говорит чрезмерно

Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены

Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди

Часто прерывает или вмешивается к другим

Диагностика преимущественно невнимательного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков невнимательности. Диагностика гиперактивного/импульсивного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков гиперактивности и импульсивности. Диагностика комбинированного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков каждого из типов – невнимательности и гиперактивности/импульсивности.

Читайте так же:
Вирусные инфекции как причина эмбрио- и фетопатий

Другие диагностические факторы

Клиницисты должны оценить, отвлекается ли ребенок на внешние факторы (например, на воздействие окружающей среды) или внутренние (т. е. мысли, тревоги, заботы). В более позднем детстве признаки СДВГ становятся более выраженными; дети с гиперактивно-импульсивным типом или комбинированным типом часто демонстрируют длительные непроизвольные движение нижних конечностей, двигательное возбуждение (например, бесцельные движения, суетливость рук), импульсивное общение и кажущуюся дезориентированность в окружающем мире. У детей с преимущественно невнимательным типом физические симптомы могут отсутствовать.

Медицинская оценка сосредоточена на выявлении потенциально излечимых заболеваний, которые могут способствовать или усугублять симптомы и признаки. Оценка должна включать в себя поиск анамнеза пренатального воздействия (например, наркотики, алкоголь, табак), перинатальных осложнений или инфекций, инфекций центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы, заболеваний сердца, нарушений дыхания во время сна, плохого аппетита и/или разборчивости в еде, и наличие СДВГ в семейном анамнезе.

Оценка развития фокусируется на выявлении начала и течения симптомов и признаков. Оценка включает в себя проверку этапов развития, в частности, речевых, и использование специфичных для СДВГ оценочных шкал (например, Оценочная шкала по Вандербильту [ Vanderbilt Assessment Scale], Всесторонняя поведенческая оценочная шкала по Коннеру [Conners Comprehensive Behavior Rating Scale], СДВГ-оценочная шкала V [ADHD Rating Scale-V]). Версии таких шкал доступны как для семьи, так и для персонала школы, что позволяет проводить оценку в различных ситуациях, как того требуют критерии Диагностико-статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Обратите внимание, что для постановки диагноза применение только одних шкал является недостаточным.

Оценка образования направлена на фиксацию основных симптомов и признаков, она может включать изучение образовательных документов и использование оценочных психологических шкал или контрольных тестов. Тем не менее, рейтинговые шкалы и тесты сами по себе часто не могут отличить СДВГ от других расстройств развития или поведенческих расстройств.

Прогноз

Традиционные классы и учебная деятельность часто усугубляют симптомы и признаки у детей, не получающих лечения или с недостаточно корригированным состоянием СДВГ. Специальное фармакологическое и педагогическое воздействие может быть постоянным. Плохое принятие сверстниками и одиночество увеличиваются с возрастом и связаны с очевидным нарастанием симптомов. Если СДВГ не диагностирован или не проводилось адекватное лечение, то у многих подростков и взрослых может развиться злоупотребления психотропными веществами вследствие самолечения лекарственными (например, кофеином) и нелегальными субстанциями (например, кокаином).

Хотя симптомы и признаки гиперактивности, как правило, с возрастом уменьшаются, у подростков и взрослых могут быть выражены остаточные трудности. Предикторы неблагоприятных исходов у подростков и взрослых включают:

Низкий уровень интеллекта

Социальные и межличностные проблемы

Проблемы в подростковом и взрослом возрасте проявляются преимущественно в виде неуспеваемости, низкой самооценки, трудностей в обучении соответствующему социальному поведению. Подростки и взрослые, которые имеют преимущественно импульсивный СДВГ, могут иметь повышенную частоту расстройств личности и социального поведения, многие продолжают проявлять импульсивность, беспокойство и бедные социальные навыки. Люди с СДВГ, вероятнее всего, больше предрасположены к работе, чем к учебе или быту, особенно, если они могут найти работу, которая не требует пристального внимания.

Лечение

Медикаментозная терапия, как правило, с использованием стимуляторов, таких как метилфенидат или декстроамфетамин (препаратами быстрого и пролонгированного действия)

Рандомизированные контролируемые исследования продемонстрировали, что у детей школьного возраста поведенческая терапия является менее эффективной, чем терапия стимулирующими препаратами, а детям дошкольного возраста лучше рекомендовать поведенческую или комбинированную терапию. Хотя коррекция базовых нейрофизиологических различий у пациентов с СДВГ при лекарственной терапии не происходит, препараты эффективны для облегчения симптомов СДВГ и позволяют пациентам участвовать в деятельности, ранее недоступной им из-за плохого внимания и импульсивности. Препараты часто прерывают цикл неадекватного поведения, повышая поведенческую и учебную активность, мотивацию и самооценку.

Лечение СДВГ у взрослых реализуют подобным образом, но выбор препарата и дозировки определяется на индивидуальной основе, в зависимости от наличия других заболеваний.

Стимулирующие лекарственные препараты

Наиболее широко используют стимулирующие препараты, которые включают метилфенидат или соли амфетамина. Ответ сильно варьируется, и доза зависит от тяжести нарушения и ответа организма ребенка на введение препарата. Дозировка регулируется по частоте и количеству до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный баланс между реакцией и побочными эффектами.

Прием метилфенидата обычно начинают с 0,3 мг/кг перорально 1 раз в день (в форме с немедленным высвобождением) и увеличивают частоту приема еженедельно, как правило, до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования; многие врачи стараются предписывать прием препарата утром и днем. Если ответ на терапию является неадекватным, но препарат хорошо переносится пациентом, доза может быть увеличена. У большинства детей оптимальный баланс между выгодами и побочными эффектами достигается при дозах 0,3–0,6 мг/кг. Правовращающий изомер метилфенидата является активным фрагментом и назначается в половиной дозе.

Прием декстроамфетамина обычно начинают (часто в комбинации с рацемическим амфетамином) с дозы 0,15–0,2 мг/кг перорально 1 раз в день, которую затем увеличивают до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования. Индивидуальные дозы в диапазоне 0,15–0,4 мг/кг, как правило, эффективны. Титрование дозы должно помочь соблюсти баланс между эффективностью и побочными эффектами; размеры фактических доз значительно варьируют среди отдельных пациентов, но, как правило, более высокие дозы увеличивают вероятность нежелательных побочных эффектов. В целом декстроамфетамин применяют в дозах, составляющих две трети от доз метилфенидата.

Когда оптимальная дозировка для метилфенидата или декстроамфетамина будет достигнута, переходят на применение эквивалентных доз того же препарата в формах с замедленным высвобождением, чтобы избежать необходимости введения препарата в школе. Препараты пролонгированного действия включают таблетки с восковой матрицей с замедленным высвобождением, двухфазные капсулы, содержащие эквивалент 2 доз, таблетки с осмотическим высвобождением и трансдермальные пластыри, которые обеспечивают действие до 12 часов. Сейчас оба препарата, короткого и длинного, действия, применяются в жидкой форме. Чистые декстро препараты (например, дексамфетамин) часто используются, чтобы минимизировать побочные эффекты, такие, как тревога; дозы, как правило, вдвое меньше, чем при применении смешанных препаратов. Пролекарства также иногда используются из-за их более плавного высвобождения, более длительного срока действия, меньшего количества побочных эффектов, и более низкой вероятности злоупотребления. Способность к обучению все чаще повышается при приеме низких доз, но улучшение в поведении часто требует применения более высоких доз.

Дозирование стимуляторов может быть скорректировано, чтобы охватить определенные дни и время (например, во время школьных занятий, во время домашнего задания). Отдых от лекарств может проводиться по выходным, по праздникам или во время летних каникул. Периоды плацебо (5–10 учебных дней для обеспечения надежности наблюдений) рекомендуются для того, чтобы установить, нужны ли по-прежнему медицинские препараты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию