Avicenna-58.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что должен уметь ребенок в 1 год?

Развитие детей от рождения до 1 года

Родители детей от нуля до года, особенно если это их первый ребенок, всегда беспокоятся о том, попадает ли их ребенок в возрастные нормы развития, и увлеченно сверяются с другими родителями и Интернетом: что должен уметь делать ребенок в 2, 3, 4 месяца? сколько должен спать новорожденный? в каком возрасте ребенок начинает сам переворачиваться со спины на живот (или наоборот)?

Само по себе это довольно безобидное и даже полезное занятие. Однако оно может дать родителям повод для беспричинных переживаний на тему мнимого отставания ребенка в развитии. Поэтому, даже если вы прочитали всю известную литературу о развитии младенцев, помните две вещи:

Первое. Квалифицированно оценить соответствие ребенка возрастной норме могут только детские врачи – педиатр и невролог. Критично важно пройти медицинский осмотр у этих специалистов в один месяц и в три месяца ребенка. Это позволит выявить возможные проблемы на ранней стадии и вовремя начать их устранять.

Второе. Каждый ребенок индивидуален. Известно, например, что в возрасте до года девочки в среднем развиваются немного быстрее мальчиков, а это лишь один из факторов. Даже антропометрические возрастные нормы (рост, вес, окружность головы) носят лишь ориентировочный характер, что уж говорить о более сложных вещах – умениях, реакциях, навыках… Поэтому не стоит паниковать, если именно ваш ребенок не вписался в какой-то критерий, описанный ниже. Помните, диагноз может поставить только грамотный детский врач. И многие диагнозы, поставленные в этом возрасте, не являются окончательными и впоследствии снимаются.

Итак, вот примерные возрастные нормы для детей до года:

Что должен уметь новорожденный

Способности новорожденного ребенка (а это период до 28 дней) в основном ограничены врожденными рефлексами: сосания, опоры на ножки при вертикальном положении, ползания (если выложить ребенка на животик и дать ему опереться стопами о ладонь, он будет пытаться ползти). Он также реагирует на яркий свет или резкий звук. Новорожденный большую часть времени спит, просыпаясь только от голода или дискомфорта.

Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Достигнув возраста 1 месяц, ребенок проходит осмотр в поликлинике у детских врачей-специалистов: помимо уже упомянутых врожденных рефлексов, невролог проверит, пытается ли ребенок приподнимать и держать голову, если его положить на живот. Кроме того, к этому возрасту у большинство детей способны фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением (как правило, используется погремушка), а также прислушиваться к источнику звука (голоса или погремушки) и пытаться смотреть туда, откуда доносится звук. Ребенок уже различает интонации и даже улыбается.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Три месяца – время второго «большого» осмотра в детской поликлинике. За это время ребенок совершает качественный прорыв в развитии. Он уже может долго рассматривать заинтересовавший его предмет. Способен поворачивать голову к источнику звука. Если выложить ребенка на живот, можно убедиться, что ребенок уже хорошо держит голову и иногда даже опирается на предплечья.

Поскольку ребенок уже «нарабатывает» приобретенные умения, его врожденные рефлексы к трем месяцам начинают угасать за ненадобностью. Например, ребенок может перестать рефлекторно опираться на ножки в вертикальном положении. Это своего рода подготовка к будущей самостоятельной опоре на ноги – и, конечно, абсолютная норма.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этом возрасте ребенок уже хорошо различает лица, и, как следствие, отличать тех, кого он видит каждый день, от других людей. Если «своим» взрослым он улыбается, «чужих» он может испугаться и расплакаться. Поэтому, если ваши бабушки и дедушки не живут вместе с вами, стоит предупредить их, что ребенку нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к их присутствию.

Четырехмесячный ребенок уверенно сам держит голову и может пытаться переворачиваться. Он также способен брать в руки игрушки и перекладывать их из одной руки в другую, переводить взгляд с одной игрушки на другую.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

А вот полугодовалый ребенок уже должен уметь переворачиваться хорошо: и со спинки на животик, и обратно. Если его посадить, он будет удерживать позу, опираясь на руки.

Шестимесячный малыш понимает, когда его зовут по имени, а также умеет реагировать на некоторые жесты. Речь ребенка тоже интенсивно развивается: он может произносить отдельные слоги («ба», ма» и тому подобное).

В шесть месяцев ребенок уже может есть с ложки и сам пить из чашки – правда, держать и ложку, и чашку должен взрослый.

Часто в этом возрасте проводится профилактический осмотр ребенка детскими специалистами.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Ребенок в семь месяцев сам, без посторонней помощи принимает сидячее положение, а также встает и сам стоит при наличии опоры. Хорошо ползает. Его обращение с игрушками носит все более осмысленный характер: малыш может кидать предметы из кроватки или манежа и следить за тем, куда они падают, стучать предметами, пытаться их рвать и так далее.

Продолжает развиваться речевой аппарат: ребенок все дольше лепечет, увеличивается количество слогов, которое он может произнести; одни и те же слоги он может повторять по многу раз.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

В 10 месяцев ребенок может уже непродолжительное время стоять без опоры. К этому возрасту многие дети ходят при поддержке взрослого за обе руки. Он продолжает активно развиваться через игровую деятельность и теперь уже может сам определить назначение игрушки и использовать ее «как задумано» — кидать мяч, катать пожарную машину. Коммуникации со взрослыми также становятся разнообразнее: ребенок уже может находить знакомые ему предметы по просьбе «дай» или «покажи».

Что должен уметь ребенок в 1 год

В 1 год ребенка для родителей наступает то самое «горячее» время, когда ребенок быстро ползает, постоянно пытается открыть ящики всех встреченных шкафов и при этом с удовольствием вываливает их содержимое наружу. Особый интерес ребенок проявляет к тем предметам, которыми пользуются взрослые, — сотовым телефонам, планшетам, компьютерам.

Годовалый малыш уже способен немного ходить самостоятельно. Он самостоятельно пьет из чашки, теперь уже без помощи взрослого – может сам взять ее, поднести ко рту, поставить на стол. К году ребенок обучается указывать на предметы пальцем. Любит играть с другими детьми.

Ребенок подражает новым услышанным слогам, повторяет короткие слова. Запоминает имена своих родных и названия часто используемых предметов, находит их по просьбе взрослого уже без указания на предмет.

Развитие детей от 1 до 2 лет

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Читайте так же:
Апластическая анемия (гипопластическая анемия): причины, симптомы, диагностика, лечение болезни

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.

Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Читайте так же:
Ангиопатия сетчатки у ребёнка: основные виды и симптомы патологии
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Что должен уметь ребенок в год

Малыши растут стремительно. Казалось, только недавно в доме появился маленький пищащий сверток, которому сложно даже сфокусировать взгляд, и вот он уже гулит, с интересом смотрит по сторонам и готовится отмечать первый день рождения. 11–12 месяцев – возраст, когда ребенок уже начинает осторожно пытаться ходить с поддержкой или самостоятельно, у него продолжают резаться зубки, а сам он активно познает окружающий мир. Этот период, так быстро наступивший, вызывает у родителей закономерное волнение: что должен уметь ребенок в год, нормально ли он развивается. Сразу стоит сказать, что все дети индивидуальны, и не стоит сравнивать малыша с другими, ориентироваться лучше на медицинские критерии.

Особенности развития ребенка в 1 год

По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см. Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален.

Физиологические изменения

Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.

Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.

Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.

Читайте так же:
Маска для лица после загара: нейтрализуем вред ультрафиолета

Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.

Двигательная активность ребенка

То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.

Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.

Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.

Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.

Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.

Особенности развития девочек в 1 год

Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка. Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков. Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.

Особенности развития мальчиков в 1 год

Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.

Как проверить уровень развития ребенка

Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:

  • посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
  • оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
  • послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
  • посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
  • оценить количество зубов;
  • поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Читайте так же:
Папилломы на веке : причины, симптомы, диагностика, лечение

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

  • лепки из соленого теста или специального песка;
  • игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
  • раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
  • закручивания и откручивания крышечек;
  • использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.

Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Возможные отклонения в развитии

В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:

  • не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
  • не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
  • не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
  • не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.

Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.

Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

Что должен уметь малыш в 1 год

Булавина Екатерина Борисовна

Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

— Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?

— За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.

Развитие ребенка в 1 год

  • произносит простые слова с повторяющимися слогами — «ма-ма», «па-па», «ба-ба»
  • выражает потребность словами «дай» или «на»
  • пытается повторять речь взрослых
  • словарный запас у ребенка — от 8 до 10 простых слов, произносимые им звуки все более разнообразны
  • уверенно сидит без поддержки
  • перемещается по комнате, держась за опору или за руки родителей
  • свободно тянется за игрушками из положения сидя
  • активно осваивает ползание, ходьбу
  • поднимается и спускается по ступенькам, шагает приставным шагом при поддержке взрослого
  • приседает, встает из любого положения, взбирается на поверхности и спускается с них
  • может испытывать радость, удивление, любовь, настороженность, страх, разочарование, гнев
  • учится управлять эмоциями, но часто реакции непредсказуемы: смех в одну минуту может смениться плачем, веселая игра — закончиться истерикой, малыш может капризничать и кусаться, привлекая к себе внимание
  • начинает проявлять самостоятельность: категоричное «нет» или «я сам» может сопровождать любое предложение помощи взрослыми
  • начинает испытывать привязанность к людям, вещам, появляются любимые игрушки, а также настороженность к посторонним
  • удерживает внимание в течение 10—15 минут;
  • действия малыша импульсивны, но он способен понять причинно-следственную связь (упал — больно — бежит к маме)
  • активно наблюдает за эмоциональной реакцией взрослых и начинает им подражать
  • умеет проявлять осторожность, часто оглядывается или ищет глазами маму, когда она выпадает из поля зрения
  • знает названия окружающих предметов и звуки, издаваемые животными, может их повторить
  • выполняет несложные просьбы: принеси, дай, найди
  • знает слово «нельзя» и очень бурно реагирует, когда не получает желаемое
  • использует социальные жесты: машет рукой на прощание, исполняет воздушный поцелуй, играет в ладушки, тянет ручки, когда что-то просит
  • активно познает мир, любит все ощупывать, осматривать, пробовать на вкус, для удовлетворения любопытства способен заглянуть в любой уголок квартиры: открывает и закрывает дверцы, залезает в шкафы, выдвигает ящики, заглядывает под диваны
  • складывает и достает вещи из коробки, собирает простые пирамидки, играет сортерами, черпает воду ложкой, бросает мяч, осознанно тянет или толкает предметы для их перемещения
  • вступает в контакт со сверстниками, показывает дружеское расположение
  • пьет из поильника, может учиться пить из чашки, пытаться пользоваться ложкой
  • помогает родителям при одевании: поднимает и просовывает ручки в рукава, ножки в штанины, может самостоятельно снимать шапку или носки, играет с обувью, пытаясь ее надеть
  • некоторые начинают осваивать гигиенические навыки: подставляют ручки под струю воды, промокают лицо полотенцем, пользуются горшком

— Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?

— Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.

— Физическое развитие годовалых детей различается?

— К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.

  • рост — от 74 до 77,3 см
  • вес — от 9,4 до 11 кг
  • рост — от 72,8 до 75,8 см
  • вес — от 9 до 10,2 кг

— Сколько зубов у ребенка в 1 год?

— У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

— Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

— В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.

Читайте так же:
Трихинеллёз — лечение и профилактика

Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста — важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.

Признаки отставания в развитии

Ребенок в год не ходит — один из вариантов нормы

С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:

  • поздно начал держать голову и переворачиваться;
  • поздно научился садиться, и если сидит, то неустойчиво;
  • поздно встал у опоры, а если встает, то на цыпочках;
  • часто падает, не предпринимает попыток выставлять ножки, имитируя ходьбу.

У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса.

Ребенок в год не говорит

Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:

  • не оживляется, услышав речь взрослого;
  • не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • не предпринимает попыток гулить;
  • к 8-9 месяцам не лепечет, не подражает звукам, которые издают взрослые.

Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью.

Другие симптомы задержки развития

Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:

  • к году его развитие значительно отстает или превышает среднестатистические нормы — определить отклонения поможет врач;
  • с рождения наблюдаются патологические масса-ростовые прибавки;
  • он внезапно перестает расти и набирать вес;
  • он не может удерживать в руках предметы, манипулировать ими, пить из поильника или кружки.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

— Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?

— Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.

Например, если ребенок…

  • открывает дверь — проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
  • взбирается на диван — предусмотреть мягкое падение;
  • хочет есть самостоятельно — выдать ложку.

Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора — какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.

— Какие игрушки нужны ребенку в год?

— Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.

Как развивать малыша в 1 год

Игры на развитие двигательных навыков

  • прятки
  • догонялки
  • игры с мячом
  • гимнастика под музыку в игровой форме
  • танцы

Игры на развитие сенсорики и моторики

  • мозаика, кубики, пирамидки, сортеры
  • матрешки, неваляшки
  • пальчиковые краски
  • игрушки из различных материалов разнообразной формы и фактуры
  • развивающие книжки
  • домики с замочками, застежками, гремящими элементами

Игры на развитие речи

  • чтение
  • пение
  • потешки, прибаутки
  • игры с картинками
  • прослушивание аудиозаписей с разнообразными звуками живой и неживой природы

— Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?

— Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.

Основные физические упражнения для детей от 1 года:

  • ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
  • ходьба приставными шагами;
  • бег на месте;
  • прыжки, приседания;
  • игры с мячом или другими игрушками;
  • ползание, лазание, преодоление препятствий;
  • упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.

— Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?

— Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки — все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.

Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.

— Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?

— Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.

  • утро — гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
  • день — сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
  • вечер — развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.

Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.

ДЕТСКИЙ РАЦИОН

— Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?

— Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.

Обязательные продукты после года:

    ;
  • кисломолочные продукты — творожок, кефир, ряженка, йогурт;
  • мясо — кролик, индейка, постная свинина, телятина;
  • рыба белых сортов — минтай, треска, пикша;
  • яйца;
  • каши;
  • овощи, фрукты;
  • масло;
  • хлеб.

— Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?

— Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:

  • иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
  • обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте — йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
  • включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
  • желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.

Такими свойствами обладает смесь MAMAKO ® Premium третьей формулы — она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO ® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь — из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО ® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию