Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что должен уметь ребенок в 12 месяцев?

Развитие ребенка в 12 месяцев

С момента появления малыша на свет прошел уже целый год. И некогда крошечный младенец подрос в смышленого маленького человечка, стремящегося к познанию окружающего мира. Годик – это первая серьезная дата для ребенка и завершение первого этапа взросления. Малышу еще многому предстоит обучиться, впереди ждет масса открытий и новых впечатлений. А родителей ожидает еще достаточно волнений, пока годовалый карапуз превратится во взрослого человека. Но пока главная родительская задача – следить за нормами развития ребенка и помогать ему расти здоровым и крепким.

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев

К этому возрасту большинство малышей уже умеют самостоятельно ходить. Это может быть хождение за ручку с мамой или уверенное передвижение возле опоры. Строгих требований или мнений по этому вопросу нет. И считается вполне нормальным, если ребенок пока предпочитает передвигаться на четвереньках. У каждого организма свои темпы развития и не стоит их форсировать. Возможно, тело малыша еще не готово к тому, чтобы уверенно передвигаться на ножках. Тем не менее в годик ребенок уже должен уметь присесть на корточки из положения стоя и подняться обратно, не опираясь при этом на стену или мебель.

У малыша уже прорезались несколько зубов. Обычно к году появляются передние резцы и начинают расти боковые.

Нормы веса и роста у ребенка в 12 месяцев

С приближением первого юбилея рост ребенка несколько замедляется по сравнению с темпом предыдущих месяцев. Поэтому существенной прибавки за месяц не произойдет. Средняя прибавка веса равна 400 г. В росте малыш обычно прибавляет не более 2 см. Таким образом, норма веса для годовичка составит 10 кг при росте в 75см. Вполне допускаются некоторые отклонения от этих параметров в пределах +1кг по весу и +5см по росту. Развитие каждого ребенка проходит индивидуально и зависит от генетических предрасположенностей, особенностей организма и условий жизни, поэтому здесь нет строгих весовых и ростовых критериев.

Развитие у мальчиков в 12 месяцев

Развитие у девочек в 12 месяцев

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Зрение

У малыша активно формируется бинокулярное зрение, появляется понимание, что предметы объемные. Малыш уже может отличать некоторые фигуры и основные цвета.

Слух

Тесно связан с развитием речи. В большинстве случаев дети в годик понимают намного больше, чем способны сказать. Четко различают оттенки интонации взрослых. Могут определить источник звука и его направление: слева, справа, сверху и тд.

Речь

В этот период быстрыми темпами идет развитие речи. Обычно ребенок уже умеет произносить различные слоги и имеет в арсенале несколько простых слов: мама, папа, дай, на, ам-ам и т.д. Не стоит переживать, если малыш пока не говорит ничего вразумительного. Становление речи – долгий и трудоемкий процесс, некоторые малыши полноценно заговаривают лишь после 2х лет. Просто им требуется большее время на формирование речевых навыков.

Моторика

Дети в 12 месяцев активно пользуются руками. Они способны захватывать различные по размеру предметы обеими руками, передавать их взрослому по их просьбе. Также малыш активно осваивает жесты. Часто использует указательный пальчик, когда хочет обратить внимание родителей на какую-то вещь. В это время ребенок начинает осваивать использование столовых приборов, пытается кушать самостоятельно ложкой.

Эмоции

Все большее значение малыш уделяет смеху и не упускает возможности посмеяться. Ему нравится, когда взрослые смеются вместе с ним, более того, он старается нарочно их рассмешить.У многих детей в 12 месяцев начинает проявляться первая самостоятельность. Они активно выражают желание делать что-то самим, без помощи взрослых. И рьяно протестуют капризами и слезами, когда родители пытаются вмешаться. Малыши могут проявлять свой характер, заявлять свои правила и пытаться их отстоять. В связи с этим родители могут столкнуться с первыми сложностями в воспитании детей и ощутить на себе действие кризиса первого года.
Ребенок в годик уже умеет считывать разницу в отношении к нему взрослых. Например, он может держаться подальше от строгого родственника, и напротив, с удовольствием оставаться с более мягкими бабушкой или мамой.

Игра

Малыш уже способен играть самостоятельно непродолжительное время. Он строит башни из кубиков, собирает пирамидку, увлеченно занимается музыкальными игрушками. Также может покатать машинку или каталку, бросать мячик.

Режим дня в 12 месяцев

Режим сна

Малыш все еще нуждается в длительном сне по 13-14 часов в сутки. Некоторые детки в этом возрасте переходят на один дневной сон. В этом случае он должен продолжаться не менее 2х часов и заканчиваться не позднее 16:00. Тогда период бодрствования до момента вечернего укладывания будет достаточным, чтобы малыш успел устать. И вечером его будет проще уложить в постель. Продолжительность ночного сна составит 11-12 часов.

Прогулки

Обязательным пунктом режима является ежедневная прогулка. В идеале на свежем воздухе нужно проводить как можно больше времени, особенно в теплое время года. Прогулочный минимум 1.5-2 часа в день. Желательно, чтобы прогулка не приходилась на время дневного сна. В годик ребенок активно познает мир, с ним можно гулять не только в коляске, но и на детской площадке, привлекать его к общению с другими детьми.

Оно по-прежнему остается пятиразовым. Кардинальных отличий от 11 месяцев здесь не будет. При сохранении грудного вскармливания оставляют 2 прикладывания в день – утреннее и вечернее. При искусственном вскармливании эти кормления заменяют смесью, соответствующей возрастным потребностям.

Ежедневный рацион ребенка должен содержать 1200-1300 калорий:

  • Кисломолочные продукты (кефир, йогурт) 200 мл в день;
  • Творог (свежий, запеканка, сырники) 70г в день;
  • Яйца перепелиные или куриные (в случае отсутствия аллергии) не более 3х раз в неделю по 1шт;
  • Овощи и фрукты 200г в день. В годик постепенно можно вводить новые фрукты, ягоды, овощи;
  • Мясные продукты (индейка, курица, телятина) 200г в день. Из мяса можно приготовить тефтели, суфле, фрикадельки.
  • Рыба нежирных сортов (треска, судак) 2 раза в неделю по 40г;
  • Каши и крупы (кукурузная, рисовая, гречневая, овсяная, мультизлаковая);
  • Напитки (соки, компоты из сухофруктов);

В годик все дети активно учатся пережевыванию пищи. Поэтому стол ребенка нужно организовать таким образом, чтобы на нем присутствовали и перетертые блюда и блюда с мягкими кусочками.

Читайте так же:
Почему опухли половые губы и что делать?

Полезные привычки

В 1 годик уже можно смело приучать малыша к полезным привычкам: умыванию и чистке зубов по утрам и вечерам, мытью рук перед едой и после возвращения с прогулки, высаживанию на горшок. Также рекомендуется ежедневно купать ребенка. Водные процедуры благотворно влияют на развитие и помогают укреплять иммунитет. Для комфортного купания температура воды должны быть не выше 37-38 градусов.

Как поддерживать развитие ребенка

Для малышей 1 года будут полезны различные занятия и игры.

Чтение книг для самых маленьких – способствует расширению словарного запаса ребенка. Особенно полезны будут стишки и потешки с движениями. Выполняя их совместно с родителями, малыш сможет подвигаться, а также проиграть различные жизненные ситуации, описанные в книжке.
С годика ребенка уже можно приобщать к сюжетным играм. Они расширят его житейский опыт и обогатят познания об окружающем мире.

Активное вербальное общение – поможет малышу узнать больше новых слов, строить предложения. Полезным будет помогать крохе озвучить его просьбу. Например, малыш показывает на шарик и просит «дай». Можно подсказать ему: «мама, дай шарик!» .

Мелкая моторика

Это все те же занятия с мелкими предметами: нанизывание бусин на нитку, лепка из пластилина, пересыпание и перекладывание зерен и пуговиц из одной емкости в другую.

Хождение

Стимулируйте ребенка развивать навык хождения. Если малыш уже твердо ходит, можно совершать с ним короткие пешие прогулки, шагать за ручку по лестнице, переступать через небольшие препятствия, обходить лужи и т.д. Когда ребенок еще не делает самостоятельных шагов, а ходит только за руку, можно предложить ему самому подойти к вам за игрушкой 2-3 шага. Иногда для лучшего равновесия в руки малышу дают небольшой мячик. Можно попросить малыша дать вам мячик и отойти на пару шагов. Таким образом, ребенок будет одновременно занят игрой и укрепит навык передвижения.

Социализация

Поощряйте общение с другими детьми. Если у малыша есть старшие братья и сестры, приобщайте их по мере возможности к совместным играм. Ребенок должен иметь широкий круг общения. Хорошо, когда кроме родителей и ближайших родственников в него входят близкие друзья мамы и папы, двоюродные братья и сестры, дяди, тети.

Полноценное здоровое развитие ребенка включает в себя не только соответствие физическим и психологическим нормам. Между малышом и родителями должна присутствовать крепкая эмоциональная связь. Эта связь необходима детям как воздух. Она стимулирует развитие их личности, положительных черт характера, создает чувство защищенности и безопасности. Поэтому помимо повседневного ухода за ребенком, игр, прогулок и кормлений следует не забывать об эмоциональной составляющей воспитания. В семьях любящих родителей дети развиваются активнее и часто опережают своих сверстников.

Здоровье ребенка от 6 месяцев до 1 года

Как растет ребенок от 6 до 12 месяцев, как развиваются системы его организма.

Как меняется рост и вес ребенка с 6 до 12 месяцев

Средняя стандартная ежемесячная прибавка в росте малыша такова:

– с 6-го по 9-й месяц — 1,5 – 2 см (за все время — 4,5 – 6 см);

– с 9-го по 12-й месяц — 1 – 1,5 см (за все время — минимум 3 см).

Вес малыша растет теперь не так быстро: если с 1 до 6 месяцев ребенок прибавлял по 600 – 800 г в месяц, то теперь ежемесячная прибавка составляет 300 – 550 г — ведь сейчас кроха активно двигается. К 12 месяцам малыш уже весит примерно втрое больше, чем при рождении.

  • Чтобы следить за весом ребенка, нужно взвешивать его раз в месяц.
  • Если малыш после введения прикорма, особенно когда он находится на искусственном вскармливании, набирает вес активнее, чем нужно, стоит посоветоваться с педиатром, чтобы пересмотреть рацион крохи. С лишним весом ребенку будет сложнее переворачиваться и двигаться.
  • Не стоит оставлять без внимания и недостаточный набор веса — это тоже повод для общения с врачом. С другой стороны, если ребенок начал активно двигаться, то на время вес может и «остановиться», ничего страшного в этом нет.

Когда нужно посещать педиатра

Традиционно до года педиатра следует посещать каждый месяц. В 6 месяцев малыша осматривают такие врачи:

  • Педиатр,
  • Невролог,
  • Детский хирург.

Кроме того, как правило, делается общий анализ крови, мочи, кала. Часто ребенка смотрят еще офтальмолог и отоларинголог, чтобы исключить проблемы со слухом.

В годик эта диспансеризация повторяется, и малыша осматривают также детский стоматолог и другие специалисты.

Когда и какие прививки делать

  • В 6 месяцев малышу повторяют прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (вакцина АКДС), а также полиомиелита и гепатита B.
  • В год ребенку впервые проводят пробу Манту, которая позволяет выявить уровень иммунитета к туберкулезу, и вакцинируют против кори, краснухи и эпидемического паротита.

Посещение врача полезно не только для контроля над здоровьем ребенка — это возможность для мамы забыть о тревогах и довериться специалисту. Конечно, собственный опыт и знания подруг важны, но лучше со всеми вопросами обращаться к врачу.

Чему учится ребенок с 6 до 12 месяцев

В этом возрасте малыш приобретает новые полезные навыки. Активно развивается его крупная моторика и мышцы. Как правило, он может сидеть без поддержки и постепенно учится переворачиваться, затем ползать, а с 9 месяцев начинает делать первые шаги. Педиатры считают, что:

  • Не нужно специально высаживать ребенка раньше времени — до 6 – 7 месяцев позвоночник малыша к этому не готов;
  • Лучше не стимулировать ребенка к ходьбе слишком рано — этап ползания очень важен для укрепления мышц и профилактики проблем со спиной;
  • Стоит помнить, что ходунки и прыгунки можно (но совсем не обязательно!) использовать только после того, как малыш научился сидеть и стоять самостоятельно

Как помочь физическому развитию малыша? С 6 месяцев ребенок начинает больше двигаться, и с этого момента для него становится полезен укрепляющий массаж, а затем и гимнастика: так вы поможете ему подготовиться к первым шагам (подробнее об этом читайте здесь). С 9 – 10 месяцев вы можете ходить с малышом в бассейн, который также позволяет укрепить его здоровье.

Активно развивается зрение и слух, к 7-му месяцу у малыша уже сформировано цветное зрение на уровне взрослого и он лучше видит далекие объекты. В 7 – 10 месяцев ребенок умеет распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), но видит еще нечетко.

Читайте так же:
Мази от кашля : названия и способы применения

У малыша активно развивается речь, об этом мы пишем в отдельном материале, а об упражнениях, помогающих малышу освоить этот навык, вы можете узнать здесь. Важно много общаться с ребенком в 6 – 8 месяцев (да и в любой другой период), так как сейчас он приобретает навыки понимания коротких предложений и смысла слов.

  • В 8 – 9 месяцев ребенок подражает незнакомым звукам, может говорить сдвоенные слоги. Он живо реагирует, если спросить его о маме или папе, назвать его имя.
  • К 9 месяцам он уже знает названия самых важных для него предметов, может их найти, реагирует на просьбы взрослого («дай», «сядь» и т. д.).
  • К году малыш уже знает значения около 10 слов и половину из них, возможно, умеет произносить сам. Он много лепечет, и родителям важно поощрять его речь, хвалить и активно общаться в ответ.

Советуем также познакомиться с общими сведениями о том, как развивается малыш каждый месяц до года.

Социальное и эмоциональное развитие

В 7 месяцев развивается визуальное восприятие ребенка: он начинает замечать элементы обстановки, его интересует отражение в зеркале, он начинает понимать, что между отражением и его телом есть связь.

В 6 – 8 месяцев дети начинают выражать страх. Эта эмоция развивается позже остальных базовых, так как для того, чтобы ее испытывать, нужно научиться сопоставлять событие, которое вызывает страх в данный момент, с похожим событием из прошлого. Именно поэтому сейчас ребенок умеет сравнивать лица близких и незнакомых людей и выражать боязнь последних.

Между 8 и 12 месяцами малыш знает, какие игрушки и люди ему больше нравятся, он хочет находиться с ними как можно чаще и дольше, видя в них источник эмоциональной поддержки. Также он протестует, если забрать его любимую игрушку или если мама его покидает, пусть даже на одну минуту. Только к 18 месяцам он может менее болезненно переживать расставание с ней.

В этом же возрасте ребенок более активно, чем раньше, копирует мимику, поведение и жесты людей, учится понимать их смысл. Ориентируясь на вашу реакцию, он принимает решение о том, как действовать: например, если он видит одобрение, то подходит и берет заинтересовавшую его вещь.

Малыш проверяет реакцию взрослых на свое поведение, кидая объекты или совершая другие поступки, — таким образом он узнает о причине и следствии и учится взаимодействовать с объектами и людьми.

Познавательные способности

Пока малышу не исполнилось 8 месяцев, он считает, что объект исчезает, если его спрятать или чем-то закрыть. Играть с ним в «ку-ку» сейчас бессмысленно, потому что он не будет заинтересован игрой. Но с 8 до 12 месяцев ребенок понимает, что объект находится на месте постоянно, и игра становится для него забавной и интересной.

  • В 8 месяцев память ребенка начинает действовать иначе. Раньше он просто узнавал людей, когда видел их, а теперь он может сам вспоминать нужные объекты. Малыш начинает эмоционально реагировать, если кого-то или чего-то нет на прежнем месте.
  • В возрасте 8 – 12 месяцев малыш понимает, что у объектов есть названия и функции. Ему интересно не засунуть в рот игрушку, а нажимать на кнопочки. Он подражает взрослым — пробует пить из чашки, есть ложкой и расчесывать волосы.

Чем ближе первый день рождения крохи, тем активнее он экспериментирует с объектами, бросает их, трясет, катает и швыряет. Такое поведение кажется взрослым просто игрой, но в этот момент малыш делает важные открытия, узнавая, как устроен мир и предметы в нем.

В 6 – 7 месяцев у малыша начинают резаться зубки, о чем вы можете подробно узнать здесь. Это время для ввода прикорма.

Вводим прикорм

Активно способствует укреплению здоровья и развитию ребенка появление новых продуктов в его рационе. Согласно рекомендациям ВОЗ, вводить прикорм нужно с 6 месяцев. В более ранний период, как правило, ЖКТ ребенка к таким переменам в меню не готов, но и сильно затягивать с этим тоже не следует. В полгода растущему организму требуется много витаминов и микроэлементов, и одного молока малышу мало.

Познакомьтесь с подробным материалом о прикорме здесь и обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Здесь же мы сформулируем основные принципы ввода прикорма.

В 4 – 6 месяцев вводят овощное пюре или безглютеновую безмолочную кашу.

Специалисты не советуют вводить первыми фрукты и соки. Если начинать с фруктовых пюре, малыш привыкнет к сладкому вкусу и позже может отказаться от «менее аппетитных» овощей.

Второй прикорм вводится через 3 – 4 недели после первого, еще через 3 – 4 — третий.

Возможные варианты последовательности введения трех основных продуктов: каша – овощи – мясо, каша – мясо – овощи, овощи – каша – мясо, овощи – мясо – каша.

Любой прикорм не должен вытеснять кормление грудью, он лишь дополняет рацион ребенка.

К 8 – 9 месяцам в режим питания малыша желательно ввести не менее 3 кормлений густой пищей в общем объеме 400 – 600 г.

В это же время в рацион ребенка включают кефир и йогурт: начинают с чайной ложки, постепенно увеличивая количество до одной столовой ложки в день. Через 7 – 10 дней ежедневный объем кефира или йогурта должен составлять около 40 – 50 мл, а за 3 недели он доводится до 200 мл.

В 8 – 9 месяцев ребенку предлагают и творог: сначала по половине чайной ложки в день, затем доводят суточную дозировку до 20 г, потом — до 30 – 35 г. К 1 году объем творога в рационе ребенка составляет до 50 г в сутки (это 5 – 8 чайных ложек).

В 9 – 10 месяцев можно вводить рыбу нежирных сортов — минтай, хек. Рыба заменяет мясное пюре, и давать ее стоит 1 – 2 раза в неделю.

В 11 месяцев маленький гурман готов пробовать более сложные для переваривания овощи: баклажаны, свеклу, белокочанную капусту, зеленый горошек. Овощи по-прежнему подаются в термически обработанном виде.

В 12 месяцев малышу можно пробовать и другие продукты. Но помните, что детский организм нуждается в детской еде, а почему, мы рассказываем в этом материале.

Стул после введения прикорма

После того как малыш впервые познакомится с пюре или кашами, вы сразу заметите изменения в стуле: он станет коричневого или темно-коричневого цвета, гуще и с более сильным запахом.

  • Время от времени вы будете замечать в стуле кусочки непереваренной еды. Это нормально, так как некоторую пищу кроха пока может переварить только частично, а иногда ест слишком быстро. Однако, если так происходит постоянно, посоветуйтесь с врачом.
  • Если у малыша стул бывает реже 1 – 2 раз в сутки при любом виде вскармливания и он при этом испытывает неприятные ощущения (вздутие живота, снижение аппетита, плохое настроение), то это может свидетельствовать о запоре. Обратитесь к врачу, чтобы решить эту проблему.
  • В зависимости от вида прикорма, стул может меняться: яблочный, абрикосовый и сливовый сок обычно слабит, а грушевый — крепит.
  • Кишечник ребенка может реагировать на введение в прикорм нового продукта появлением диареи или запором. Если спустя 2 – 3 дня стул не возвращается к норме или если малыш демонстрирует признаки дискомфорта, этот продукт лучше временно исключить из рациона ребенка.
  • К 1 году даже при частичной замене грудного молока прикормом частота стула снижается, он бывает 1 – 2 раза в сутки и при этом становится коричневым и густым, как у взрослых.

Обратите внимание, что при диарее важно как можно тщательнее промывать детскую промежность и часто менять подгузник, так как в этот период кожа из-за попадания на нее энзимов особенно сильно раздражается.

Маме нужно следить за стулом малыша и обращаться к врачу, если она заметит такие изменения в нем:

Читайте так же:
Что такое свиной грипп и как его лечить?

Показатели развития ребенка до года

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений — это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Читайте так же:
Когда у детей появляются родинки?

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а», » а-бы-ы», » е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова -«надо» и «нельзя».

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру » Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Развитие ребёнка в 1 год (12 месяцев)

В 12 месяцев развитие ребенка как никогда направлено на изучение и познание окружающего мира. У годовалого ребенка меняется отношение к находящимся рядом людям. Малыш понимает, что может оказывать влияние на маму и активно пользуется этим умением.

Развитие ребенка в 1 год часто ассоциируют с переходным этапом и определенным кризисом. Малыш становится активным, ему не сидится на месте, все интересно и все хочется исследовать. Пока его словарный запас и речевые возможности ограничены, малыш часто общается при помощи крика или плача.

Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев

Ребенок все больше продолжает интересоваться окружающим миром, ему интересны названия предметов и общение с людьми. Малыш социализируется, он охотно знакомится со сверстниками и другими людьми.

К этому возрасту ребёнок научился бросать игрушки и предметы уже осознанно, ему интересно, как далеко покатится мяч или улетит кубик.

Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев:

  • Стоять на вытянутых ножках, ходить, держась за опору. Активно ползать, перемещаясь из одной комнаты в другую.
  • Брать одной ручкой два мелких предмета, уметь их передавать маме по просьбе. Как правило, ребенок использует две руки, чтобы захватить горсть мелких игрушек.
  • Приседать и садиться без посторонней помощи.
  • Собирать пирамидку, строить башню из кубиков. Может больше времени проводить наедине с собой, играя или рассматривая красочные картинки.
  • Осваивать новые жесты: многие годовалые дети умеют посылать воздушный поцелуй, махать руками и дуть на горячее.
  • Активно копировать жесты родителей, подражать разговору по телефону.
  • Уметь держать ложку и пытаться ею захватить еду (при условии, что ранее мама показала, как это делать).
  • Понимать от 10 до 20 слов, определять название предметов, которые видит ежедневно. Показать пальчиком, где кошка, книжка, тарелка и т. д.
Читайте так же:
Что делать с объемами тела и почему вам не нужны весы

Что еще должен уметь ребенок в 1 год? В этом возрасте продолжается активное развитие речевого аппарата. Малыш старается произносить некоторые слова, хотя они пока еще только напоминают речь. Стоит отметить, что годовалые дети вкладывают несколько значений в одно и то же слово.

До 1 года ребенок тесно эмоционально связан с мамой, воспринимая её как часть себя. В возрасте 12 месяцев продолжает формироваться личность малыша, его особенности характера. Вместе с этим карапуз переживает внутренний конфликт – стремление к самостоятельности и привычка, что мама рядом.

Навыки для 12 месяцев

Навыки ребенка в этом возрасте разнообразны, их можно разделить на следующие достижения:

Познавательные:

  • Играет с пирамидкой: надевает, снимает кольца.
  • Ставит друг на друга кубики.
  • Подражает сверстникам (кидает кубики, хлопает руками, может начать ломать игрушку).
  • Открывает, закрывает ящики, двери, включает/выключает все, что можно, нажимает кнопки и т. п.

Социально-эмоциональные:

  • Смеется, радуется маме или любимой игрушке.
  • Проявляет разнообразный спектр эмоций в зависимости от ситуации: смеется, возмущается, плачет.
  • Проявляет недовольство при грубом к нему обращении, если слышит «нет», «нельзя».
  • Копирует мимику родителей, подражает им.
  • Интересуется картинками в книжках, яркими предметами.
  • С интересом слушает музыку, «подпевает».

Речевые:

  • По просьбе может выполнить действие с игрушкой (отдать, положить, сложить в коробку).
  • Может взять или показать знакомый предмет.
  • Понимает слова «нельзя», «возьми», «можно».
  • Помнит имена родственников, знает некоторые предметы гардероба.
  • Если прощаются, машет рукой.
  • Понимает игру «ку-ку», закрывает ладошками лицо.

Бытовые:

  • Держит чашку в руках, пьет из нее самостоятельно.
  • Может откусить печенье, яблоко, банан.
  • Помогает себя одеть, поднимает ножку.
  • Некоторые дети в этом возрасте хорошо знакомы с горшком, просятся на него, издавая характерные звуки.

Рост ребенка в 12 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Активно продолжается физическое развитие малыша, за год он вырос примерно на 25 см. Теперь рост ребенка, согласно данным отечественной педиатрии, должен находиться в следующем диапазоне:

  • Девочки: от 71,3 до 78,1 см.
  • Мальчики: от 72,1 до 79,8 см.

По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рост ребенка в 1 год должен приближаться к следующим отметкам:

  • Девочки: от 68,8 до 79,3 см.
  • Мальчики: от 71,1 до 80,6 см.

Вес ребенка в 12 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

К этому возрасту малыш набирает 6-7 кг, последующая прибавка в весе будет не такой активной. Вес ребенка в 12 месяцев, по мнению отечественных педиатров, не должен выходить за следующие отметки:

  • Девочки: от 8,4 до 10,9 кг.
  • Мальчики: 8,8 до 11,7 кг.

По данным ВОЗ, вес ребенка в 1 год должен быть в рамках следующих границ:

  • Девочки: от 7,1 до 11,6 кг.
  • Мальчики: 7,8 до 12,1 кг.

Психическое развитие ребенка в 12 месяцев

Активно продолжается социализация ребенка, ему интересно общаться со сверстниками, но иногда он провоцирует конфликты. Психологическое развитие ребенка в 12 месяцев далеко шагнуло вперед, теперь малыш понимает, как общаться с родителями.

Чувствуя мягкость и снисходительность со стороны мамы, ребенок будет шалить и предпринимать попытки манипулирования.

С годовалым ребенком становится сложнее играть, он внедряет собственные правила, которые зачастую являются неприемлемыми: кидание песком, поломка игрушек, дерганье животных за хвост.

В этот период у ребенка начинает развиваться долговременная память. Годовалые дети запоминают некоторые моменты вчерашнего дня и могут помнить, что было несколько суток назад.

Дети этого возраста позитивно относятся к музыке, любят ее слушать, подпевают и пританцовывают.

Как уже упоминалось ранее, примерно в 1 год у ребенка происходит переходный момент – кризис 12-го месяца. Проявляется он следующими изменениями:

  • Ребенка становится трудно контролировать – он проявляет упрямство, непослушание.
  • Активно показывает собственную самостоятельность, отказывается от помощи, а при попытке помочь нервничает, кричит.
  • Ребенок становится обидчивым и плаксивым, особенно когда слышит «нельзя», «нет».
  • Многие родители отмечают противоречивое поведение ребенка – он отказывается от помощи и в ту же минуту ждет внимания.

По мнению психологов, возраст, в котором допустимо истеричное поведение младенца, – 10-12 месяцев. Во-первых, отсутствие словарного запаса не дает ребенку возможности объяснить, что его беспокоит. Во-вторых, истерика – обычное явление и поведение для малыша. В старшем возрасте истерика не допустима, ее следует сразу же пресекать.

Тактика поведения при развитии истерики – что с этим делать?

Первое правило, которое следует запомнить: шлепки, крик, разговор на повышенных тонах недопустимы и полностью бесполезны. Все, что нужно сделать, если ребенок закатил истерику, – взять его за руку и обнять. Спустя некоторое время малыш сам успокоится и займется привычными делами.

Уход за ребенком в 12 месяцев

Двенадцать месяцев – оптимальное время, чтобы приучить ребенка к гигиеническим процедурам. Каждое утро нужно помогать ему умываться, чистить зубы, подмываться ниже пояса. Любознательность ребенка приводит к тому, что он хочет все потрогать, поэтому в течение дня следует мыть руки с мылом. Также нужно приучать его мыть руки перед каждым приемом пищи.

Перед отходом ко сну проводятся водные процедуры и массаж. Родителям нужно обратить внимание на средства личной гигиены. Все они должны подходить ребенку по возрасту и быть индивидуальными (полотенце, мочалка и т. д.).

В возрасте 1 года проводится плановое посещение педиатра и полная диспансеризация. Врач назначит необходимые лабораторные анализы, проведет измерение роста, веса, объема груди и головы. Далее педиатр назначает консультации у профильных специалистов: хирурга, отоларинголога, невролога, стоматолога и офтальмолога. В этом возрасте проводится плановая вакцинация, направленная на защиту от кори, паротита и краснухи.

В 12 месяцев продолжается активное развитие речевого аппарата. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, читать ему книжки, рассказывать о значении различных предметов.

1. ООО «Группа компаний Мед Эксперт»: научно-практический медицинский рецензируемый журнал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию