Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Развитие ребенка в 6 месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев

Полугодовалые мальчики обычно весят от 7,1 до 8,8 кг при росте 65,5–69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,5–8,3 кг при росте 63,5–68,0 см.

Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни – лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие – опираясь на колени и ладошки.

В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко. Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов.

Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти. Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком.

Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха имитирует голос, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и богатым интонациями. Маленький парижанин будет подражать французскому произношению, а полугодовалый москвич – русскому.

Каждый ребенок развивается в соответствии со своими особенностями и способностями. Одни быстрее развиваются физически, у других раньше проявляется способность к общению и пониманию связей между окружающими предметами.

Помогите своему малышу развиваться гармонично, не торопите события. Для полугодовалого малыша единственные люди, которым он доверяет безоговорочно – родители. Мама и папа – источник всех жизненных удовольствий, комфорта и безопасности. С точки зрения малыша, незнакомец может представлять угрозу устоявшемуся порядку вещей.

Несмотря на некоторое недоверие малыша к посторонним, ему необходимо общение с кем-то, кроме мамы и папы. Можно устраивать «игровые» свидания с ровесниками. Будьте готовы к тому, что, когда два шестимесячных малыша окажутся рядом, они начнут повторять действия друг друга. Если засмеется один – тут же начнет хохотать и второй, заплачет первый малыш – второй последует его примеру.

Некоторым детям очень нравится изучать свое отражение в зеркале. Ребенок начинает сознавать свое влияние на окружающих людей, и ему нравится находиться в центре внимания. Малыш может хлопать в ладоши, корчить уморительные гримасы, смеяться, лопотать и издавать громкие звуки. Если его поступки вызывают одобрение взрослых, ребенок будет снова и снова повторять свою «концертную» программу.

Игры вашего малыша становятся сложнее. Он заранее начинает смеяться, предвкушая щекотку, когда «коза рогатая» придет и «забодает» его. Он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами.

Безопасный дом

Не оставляйте в пределах досягаемости малыша мелкие предметы. Проследите, чтобы все игрушки подходили ребенку по возрасту: они не должны содержать никаких мелких деталей или частей, которые можно отломить или откусить. Дети будут использовать подручные предметы, чтобы подтянуться с помощью рук и изменить позу.

Проверьте, чтобы мобиль в кроватке висел достаточно высоко, и до него нельзя было дотянуться. С мебели не должны свисать скатерти и покрывала, за которые можно потянуть. Никаких низко висящих проводов и украшений интерьера – малыш обязательно попытается за них подержаться.

Проверьте, готова ли комната, в которой проводит время ваш ребенок, к тому, что он начал ползать. Ковер не должен скользить, а у малыша должно быть достаточно места, чтобы научиться менять направление во время движения.

Детский сон

Сон младенца в 6 месяцев

Режим дня полугодовалых детей обычно включает ночной сон продолжительностью 10–11 часов и 2 перерыва на сон днем. В среднем, малыши спят около 16 часов в сутки. Соблюдение режима сна облегчает жизнь и маме, и ребенку, но универсальных рецептов укладывания и убаюкивания не существует.

Мама и малыш обычно вырабатывают собственные ритуалы подготовки ко сну, и 6 месяцев – отличный возраст для того, чтобы начать формирование подобного ритуала.

Теплая ванна вечером поможет ребенку расслабиться, к тому же, большинство детей любят купаться и связывают с водой позитивные эмоции. Перед дневными перерывами на сон вместо купания помойте малышу ручки и личико. Укладывая ребенка, обсудите с ним дневные события: конечно, в этом возрасте он еще не сможет вам ответить, но с удовольствием выслушает ваш рассказ.

Читайте так же:
Температура при аллергии: причины и симптомы болезни, диагностика и лечение патологии

Колыбельная для малыша в 6 месяцев

Прочитайте небольшую историю в стихах или спойте колыбельную песенку. Малыш скоро запомнит ритм и мелодию и будет быстрее засыпать под ее звуки. Нежные прикосновения и объятия необходимы каждому ребенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности, особенно, если малыш устал.

Иногда, чтобы соблюсти режим, детей приходится будить по утрам. Ласковый тон и поглаживания также помогут вашему крохе легче проснуться и начать день, полный приключений.

Важное о здоровье

В этот период у многих малышей режутся первые зубки. Некоторые дети начинают капризничать, плохо спать, у них поднимается температура. Посоветуйтесь со своим педиатром, как можно облегчить этот процесс.

Меню малыша

Детское питание в 6 месяцев

Шестимесячный малыш уже вполне может сидеть за общим столом с другими членами семьи и учиться первым правилам этикета. Основой его питания по-прежнему остается материнское молоко или адаптированная молочная смесь, но теперь в детском меню появляются и «взрослые» продукты.

Составляя меню для своего ребенка, обратите внимание на суточные нормы потребления продуктов для детей этого возраста: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) – 600 г; овощи – 100–150 г; каши – 100–150 г). После овощей и каш в рационе малыша появляется мясо.

Лучше начать с фабричного мясного пюре для детского питания малоаллергичных сортов (крольчатина, индейка, конина). Соблюдайте уже известные вам правила введения прикорма (постепенное введение монопродукта).

Обязательно посоветуйтесь со своим педиатром перед введением прикорма при сохранении грудного вскармливания.

Многим мамам кажется, что детская еда недостаточно вкусная или слишком пресная. Вкусовые рецепторы у малышей развиты лучше, чем у взрослых, поэтому не стоит усиливать вкус пюре, добавляя в него соль или сахар.

Самые важные кормления для ребенка 6 месяцев – перед сном и ранним утром: в это время малыш получает самое вкусное и полезное лакомство на свете – материнское молоко.

Необходимо также докармливать ребенка материнским молоком в течение дня – например, после завтрака и ужина. Грудное молоко можно использовать для приготовления каш.

Совет месяца

В шесть месяцев ребенок с удовольствием играет в самые разные игры: от простых «ку-ку» или «ладушек» до более активных с участием игрушек. Во время игры четко произносите названия основных цветов и понятий: «большой – маленький», «верх – низ», «синий – зеленый». Для таких логических занятий отлично подойдет пирамидка из колец, надеваемых на стержень, или из формочек, которые можно ставить друг на друга. Такие игры также помогают развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.

Развитие ребенка в 6 месяцев — что нужно знать маме

Булавина Екатерина Борисовна

Всплеск эмоций и движений, разнообразие в питании, первый опыт игры сидя и попытки стоять — шестой месяц жизни полон новых достижений. Маленькие ручки с большим интересом тянутся исследовать мир. Развитие ребенка в 6 месяцев сильно меняется. Но у всех ли детей все получается сразу и о чем говорят врачи, если умения ребенка отличаются от тех, что демонстрируют сверстники? Как помочь малышу проявить свои способности? С вопросами о развитии шестимесячных детей мы обратились к врачу-педиатру первой категории Екатерине Борисовне Булавиной.

— Ребенку полгода — это возраст, совершенно непохожий на предыдущие месяцы. Екатерина Борисовна, к чему должны быть готовы родители, каким будет их подросший малыш?

— В свои первые 6 месяцев младенцы, как правило, способны хорошо переворачиваться с боку на бок, с животика на спинку и обратно. Они активно готовятся к ползанию, не приподнимая живота, совершают движения вперед, вправо и влево, пятятся назад, крутятся на месте. Уже хорошо сформирована опора на руки, и детки могут долго лежать на животе с опорой на ладони выпрямленных рук.

Все области развития: что умеет ребенок в 6 месяцев

  • мышцы ног и спины уже достаточно окрепли
  • недолго сидит с поддержкой, а некоторые сидят самостоятельно, опираясь руками об пол, но еще не могут садиться сами
  • делает первые попытки встать на ноги у опоры
  • движения рук уже более точные и уверенные
  • обеими руками держит игрушки разного размера
  • перекладывает игрушку из руки в руку, стучит ею, бросает
  • играет с несколькими игрушками одновременно
  • эмоции разнообразны
  • смеется, удивляется, злится, если что-то не получается
  • хорошо отличает своих от чужих, плачет при виде незнакомцев
  • гуление сменяется лепетом
  • начинает подражать звукам, которые слышит вокруг
  • важно как можно дольше общаться с малышом, петь песенки, читать, называть окружающие его предметы, проговаривать свои действия
  • шесть месяцев — обычный возраст начала прорезывания зубов, но порой это бывает раньше и даже при рождении
  • иногда зубы появляются ближе к году, переживать из-за этого не стоит
  • вес девочки — от 6,8 до 7,8 кг, мальчика — от 7,1 до 8,4 кг
  • рост девочки — от 64 до 67 см, мальчика — от 64,8 до 68 см
Читайте так же:
К чему может привести дефицит карнитина?

Развитие ребенка в 6 месяцев

— Какая задержка в развитии считается нормой, а когда ребенку необходима помощь специалиста?

Физическое развитие

— Оценивая физическое состояние ребенка, врач использует центильный метод: по специальным таблицам сверяет ростовые и весовые показатели и определяет коридор, в котором они находятся. Здоровые показатели обычно попадают в диапазон с третьего до шестого коридора.

Если малыш родился раньше срока, то прибавки роста и веса врачи оценивают по специальным таблицам в зависимости от степени недоношенности. Поэтому следует своевременно посещать врача для оценки динамики роста и веса.

Моторные навыки и рефлексы

— Психомоторное развитие оценивается по умению свободно переворачиваться со спины на живот и обратно, по способности удерживать свое тело на вытянутых руках. Ребенок должен освоить ладонный захват, то есть уметь держать игрушку обеими руками, перекладывать ее из руки в руку, брать самостоятельно. Если грудничок до сих пор не овладел этими навыками, стоит обязательно обратиться к специалисту, чтобы своевременно выявить причины отклонения в развитии, правильно назначить лечение или скорректировать питание.

— Есть ли разница в развитии мальчиков и девочек в полугодовалом возрасте?

— Считается, что девочки развиваются чуть быстрее, но проследить такую тенденцию можно не всегда. Девочки могут чуть раньше сесть и встать, но не все. Это больше зависит от конституции. Маленькие худенькие подвижные малыши быстрее прогрессируют в моторном развитии, нежели немного ленивые пухляши.

Что умеет ребенок в полгода

— Как развивать ребенка в 6 месяцев? Какие игры можно начинать с малышом в этом возрасте?

— В полгода младенец активно начинает осваивать пространство не только своей кроватки, но и всей комнаты, поэтому занятия с ребенком 6 месяцев будут довольно разнообразны. Для этого стоит обустроить безопасное место для игр — манеж или пространство на полу, застеленное специальным пенным ковриком или пледом.

Игрушки и игры

  • Можно разложить разнообразные по фактуре, форме и цвету игрушки так, чтобы малышу пришлось за ними потянуться. Это будет стимулировать его к ползанию. Для совершенствования функции кисти можно предлагать палочку, шарик, веревочку.
  • Игрушки должны провоцировать ребенка на простые действия — сжатие, надавливание, складывание, вращение, перемещение предмета. Хорошо, если действия сопровождаются звуковыми сигналами, приятной песенкой, голосами зверей, птиц, звуками окружающего мира.
  • Сортеры, пирамидки, кубики полезны для развития координации. Малыш уже хорошо владеет обеими ручками, поэтому быстро освоит постукивание ложками, вкладывание меньшего предмета в больший, нанизывание.
  • Погремушки не теряют своей актуальности. Они могут дополняться более сложными развивающими элементами, но суть игрушки остается прежней.
  • Первые книжки лучше выбирать с крупными картинками из плотного картона, винила или текстиля. Популярны электронные книги, дополненные звуковыми кнопками.
  • Купание можно превратить в познавательную игру с помощью резиновых игрушек.

Физические упражнения

  • Гимнастика направлена на закрепление полученных навыков и подготовку к важному этапу развития — ползанию и самостоятельному сидению.
  • Комплекс упражнений для рук и ног включает сгибание-разгибание, круговые движения во всех суставах, сведение-разведение, похлопывание, «велосипед» и «мельницу». Подключаются подтягивание за ручки, круговые движения корпусом, наклоны.
  • Поддерживая малыша за живот, можно учить его переставлять ладони по поверхности, имитируя ползание. Попробуйте выставлять ребенка на четвереньки и немного раскачивать его корпус в передне-заднем направлении.
  • Занятия на фитболе тренируют как мышечный, так и вестибулярный аппарат.

Как развивать ребенка

— Какие методы развития не подходят для ребенка в шестимесячном возрасте?

Читайте так же:
Гематома и абсцесс носовой перегородки: причины, симптомы, диагностика, лечение

— Родителям часто хочется видеть в своем ребенке вундеркинда чуть ли не с пеленок. Существуют множество методик раннего развития, многочисленные пособия, развивающие игрушки — ими необходимо пользоваться, но все должно быть в меру.

Если ребенок не сидит в 6 месяцев, многие начинают бить тревогу, принудительно усаживать его в подушки. Этого делать категорически нельзя, поскольку идет чрезмерная нагрузка на неокрепшие мышцы спины и кости таза, провоцируя развитие грубых нарушений опорно-двигательного аппарата.

Также некоторые родители избегают пребывания ребенка на полу, боясь переохлаждений, сквозняков, мусора. Но просторная безопасная горизонтальная поверхность, застеленная ковриком или пледом, станет для малыша целым миром, который подарит широкую свободу действий и движений.

— Екатерина Борисовна, каким должно быть меню ребенка в 6 месяцев, чтобы он рос здоровым?

— Некоторые малыши в этом возрасте только начинают пробовать первые блюда, а кому-то уже требуется расширение рациона. Шесть месяцев — крайний срок для начала введения прикорма. После него закрывается так называемое окно пищевой толерантности, когда организм готов попробовать новый продукт с наименьшим риском развития аллергических реакций.

Рацион ребенка в 6 месяцев может состоять из нескольких видов овощей и каш.

  • Если ранее ребенок прикармливался безглютеновыми безмолочными кашами, то пора вводить молочную моно- или мультизлаковую кашу. Лучше начинать с каш на козьем молоке, они менее аллергенны и легче усваиваются.
  • Вместо монокомпонентного пюре вводятся фруктово-овощные и фруктово-творожные пюре, затем первый мясной прикорм.
  • В качестве добавки используется только витамин D3 в профилактической или лечебной дозе.

— Сколько должен съедать ребенок в 6 месяцев?

— Если прикорм введен рано, то в шесть месяцев малыш должен съедать в среднем:

  • 150 г каши
  • 150 г овощного пюре
  • 60 г фруктового пюре
  • 5—30 г мясного пюре
  • 150—200 мл грудного молока или смеси

Ребенок получает грудное молоко по требованию после продуктов прикорма. Смесь также дается после основного блюда, но ее объем должен быть значительно меньше привычной порции. Например, обычная порция пищи на разовое кормление не превышает 200 г. Если малыш получил 150 г пюре, то смеси разводится не более 50 г. Цифры весьма условны, аппетит и потребности у всех разные, и если ваш ребенок съедает немного меньше или немного больше нормы, то волноваться не стоит. Но и перекармливать не нужно, лишний вес ребенку ни к чему.

Детские смеси в полгода

— Чем нельзя кормить полугодовалых детей?

— Категорически нельзя давать цельное коровье или цельное козье молоко, натуральные или пакетированные соки. Запрещены продукты, предназначенные для питания взрослых или более старших детей (негомогенные супы, овощи кусочками, мясной фарш), вся пища должна быть пюреобразной консистенции. Продукты, в составе которых присутствуют ароматизаторы, красители, консерванты, различные специи, соль и сахар, также исключаются. Не стоит торопиться с введением в рацион малыша рыбы, кисломолочных продуктов (кефира, йогурта), а вот творожок в шесть месяцев можно давать по показаниям.

— Развитие полугодовалых детей на грудном вскармливании и на искусственном вскармливании схоже или имеет характерные особенности?

— В качестве первой смеси здоровым детям без признаков аллергии и особенно малышам, у которых есть родственники с непереносимостью белка коровьего молока, предпочтительнее назначить смесь на основе козьего молока. Выбор можно сделать в пользу смеси MAMAKO Premium ® .

Козье молоко в отличие от коровьего менее аллергенно, так как в нем отсутствует сложный белок альфа-s1-казеин, ответственный за аллергию. Кроме того, рекомендуемая смесь содержит многие полезные питательные вещества, в том числе:

  • уникальный IQ-комплекс с полиненасыщенными жирными кислотами Омега-3 и Омега-6 в оптимальном соотношении и лютеином для правильного развития зрения и головного мозга;
  • L-карнитин, который обеспечивает правильный обмен веществ и способствует росту мышечной массы, что особенно необходимо малышу в шесть месяцев, так как расширяется его двигательная активность;
  • нуклеотиды, которые обеспечивают адекватную иммунную реакцию;
  • витаминно-минеральный комплекс, который полностью соответствует возрастным потребностям малыша.

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО ® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев

baby

В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.

Читайте так же:
Пахово-мошоночная грыжа : причины, симптомы, диагностика, лечение

В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).

К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).

С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.

Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.

После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.

В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.

Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр "Фундаментальный"

Салмагамбетова Елена Гарриевна

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Читайте так же:
Фурацилин при беременности: инструкция по применению, описание и формы выпуска препарата

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

  • положение туловища
  • объем движений
  • наличие асимметрии в двигательной сфере.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию