Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое кризис подросткового возраста?

О кризисе подросткового возраста (часть 1)

В переводе с греческого — это обозначает «поворотный пункт», на пути взросления человека. По мнению ученых: все возрастные кризисы связаны с изменением привычной социальной ситуации – «своеобразное, специфическое для конкретного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью» (Л.С. Выготский). А, Д.Б. Эльконин, считал, что в основе возникновения кризиса стоит отделение ребенка от взрослого, установление новых отношений с родителями.

О кризисе подросткового возраста часть 1

Таким образом, возрастные кризисы не только нормальны и закономерны, но и необходимы, так как ребенок не сможет развиваться гармонично и полноценно, если не переживет, эти самые, кризисы взросления. Самый сложный среди них считается подростковый. Почему?

во-первых, контролировать подроста намного тяжелее, чем более ранний возраст;

во-вторых, это самый продолжительный из всех кризисов;

в третьих, трудно прогнозировать когда он начнется и когда закончиться, (есть примерные временные рамки: для девочек – 11-16 лет, для мальчиков – 12-18 лет).

На уровне физиологии происходит:

— перестройка эндокринной системы (и как следствие — перепады настроения, повышенная тревожность, эмоциональная возбудимость);

— наступает половая зрелость (интенсивный рост гормон приводит — то к импульсивности и неуравновешенности, то к апатии и усталости);

— вызывает первое, еще не осознанное половое влечение и возникают сильные переживания по этому поводу, что в свою очередь, провоцирует подростковые комплексы.

На психологическом уровне:

— стремление к самостоятельности и независимости;

— потребность постоянного общения со сверстниками (долгая болтовня по телефону, прогулки, встречи, поздние возвращения домой);

— отсутствие взаимопонимания с окружающими взрослыми (уверенность в том, что их не понимают и желают зла);

— принято считать свое мнение как единственно верное;

— гипертрофированные тревоги, переживания;

— проявление агрессивности (устраивать драки, желание потолкаться, покричать);

— проявление негативизма (все, что происходит вокруг – плохо! Чувства тоски, одиночества, зависти, обиды, трагизм состоит в том, что некому доверить свои переживания, чувства. Многие подростки в этот период ведут дневники, пишут стихи, песни. );

— острое желание произвести впечатление, понравиться (девушки много времени проводят перед зеркалом, по их мнению, для того чтобы стать более привлекательными, выделиться среди сверстниц, а мальчики начинают рассматривать свои мускулы);

— склонность к анализу и самоанализу;

— резкие перепады настроения;

— депрессивность (чувство одиночества, безразличие ко всему происходящему, внутреннюю опустошенность, так как: детство закончилось, а ощущение взрослости еще не пришло, и как следствие, у некоторых подростков возникают суицидальные мысли, высказывания о самоубийстве, угрозы – все напоминает — крик о помощи!

Переходный возраст – это мостик между детством и взрослой жизнью.

Три этапа развития подросткового кризиса:

  1. Негативная или предкритическая. Родители замечают первые симптомы в изменении отношений со своим ребенком, у которого ломаются уже имеющиеся привычки и стереотипы поведения.
  2. Кульминационная точка кризиса. Чаще всего выпадает на возраст 13 лет. Из-за недопонимания в семье, ребенок ищет поддержку среди ровесников, примыкает к различным группам и субкультурам. Стремясь к освобождению от родительской опеки, мягко говоря, часто шокирует своим поведением всех членов семьи.
  3. Посткритическая. Дети начинают выстраивать новые, более взрослые отношения с родителями и окружающим миром.

Итак, существуют два сценария развития кризиса, это кризис независимости и зависимости.

Первый наиболее известен. Подросток ведет себя независимо от всех, проявляя своеволие, яростно защищая свою собственность и территорию, протестуя по отношению к родителям.

Второй, сейчас встречается довольно часто, хотя раньше был редкостью. Подросток послушен, зависим от взрослых и не придает особого значения общению со сверстниками. Своим поведением он словно говорит: «Я не готов взрослеть!» На первый взгляд кажется второй сценарий лучше первого, но это не так. Это путь в никуда, так как взросление не наступает! А чем отличается взрослый от ребенка. Взрослый несет ответственность за свои слова и поступки, а ребенок не может. Помогите своему ребенку повзрослеть!

Советы родителям:

— критикуйте не ребенка, а его поступки, причем не переходя на личность. Говорить языком чувств, который подростку наиболее понятен, чем нотации.

Например, не надо так: «Глеб, ты опять "нахамил" учительнице! Ты никогда не исправишься, от тебе сплошные неприятности! Я уже не знаю что с тобой делать, с таким "чудовищем"!» и так далее… Скажите спокойно, примерно, так: «То, что сегодня от тебя услышала Мария Ивановна, ей было очень неприятно. Если бы мне такое сказали, я бы сильно расстроилась, а потом, долго переживала. Думаю, она тоже чувствует обиду». Не ждите, что подросток сразу признает свою вину. Но ваши слова, определенно, заставят его задуматься. А оскорбления и упреки вызовут протест или негативизм.

Читайте так же:
Мелкие пупырышки, сыпь на руках, ногах, голове, спине. Что это такое, как лечить

— учите ребенка решать проблемы, не прибегая к грубости. Вместе поразмышляйте, как, в следующий раз, избежать неприятной ситуации. Расскажите о превосходстве и силе людей, умеющих управлять своими эмоциями. Подскажите простые, но эффективные приемы сдерживания эмоций, например, посчитать до 10, прежде чем ответить на обидное высказывание.

— расскажите подростку, как можно исправить совершенную ошибку. Пусть он научится отвечать за грубость и просить прощение. Научите его понимать, что хамство, недопустимо, и вы, как родитель, всегда, будите против проявления негативизма, к кому бы он направлен не был. Подростки часто не представляют как выйти из неловкой или конфликтной ситуации. Помогите наметить план действий, необходимых для нормализации обстановки.

— верьте своему ребенку. Встаньте на его защиту, если по отношению к нему были неправы кто-то из его окружения. Помните, что действительно бывают несправедливые учителя, вредные младшие братья и сестры, и вы сами, не всегда подаете лучший пример достойного поведения. Почаще говорите и демонстрируйте, что вы на стороне ребенка, всегда готовы его выслушать и помочь принять правильное решение. Станьте ему или ей не только родителем, но и другом.

Подростковый кризис

Подростковый кризис

Подростковый кризис – этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется стремлением к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потерей непосредственности поведения, демонстрацией независимости, снижением мотивации к учебной деятельности, конфликтами с родителями, педагогами. Подростковый кризис завершается формированием нового уровня самосознания, появлением способности познавать собственную личность при помощи рефлексии. Диагностика выполняется психологом, психиатром, основывается на клинической беседе, психодиагностике. Коррекция негативных проявлений проводится воспитательными методами.

Подростковый кризис

Общие сведения

Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростничество занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости. У девочек симптомы менее выраженные, проявляются с 10-11 лет, у мальчиков течение более яркое, начало с 12-13 лет. Длительность определяется социальными условиями и психофизиологическими особенностями. В норме переходный этап завершается к 14-16 годам. При заблаговременной перестройке отношения родителей к взрослеющему ребенку возможно бескризисное развитие.

Подростковый кризис

Причины подросткового кризиса

Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.

Внешними факторами, усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека, зависимость в семейных отношениях. Ребенок стремится к свободе, считает себя способным принимать решения, действовать без помощи взрослых. Складывается конфликтная ситуация – существует потребность и стремление брать ответственность за поступки, но отсутствует практический навык, сохраняется несерьезность в отношении исполнения обязанностей. Последний факт мешает родителям воспринимать подростка как равного. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.

Внутренние факторы, обостряющие кризис – психологические особенности. К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, черты характера, препятствующие возникающим потребностям и стремлениям. Качества, мешающие самоутверждению, самовыражению, рассматриваются как недостатки. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности (зависимость, застенчивость, скромность).

Патогенез

Внешние проявления кризиса отражают внутренние, глубинные изменения. Основное психологическое содержание переходного этапа – рефлексивное (оценочное) отношение к собственным возможностям, способностям, навыкам. От оценки учебных способностей подросток переходит к самопознанию. Возникает восприятие себя как «не ребенка». Представление о взрослости формируется поэтапно. Сначала образ конкретный и выражается самостоятельными, рискованными, противопоставленными другим действиями. Затем происходит осознание границ собственной взрослости, их обусловленность степенью ответственности. Создается способность к рефлексии, восприятию своей личности с оценкой возможностей, способностей, недостатков. Данное новообразование позволяет решить задачу подросткового кризиса – отделиться от семьи, но сохранить гармоничные отношения.

Классификация

Отечественный психолог Л. С. Выготский в структуре подросткового кризиса выделил негативную и позитивную фазу. Первая наиболее выраженная, длится несколько лет. В ней происходит свертывание, отмирание старой системы интересов и вызревание влечений, обусловленных половым созреванием. Вторая протекает сглажено, характеризуется оформлением новых жизненных ценностей, привычек, отношений. Негативная фаза как более продолжительная и клинически значимая имеет три варианта течения:

  • Выраженный негативизм. Конфликтность проявляется во всех областях жизни. Прежние интересы полностью отвергаются, замещаясь импульсивными влечениями.
  • Смягченные черты отрицания. Негативные установки ребенка отмечаются в отдельных ситуациях как реакции на влияние окружающих. Характерна вариативность поведения дома и в школе.
  • Отсутствие негативных симптомов. У взрослеющего ребенка возникают новые интересы – к чтению, спорту, путешествиям, отношениям с представителями противоположного пола. Старая система интересов сохраняется (ориентация на учебную деятельность, дружбу, поддержание позитивных отношений).
Читайте так же:
Сыпь при инфекционных заболеваниях. Виды, диагностика, как отличить у детей, взрослых, как лечить

Симптомы подросткового кризиса

В эмоционально-поведенческой сфере основным проявлением становится негативизм. Ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, конфликтен, часто нарушает дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей. Подростки отказываются выполнять обязанности по дому, посещать и принимать гостей, находиться в кругу семьи. На возражения родителей реагируют вспыльчиво, импульсивно. Могут подолгу сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Предпочитают реальное и виртуальное общение со сверстниками, поэтому много времени проводят вне дома или за компьютером. Степень выраженности негативизма колеблется от тотальности до полного отсутствия.

Происходит снижение учебной продуктивности. Дети хуже справляются с творческими заданиями – сочинениями, научными проектами. Выполнение упражнений по образцу сохраняется на прежнем уровне. Изменения связаны с перестройкой системы ценностей и развитием абстрактно-логического мышления. Подростки увлекаются музыкой, психологией, философией. Интенсивно развивается самонаблюдение, самовосприятие, рефлексия собственных эмоций, состояний. Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей. Дети начинают вести личные дневники, увлекаются разговорами «по душам» с друзьями, чтением приключенческих произведений, романов.

Осложнения

При отсутствии поддержки со стороны родителей подростковый кризис затягивается. Осложнениями являются эмоциональные и поведенческие расстройства. К развитию неврозов более склонны девочки, к формированию акцентуаций, психопатий, патологических влечений – мальчики. Внутриличностные конфликты негативно сказываются на эмоциональном состоянии – способствуют формированию депрессии, замкнутости, обсессивно-компульсивного расстройства, усиливают тревожно-мнительные, истероидные, возбудимые черты. Частые ссоры в семье, снижение школьной успеваемости подталкивают подростков к уличным компаниям, бродяжничеству, суицидальному поведению.

Диагностика

Вопрос о диагностике подросткового кризиса становится актуальным при выраженном негативизме, высокой конфликтности ребенка, снижении интереса к учебе, недостаточной успеваемости. Обследование проводит психолог, врач-психиатр. Определяется факт наличия кризиса, особенности течения, составляется прогноз. Используются следующие методы:

  • Беседа. Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции, паттерны поведения и мышления. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
  • Опросники. Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка: заостренные характерологические черты, способы реагирования в критических ситуациях, степень невротизации, риск социальной дезадаптации. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
  • Проективные методики. Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).

Рекомендации при подростковом кризисе

В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:

  • Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
  • Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
  • Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
  • Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
  • Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.

Профилактика

Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

Как преодолеть кризис подросткового возраста — советы для родителей

Подростковый возраст — это сложный период как для детей, так и для взрослых. Трудности появляются из-за остроты кризисного периода определенной возрастной ступени.

Подростковый кризис проходят абсолютно все без исключения, только начинается и заканчивается он у всех совершенно по-разному. У некоторых детей кризис может появиться уже в 10 лет, в то время как у другого — только в 13.

Можно выделить младший подростковый возраст, который наступает в 10 или 11 лет, средний — в 11 или 12 лет и, соответственно, старший — в 13 или 14 лет. При этом большинство психологов убеждены в том, что если кризис проявился позднее, то его проявления будут острее.

Читайте так же:
Как повысить аппетит у ребенка? : инструкция по применению

Как проявляется подростковый возраст:

  • Повышенное стремление к общению со сверстниками или детьми чуть старше. Многие родители наверняка замечали, что два подростка могут общаться хоть целую вечность, обсуждать свои насущные проблемы и переживания
  • Стремление утвердить собственную автономию, самостоятельность и независимость. Отныне у него есть собственное решение, которое, по его мнению, является единственно правильным. Все это формирует в дальнейшем личность ребенка.

«Кризис независимости»

Подросток начинает вести себя независимо от родителей и прочего окружения. Именно поэтому он носит такое название. В большинстве случае это своеволие, свое мнение обо всем происходящем, которое обесценивает взрослых и проявляется как отрицательное отношение к их условиям и требованиям.

Все это является типичным для кризиса независимости. Из жизни ребенка не получится так просто взять и вычеркнуть все симптомы кризиса. Помните о том, что они проявляются не постоянно, а периодически. Родителям не стоит их обострять.

Согласитесь: когда нам плохо, мы просим не беспокоить нас, особенно по пустякам, в то время как ребенок, чувствуя то же самое, но не умея управлять собственными эмоциями, может замкнуться или же, наоборот, начать срываться. С этим довольно трудно бороться. И не столь нужно, так как это своего рода крик души о помощи.

Родителям необходимо выслушивать все крики своего ребенка как можно спокойнее и не усугублять ситуацию нравоучениями. Такой подход значительно труднее, чем кажется на первый взгляд, поэтому стоит заранее набраться терпения.

Регулярные упреки в адрес ребенка, тем более применение физической силы, только усилит негодование подростка. А это, в свою очередь, толкает на совершение глупых, необдуманных поступков.

Такой путь развития встречается все чаще. У подростка наблюдается чрезмерное послушание, а также зависимость от сильных и старших. Ребенок не хочет взрослеть и становиться независимым, боясь столкнуться с трудностями и принимать решения самостоятельно.

Многим на первый взгляд такое развитие событий покажется более легким, но это далеко не так. Дело в том, что подрастающий ребенок становится инфантильным, при этом его личность замедляется в развитии, он становится целиком и полностью зависим от родителя.

Протекание кризиса в большей степени зависит исключительно от стиля воспитания и самих взрослых. После того как фазы развития сменят друг друга, постепенно подростковый кризис пройдет.

Как можно помочь ребенку

В семье должно быть равноправие, ребенок не должен чувствовать себя неполноценным членом семьи. У подростков очень колеблется самооценка, происходят частые перепады настроения, он может быть то слишком ласковым, то грубым и агрессивным.

Самым оптимальным решением является компромисс и взаимные уступки. Постарайтесь следить за тем, с какими людьми общается подросток, в какие игры он играет, какие фильмы смотрит, с кем общается в социальных сетях.

Помогайте подростку управлять эмоциями на личном примере, хвалите его за достижения и ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми. Не говорите, что они в чем- то лучше его.

Старайтесь быть для своего ребенка не только мамой или папой, но старшим опытным, понимающим, чутким другом, которому он будет доверять. Подросток должен знать, что его одобрят, поймут и поддержат в любой момент его жизни.

Подростковый период — самый сложный в жизни любого человека и очень важно, чтобы ребенок благополучно его прошел c минимальными потерями и приобрел уверенность, надежду и оптимизм, смотря в будущее.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Что такое подростковый кризис?

Подростковый кризис – период, в который человек переживает гормональный сбой вследствие перехода из детского в юношеский возраст. Обычно он наступает с 13-14 лет и сопровождается непослушанием, депрессиями и повышенной эмоциональностью.

Возрастная психология насчитывает в жизни человека более восьми кризисных периодов. Подростковый же является самым длительным и тяжелым из них. В это время физически тело человека меняется, оно переходит в стадию полового созревания, которая и тянет за собой гормональный сбой.

Что такое подростковый кризис

Для девочек этот период обычно наступает с началом менструации (11-13 лет). Для мальчиков разброс больше – от 11 до 15 лет. Растущий человек начинает понимать, что детство закончилось, но полноценной взрослой личностью ощущать он себя еще не может. Из-за неопределенной самоидентификации и излишней эмоциональности подросток впервые вдается в самокопание, из которого следует неподчинение, бунт и агрессия в сторону себя и окружающих.

Причины подросткового кризиса

Основная причина такого кризиса – проблема с определением себя в мире. Даже если ребенок живет в счастливой и любящей семье, чувствует поддержку, кризис неизбежен из-за общества, в котором он существует. К нему может привести:

  • отсутствие внимания противоположного пола;
  • чрезмерный контроль со стороны родителей;
  • сложности в школе;
  • отсутствие самостоятельности;
  • нереализованные желания.
Читайте так же:
Тяжесть слева под ребрами после еды спереди, сбоку, сзади

Как только у ребенка приближается возраст полового созревания, родители должны быть начеку, и оказать должную поддержку запутавшемуся индивиду. Как же понять, что у подростка проблемы? Основные черты – это:

  • Депрессивное состояние. Подросток целыми днями ходит хмурый, у него появляется апатия, общение со сверстниками меньше его интересует. Девочки начинают быть более истеричными и слезливыми, мальчики – замкнутыми в себе.
  • Попытки увечий. Депрессивное состояние влечет желание причинить себе физический вред. Большинство подростков в кризисный период калечат себе руки или ставят синяки. Это – крик о помощи. Такие действия не значат, что у вашего ребенка психические отклонения, они значат, что справиться самостоятельно со сложностями у него не хватает сил.
  • Непослушание. То, что раньше ребенок считал своей обязанностью (хорошие оценки, уборка дома, поездки на каникулы к бабушке), теперь вызывает у него негативную реакцию. Он отказывается делать какие-то поручения, упрекает родителей за беспокойство о нем, вступает в конфликты со сверстниками.
  • Закрытость. Требование не входить в его комнату, не трогать вещи, не переставлять и не убирать ничего на его территории без личного присутствия. Это способ обозначить свое личное пространство и то, что он больше не намерен допускать к нему даже родителей.

Советы родителям: как помочь своему ребёнку мягко пройти подростковый кризисный возраст?

В кризисный период у подростка наиболее выражена потребность к самостоятельным действиям и решениям. Есть жесткие ограничения в свободе со стороны родителей – есть бунт. Это не значит, что нужно позволять подростку гулять всю ночь, бездельничать или приносить плохие оценки. Это значит – нужно искать подход.

Прежде чем дать больше прав ребенку, нужно стать его другом и поддержкой. Это нужно прививать с самого детства, иначе уровень взаимопонимания в подростковом возрасте упадет ниже некуда. Проявите заинтересованность в его проблемах. Поговорите с ним о половом созревании без стеснений и красных щек. Советуйтесь с ним, перед тем как принять какое-то важное решение для вашей семьи.

Подростковый кризис

К подростковому возрасту у вас уже должны быть сформированы крепкие дружеские отношения. Это важно, потому что в атмосфере доверия и взаимоуважения человеку куда проще поделиться своими внутренними переживаниями, рассказать о своих «косяках» без боязни быть непонятым или наказанным. Слушайте его, делитесь с ним воспоминаниями о своих юношеских проблемах, давайте ненавязчивые советы и просто будьте рядом в тяжелый момент.

Все ближе становится день начала нового учебного года. В преддверии его мы проводим родительские собрания, на которых Вы…

Уважаемые родители! В связи со сложившейся во всем мире ситуацией вокруг эпидемии коронавируса, в случае продления режима повышенной…

Уважаемые родители! На дополнительных каникулах с 24 февраля 2020 года по 1 марта 2020 года предлагаем Вашим детям…

Начат набор группы (от 10 до 17 лет) в летний языковой лагерь Oxford International Education Group с 16.07.2019…

Кризис в подростковом возрасте: особенности проявления

Ребе­нок рас­тет. А нам, вечно заня­тым, не до него. Между тем, в под­рост­ко­вом воз­расте ему при­хо­дится очень тяжело. И не только в росте телес­ном: он не успе­вает сам за собой, так быстро рас­тет. Тяжело ему и пси­хо­ло­ги­че­ски. Чем роди­тели могут помочь?

В начале вто­рого десятка жизни у детей резко изме­ня­ется гор­мо­наль­ный фон, что вызы­вает у них пер­вое осо­знан­ное сек­су­аль­ное вле­че­ние. Это и явля­ется при­чи­ной того, что под­ростки начи­нают активно инте­ре­со­ваться про­ти­во­по­лож­ным полом, экс­пе­ри­мен­ти­руют в отно­ше­ниях: встре­ча­ются, руга­ются, расстаются.

Успе­ва­е­мость падает, роди­тели руга­ются, а под­ростки слиш­ком увле­чены новым миром – миром чело­ве­че­ских отно­ше­ний, чувств и эмоций.

Мно­гих роди­те­лей объ­еди­няет страх перед под­рост­ко­вым воз­рас­том своих детей. Как только кто-то про­из­но­сит: «Моему сей­час 14…», окру­жа­ю­щие сочув­ству­юще взды­хают. Конечно, не зря этот воз­раст в народе назы­вают «труд­ным»: под­ростки часто кажутся взрос­лым людям совер­шенно непред­ска­зу­е­мыми, но есть общие тен­ден­ции, на основе кото­рых можно выде­лить два вида под­рост­ко­вого кризиса.

Так, пер­вый вид про­те­ка­ния кри­зиса под­рост­ко­вого воз­раста можно назвать бур­ным, ярким, интен­сив­ным. Под­ро­сток активно бун­тует про­тив всего мира, эпа­тажно выгля­дит и соот­вет­ству­юще ведет себя: он ста­но­вится очень гром­ким и рез­ким, при ссо­рах хло­пает две­рью и сбе­гает из дома. У него часто воз­ни­кают кон­фликты с педа­го­гами, зато на под­рост­ко­вых тусов­ках он посто­ян­ный гость.

Обычно именно этот вид кри­зиса больше всего пугает роди­те­лей: ребе­нок кажется каким-то чужим, дру­гим, хотя еще год назад он был послуш­ным школьником.

На самом деле под­ростки, кото­рые таким обра­зом пере­жи­вают кри­зис, обычно бывают доста­точно открыты. Они не скры­вают своих эмо­ций: если злятся, то весь дом об этом знает; если раду­ются, то готовы поде­литься радо­стью со всем миром.

Читайте так же:
Черные точки перед глазами. Что это за пятна, причины и лечение расфокусировки зрения

Эта откры­тость – ресурс для роди­те­лей для сохра­не­ния кон­такта и дове­ри­тель­ных отно­ше­ний с под­рост­ком. Эмо­ции и чув­ства – то, что сей­час состав­ляет кар­тину мира вашего ребенка. Раз­го­ва­ри­вайте о них с под­рост­ком, обсуж­дайте, искренне инте­ре­суй­тесь тем, что про­ис­хо­дит у него в душе: чув­ствуя под­лин­ный инте­рес, а не жела­ние его кон­тро­ли­ро­вать, ребе­нок поде­лится переживаниями.

Вы можете вспом­нить себя в его воз­расте, рас­ска­зать, что тоже пере­жи­вали из-за пер­вой любви и ссор с дру­зьями, можете срав­ни­вать ваши чув­ства и эмо­ции. Такой опыт будет инте­ре­сен и вам, и вашему бун­ту­ю­щему ребенку.

Вто­рой вид про­те­ка­ния кри­зиса под­рост­ко­вого воз­раста – тихий и мол­ча­ли­вый. Такие под­ростки пере­жи­вают тот же спектр очень интен­сив­ных эмо­ций молча, запер­шись на ключ в своей ком­нате, натя­нув капю­шон по самые глаза и вста­вив науш­ники с ору­щей музы­кой. Они тоже бун­туют, тоже кри­чат, но внутри себя.

Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опас­но­стей, чем гром­кий, ведь такие под­ростки ста­но­вятся крайне замкну­тыми, не делятся сво­ими пере­жи­ва­ни­ями, а обща­ются в основ­ном в соци­аль­ных сетях. Такие мол­чуны более непред­ска­зу­емы, потому что оста­ется только гадать, какая буря бушует у них внутри.

Роди­те­лям, чей под­ро­сток ведет себя именно так, важно запа­стись тер­пе­нием и сохра­нить тот кон­такт, кото­рый был на момент наступ­ле­ния кризиса.

Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом все­гда, что бы он ни натво­рил, что ваша любовь к нему не зави­сит ни от каких внеш­них фак­то­ров: вы про­сто любите его за то, что он есть, со всеми его недо­стат­ками и комплексами.

Не тре­буйте от него рас­ска­зов о себе, дайте ему про­жить кри­зис внутри себя, но нена­вяз­чиво напо­ми­найте, что вы его под­держка и опора – в любой момент он может обра­титься за помо­щью, и вы непре­менно под­дер­жите его. Если у под­ростка есть ощу­ще­ние, что семья – это его укры­тие от внеш­него мира, то ника­ких страш­ных поступ­ков он не совершит.

Вне зави­си­мо­сти от типа про­те­ка­ния кри­зиса роди­те­лям важно пом­нить несколько правил.

1. Отно­си­тесь к под­ростку как к взрос­лому чело­веку: ува­жайте его, его чув­ства, пере­жи­ва­ния, эмо­ции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся непра­виль­ными. Право на ошибку учит под­ростка про­ду­мы­вать послед­ствия, учи­ты­вать мно­же­ство фак­то­ров и брать на себя ответственность.

2. Ува­жайте лич­ное про­стран­ство под­ростка. Вы ведь не поле­зете читать эсэм­эски сво­его кол­леги по работе? Так и с под­рост­ком: у него есть своя лич­ная жизнь, свое про­стран­ство, кото­рое должно быть непри­кос­но­вен­ным. Не читайте его пере­писки, сту­чи­тесь в дверь, прежде чем войти в его ком­нату. Даже такие мелочи поз­во­лят ему понять, что вы ува­жи­тельно отно­си­тесь к его праву на лич­ные границы.

3. Не обес­це­ни­вайте пере­жи­ва­ния под­ростка, говоря: «Опять поссо­ри­лись? Ерунда, поми­ри­тесь!» Нет, не ерунда: ссоры для под­рост­ков – конец света, а нередко и реаль­ный конец дружбы. Ува­жайте эти пере­жи­ва­ния, ведь мир отно­ше­ний – основ­ной мир для тинейджера.

4. Избе­гайте нака­за­ний и при­ка­зов. Под­ро­сток – уже не ребе­нок, он крайне болез­ненно вос­при­ни­мает пося­га­тель­ство на лич­ную сво­боду и само­вы­ра­же­ние. Домаш­ние аре­сты, запреты, при­нуж­де­ние к какой-либо дея­тель­но­сти только усу­гу­бят про­те­ка­ние кри­зиса под­рост­ко­вого воз­раста. С тиней­дже­ром нужно дого­ва­ри­ваться так же, как с любым взрос­лым человеком.

5. Каким бы ни был кри­зис – тихим или гром­ким, лег­ким или тяже­лым, важно сохра­нить дове­ри­тель­ные отно­ше­ния. Роди­тели должны учи­ты­вать воз­раст­ные осо­бен­но­сти сво­его чада, чтобы даль­ней­шее раз­ви­тия было гар­мо­нич­ным. Хочет под­ро­сток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в ком­нате – пусть сидит. Глав­ное, чтобы он знал, что у него есть роди­тель­ская поддержка.

Ека­те­рина Сафо­нова, с айт “Я‑родитель”

У дево­чек под­рост­ко­вый кри­зис про­те­кает в более мяг­кой форме, насту­пает раньше и кон­ча­ется быст­рее, чем у маль­чи­ков. Когда начи­на­ется и когда закан­чи­ва­ется под­рост­ко­вый кризис?

В сред­нем (для кли­ма­ти­че­ской зоны Север­ной Европы и северо-запада Рос­сии): 11–16 лет — у дево­чек и 12–18 лет — у маль­чи­ков. Но на прак­тике все про­ис­хо­дит сугубо инди­ви­ду­ально. В каче­стве пикант­но­сти: под­ростку Досто­ев­ского из одно­имен­ного романа — два­дцать один год. Не слабо, как гово­рят сами под­ростки, не правда ли?

В целом, у дево­чек под­рост­ко­вый кри­зис про­те­кает в более мяг­кой форме, насту­пает раньше и кон­ча­ется быст­рее, чем у маль­чи­ков. Может быть, это свя­зано с тем, что тре­бо­ва­ния к само­опре­де­ле­нию юно­шей и муж­чин в нашем обще­стве тра­ди­ци­онно жестче, чем ана­ло­гич­ные пози­ции для деву­шек и женщин.

И все же, начало и конец под­рост­ко­вого кри­зиса — дело сугубо инди­ви­ду­аль­ное, и любые точ­ные пред­ска­за­ния в этом вопросе неиз­бежно будут носить харак­тер спекуляции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию